Задать вопросы своими руками

Учимся правильно задавать вопросы: правила постановки вопросов

  • 12 Январь 2021
  • 13 минут
  • 33 368

Студенту важно уметь слушать. Но еще важнее – уметь задавать правильные вопросы, которые помогут получить нужный ответ. Иначе можно получить такой ворох лишней информации, которая забьет голову и не оставит места для полезных вещей, которые можно найти на нашем телеграм-канале.

Давайте вместе разбираться, что такое правильный вопрос, почему так важно уметь его составлять, а также какие виды вопросов бывают.

Правильный вопрос: какой он?

Правильно заданный вопрос не вынуждает собеседника отвечать. Грамотная формулировка делает так, что собеседнику самому захочется хорошенько подумать и дать ответ.

Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека

Почему так важно уметь задавать нужные вопросы?

Дело в том, что нас окружает такой огромный объем информации, что если мы не научимся сортировать и принимать только важное, будет потрачено непростительно много времени и средств для поиска нужного.

Особенно важно это для бизнеса, ведь время – деньги. А задавая партнерам нужные вопросы, можно получить необходимые сведения, и в связи с ними выстраивать дальнейшую стратегию. Более того, задавать вопросы – значит проявлять к людям интерес, показыватя, что вы готовы уделить им время.

А вот неуместные и назойливые вопросы могут отпугнуть человека, заставить его «закрыться» и даже отказаться от сотрудничества.

Иммануил Кант был уверен, что ставить грамотные вопросы способны только умные и проницательные люди: «Бессмысленный вопрос требует бессмысленного ответа… Кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»

Чего можно добиться правильным вопросом?

Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей:

  • пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию;
  • повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог;
  • управлять диалогом, направляя его в нужное русло;
  • удерживать инициативу в общении.

Спрашивать могут не все. Задавать вопросы – удел смелых людей, которые не боятся обозначить свою позицию, раскрыть собственную систему ценностей собеседнику.

Но чтобы грамотный вопрос возымел действие, задавать его нужно не спонтанно, а продумывать заранее.

Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение

Типы вопросов

Чтобы получить важную информацию, важно не просто поставить вопрос, но и продумать, как это сделать. Есть типы вопросов, на которые люди отвечают неохотно или неоднозначно.

Специалисты по риторике рекомендуют чаще задавать вопросы, а не произносить монологи. Ведь именно так можно подвести собеседника к нужному вам выводу, не навязывая собственных выводов. А это уже искусство!

Первое, что нужно сделать – разобраться в типологии, а затем уже заинтересовать собеседника и дать ему понять, что ответить развернуто – это дело чести.

Закрытый вопрос

Цель закрытого вопроса – получить однозначный ответ (да, нет). Например: «Вы достигли совершеннолетия?», «У вас есть водительские права?».

С помощью закрытого вопроса можно получить однозначную информацию: «Какой вуз вы окончили?» – «МГУ».

Особенность этого типа – точная и краткая формулировка, поэтому и ответ предполагается точный и краткий. Часто в начале вопроса стоит местоимение «Вы», вопросительное слово или вопросительная конструкция. Например: «Вы сказали, что…», «Не возражаете, если…?», «Сколько…?», «Вы были…?».

Такие вопросы постоянно всплывают в студенческой и деловой жизни. Но чрезмерное их употребление нежелательно, так как создается напряженная атмосфера. Они уменьшают маневренность беседы, и у собеседника может сложиться ощущение допроса.

Цель закрытого вопроса часто не в собственном получении информации, а скорее в получении согласия или подтверждения на полученные ранее данные. (Груз ожидается в четверг? – Нет, в пятницу.)

Открытый вопрос

Здесь уже не получится ответить кратко, так как открытый вопрос предполагает объяснение.

Узнать такие вопросы можно по вопросительным словам «почему», «зачем», «каким образом», «как вы думаете» и т.д. Такие формулировки позволяют получить более развернутые данные, выяснить настоящие мотивы собеседника.

Особенность таких вопросов в следующем:

  • собеседник обдумывает высказывание, постоянно пребывая в активном состоянии;
  • у собеседника появляется шанс отбирать информацию для оппонента на свое усмотрение;
  • открытый вопрос устраняет барьеры между собеседниками, снимает с оппонента ощущение сдержанности и замкнутости;
  • партнер не ощущает давления, так как понимает, что является обладателем важной информации, идей, предложений.
Читайте также:  Бомбочки цветные своими руками

Но в открытом вопросе собеседник может уйти от четкого ответа, дав только ту информацию, которую посчитает нужным. Поэтому нужно быть готовым к дополнительным наводящим, второстепенным, основным и другим вопросам.

Их формулируют таким образом, чтобы подсказать собеседнику ответ, которого от него ожидают. По своему содержанию они делают очевидным ожидаемый ответ.

Например: «Вы же знаете, что это противозаконно?», «Разве это не противоречит уставу?».

В составе наводящих вопросов чаще всего есть слова-подсказки:

  • разве,
  • конечно,
  • ведь,
  • тоже,
  • не правда ли.

Есть также основные, второстепенные и последующие вопросы. Их можно продумать заранее или задать спонтанно. Цель таких вопросов – уточнить услышанное.

Альтернативные вопросы

Альтернативный вопрос – это открытый вопрос, который предлагает собеседнику несколько вариантов ответов или предлагает ему сказать свой.

Например: «Как вы стали юристом: осознанно выбрали профессию, пошли по стопам родителей или пошли за компанию с другом?»

Их используют, когда хотят разговорить собеседника. Но важно, чтобы все альтернативы были нейтральными, не задевали оппонента.

Название

Риторический вопрос

На такой вопрос не требуется прямой ответ. Его задают, когда хотят вызвать определенную реакцию: сделать акцент, заручиться поддержкой, напомнить о нерешенных проблемах.

Например: «Когда уже люди будут понимать друг друга?»

Важно, чтобы риторический вопрос был кратким, уместным, понятен всем присутствующим. Если в ответ звучит молчание, скорее всего, собеседник согласен и одобряет вашу точку зрения.

Переломный вопрос

Они удержат разговор в строго установленном русле или поднимут целый ряд проблем. С их помощью можно определить слабые места во мнении партнера.

Например: «Как вы видите пути развития вашей профессии?»

Такой вопрос уместен, если хотите плавно перейти с обсуждения одной проблемы на другую или когда почувствуете напряженность/сопротивление оппонента.

Вопрос для обдумывания

С его помощью можно подвести итоги беседы, тщательно проанализировать или прокомментировать сказанное ранее.

Например: «Сумел ли я вас переубедить в том, что…?», «Правильно ли я вас понял, что…?», «Думаете ли вы, что…?»

Его задают, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, подвести итоги беседы. Он поможет собеседнику обдумать собственное мнение, создать благоприятную почву для аргументации по проблеме, дает возможность внести правки в свою позицию, если они возникли в ходе беседы.

Зеркальный вопрос

Заключается в повторении части утверждения собеседника с вопросительной информацией.

Он не опровергает утверждение оппонента и не противоречит ему, а вносит в беседу новые элементы для придания открытости диалогу. Это позволяет понять точку зрения собеседника.

Контрольный вопрос

Позволяет управлять вниманием собеседника, возвращает его на предыдущий этап беседы, проверяет, насколько он понял обсуждаемое.

Стоит отличать контрольные вопросы, которые ориентированы на факты (Кто? Что?), направлены на человека, его внутренний мир и поведение (Как? Зачем?).

Здесь важно, чтобы вы сами хорошо знали ответы на поставленные вопросы, иначе можно попасть в ловушку, получив ответный вопрос-капкан – такой же вопрос, который оппонент задаст вам.

Есть 4 разновидности контрольных вопросов, которые преследуют разные цели:

  1. Вопросы для проверки компетентности (практические). Здесь задают теоретические и практические вопросы, связанные с опытом и знаниями собеседника. Сложный практический вопрос может стать вопросом-капканом. Поэтому перед тем, как его задать, убедитесь, что сами знаете на него ответ. Примеры практических вопросов: «А что бы вы предприняли в такой ситуации?», «Каким образом можно осуществить это на практике?». Чаще всего прием практических вопросов встречается в сфере изучения естественных наук (географии, химии, физики, экологии). Их суть заключается в том, чтобы любые сведения и знания заземлить на практике
  2. Вопросы для демонстрации знаний. Они нужны, чтобы предоставить собеседнику возможность блеснуть знаниями, компетенцией. Их хорошо задавать, если собеседнику необходимо самоутвердиться, заслужить уважение.
  3. Провокационные вопросы. Их задают, если хотят поймать собеседника на противоречии между сказанным сейчас и ранее. На собеседованиях иногда пытаются ввести собеседника в состояние смущения, задавая провокационные вопросы. Цель – посмотреть, как собеседник выкручивается из ситуации, как он себя ведет в ситуации неудачи, может ли он признавать поражение, а иногда – вывести из равновесия и заставить думать в нестабильной обстановке.

Мы с вами выяснили, какие виды вопросов бывают. А наши практические советы помогли понять, как и когда их можно задавать. Остается только потренироваться: начните с одногруппников, а потом и на преподавателей можно переключиться.

Ну а чтобы от беседы с преподавателем не отвлекала плохо написанная контрольная или курсовая, заручитесь поддержкой сервиса помощи студентам. Они блестяще выполнят свою работу, а вам остается только «заговорить» экзаменатора.

Источник

11 простых правил (из психологи) как правильно задавать вопросы и вести диалог

У меня на канале вышло уже две статьи о манипулировании людьми.

Одна о том, как не поддаться манипулированию ( ссылка на статью ), а другая полностью противоположенная, как научиться манипулировать людьми ( ссылка тут ).

Сегодняшняя тема, так же о манипулировании. Давайте поговорим о том, как правильно задавать вопросы, чтобы получить нужную вам информацию или в чем то убедить собеседника, подвести его к правильным (с вашей точки зрения) выводам.

Читайте также:  Датчик температуры наружного воздуха своими руками

Существует несколько простых правил ведения диалога. Когда вы их прочтете, вам покажется, что это очевидно и элементарно, НО если вы начнете следить за своим диалогом, вы увидите, как совершаете элементарные, как вам покажется, ошибки, тем самым нарушая правила. И как итог, результат диалога не будет достигнут.

Где применять эти правила:

  1. При ведении переговоров.
  2. При собеседовании.
  3. При знакомстве с человеком и даже на первом свидании, чтобы узнать как можно лучше человека, который рядом с вами.

1 правило:

Перед встречей или свиданием, установить цели и задачи вашей беседы (диалога).

Что это означает. Вы должны четко понимать, ради чего вы задаете вопросы и понимать куда вы ведете беседу. Если такое понимание у вас есть, то вы управляете диалогом и вами не смогут манипулировать в этом разговоре.

Например: Цель диалога: “Получить максимально подробную информацию о. ” или “Выявить реакции собеседника и его взгляды на. ” или “Убедить собеседника в. ”

2 правило:

Подготовьтесь к встрече. Узнайте как можно больше информации о своем собеседнике.

Это правило -классический способ подготовки журналистов для интервью. Они всегда узнают информацию о человеке перед встречей. И как говорится: Google вам в помощь .

Что необходимо выяснить : интересы, хобби, убеждения, “больные темы”, которых не нужно будет касаться, или наоборот затронуть, чтобы выбить из равновесия и вывести на эмоции. Это уже будет завесить от целей вашей встречи, то есть от Правила 1 .

3 правило (из него существуют исключения):

Никогда не начинайте диалог сразу с интересующих вас тем и вопросов.

И это не правило этикета, то есть сначала » о погоде и природ е», а затем уже о деле. Нет. Это время вам необходимо для того, чтобы понять, как настроен ваш собеседник, выявить его темп речи, понять манеру ведения диалога. Обратите внимание, на то как он сидит или стоит, в какой позе находится. И использовать всю эту информацию, чтобы максимально подстроится под собеседника.

Пример: если ваш собеседник говорит медленно, четко. В этом случае, и вам необходимо вести диалог в той же манере. Человеку сразу станет комфортнее вести с вами беседу. Ненавязчиво отзеркальте позу собеседника (внимание! Это не должно выглядеть “игрой в зеркало”, это должно отображать или напоминать позу собеседника). Это так же расслабит собеседника, ему будет легче общаться с вами.

Почему именно вы должны подстраиваться?

Потому что именно вам необходимо получить определенный результат от встречи, и вы хотите вести эту беседу.

Исключения:

В случае, когда вы хотите застигнуть собеседника врасплох, вам нужна яркая реакция на какое-либо важное событие в жизни собеседника. Спросите об этом в лоб, без предисловий и первым вопросом при встрече. А дальше уже наблюдайте, за реакцией, за тем как собеседник будет выкручиваться и отвечать вам.

Еще одно важное замечание, при “ разогревающей ” беседе, старайтесь избегать банальных вопросов.

Например, если человек приехал в ваш город, не спрашивайте его “Как вам наш город?, “Попробовали ли вы нашу местную кухню?”. Такими вопросами вы создадите настрой на банальный разговор и будете получать такие же ответы.

А какие вопросы задавать?

Необходимо задавать такие вопросы, над ответами на которые, вашему собеседнику необходимо будет подумать.

Тогда вы поймете, как человек мыслит, как он реагирует на неожиданные вопросы, как он формулирует свои вопросы адресованные к вам.

4 правило:

Это самое элементарное правило, но его практически всегда и практически все нарушают. Исключения, конечно же есть но они очень редки.

При формулировании вопроса, убедитесь, что в вашей реплике действительно содержится вопрос.

Потому что неясная интонация, несформулированный вопрос, а повествование предложение и ваша пауза с многозначительным взглядом в конце (вы же ожидаете ответ ), все это поставит вашего собеседника в тупик.

Что происходит в таком случае:

Если ваш собеседник заинтересован в диалоге с вами и ему так же что-либо нужно от вас. В этот момент он перехватит инициативу. Он за вас домыслит вопрос, а если собеседник обладает навыками ведения диалога, то немного перефразирует его в выгодном для себя направлении. Сам же его себе задаст и сам же на него ответит.

А если собеседник не заинтересован , то он сядет в «защитной позе» (скрестив руки на груди), и ответит вам рублеными фразами, повиснет пауза и ритм диалога вы потеряете, как возможно и расположение собеседника.

Читайте также:  Варочно отопительные печи своими руками схемы чертежи

5 правило:

Каждый вопрос, должен содержать только ОДИН вопрос.

Потому что каскад вопросов, которые насеиваются один на другой еще больше сбивают с толку собеседника и ему вообще становится непонятно как отвечать и с какого вопроса начать.

Как выглядят такие вопросы?

Как правило они содержат слово “ИЛИ”.

Пример: “Мы будем это делать через … или мы передадим это в. или я просто хотела узнать. , так вот я еще хотела бы уточнить как. ”

6 правило:

Когда ваш собеседник затрудняется с ответом и если вы заинтересованы в ответе — переформулируйте вопрос.

Сформулируйте его по-другому. Если вы будете просто повторять один и тот же вопрос ваш собеседник просто отстранится, замкнется и в результате вы получите уклончивый ответ либо не получите его совсем.

Такой метод допустим только на допросах, когда человека подвергают психологическому прессингу.

7 правило:

После того, как задали вопрос — выслушайте ответ.

Ни в коем случае, во время ответа на ваш вопрос не смотрите на часы, не проверяйте телефон или не ройтесь в бумагах. Таким поведением, вы показываете собеседнику, что вам в принципе, не интересен его ответ и его мнение. И таким образом вы можете пропустить важную информацию для себя, которая уже вам важна или за которую можно зацепиться и продолжить диалог.

8 правило:

Во время ведения диалога, перебивать собеседника можно, а в некоторых случаях даже необходимо.

Например, если ваш собеседник очень увлекся рассказом и ушел с темы разговора или даже запутался в своих мыслях его необходимо остановить. Для этого можно использовать фразу: “ Вы очень интересно рассказываете, спасибо большое, но я бы хотела вернуться к вопросу, с которого мы начали.” И задать еще раз вопрос.

Или если ваш собеседник рассказывает важную для вас информацию, и вы хотите уточнить детали. Ничего нет страшного, в том, чтобы перебить и попросить рассказать подробнее о интересующем вас моменте. Просто делайте это вежливо и корректно, обязательно используйте слово “извините ”.

Таким приемом можно скорректировать диалог в нужное вам русло.

9 правило:

Избегайте закрытых вопросов. Это вопросы, на которые можно дать односложные ответы “да”, “нет”, “не знаю”.

После таких вопросов диалог «гасится». А если они идут друг за другом, то ваш диалог превращается в анкетирование.

Не задавайте вопросы начинающиеся с фразы:

“А не думаете ли вы что. ” , “А не кажется ли вам, что. ”

Вы думаете, что это развернутый вопрос, но на самом деле на него легко ответить просто “ Да, думаю” или “ Нет не кажется ”.

Эти вопросы — это лазейки для вашего собеседника, чтобы не вести с вами диалог.

10 правило:

Пауза в диалоге — это мощный инструмент манипуляции в разговоре.

Например: если вы задаете вопрос, а ваш собеседник затрудняется ответить и молчит — не спешите подхватывать эту тишину. Это в том случае, если вы уверены, что вопрос сформулирован понятно корректно и если вы точно знаете, что собеседник может дать ответ на этот вопрос, но по каким-то причинам он молчит.

Есть такое правило у актеров -» кто подхватывает паузу тому она и принадлежит» , то есть тот несет за нее ответственность.

Выдержите паузу, не торопитесь, сядьте удобнее и ждите ответа.

Если человек все-таки никак не отвечает у вас 2 варианта:

1. вы перефразируете вопрос (6 правило)

2. если вы хотите подчеркнуть, то что ответа так и не было вы говорите: “ Спасибо, за ваш ответ. Я ожидала (или не ожидала) подобной реакции .” Это вы поймете по ходу ведения диалога.

11 правило:

Правило последнего вопроса: он должен быть емкий по содержанию и краткий по форме.

Можно задать вопрос на который можно дать односложный ответ “да” или “нет”.

Например: “вы видите дальнейшие перспективы нашего сотрудничества?”

Собеседник должен сам утвердить положительный финал вашего диалога.

В случае, когда собеседник недоволен исходом встречи , ни в коем случае не провоцируйте его к негативному выводу в финале разговора. В этом случае финальное слово должно оставаться за вами. И вы формулируете вывод так, чтобы немного подтолкнуть собеседника к мысли, что все же ему нужно задуматься и возможно еще раз встретиться с вами и обсудить эту тему или этот вопрос.

Например: “Благодарю за то что нашли время на встречу. Возможно, мы не достигли понимания по всем вопросам, но у нас ….”

В любом случае итог диалога должен быть позитивным.

Источник

Оцените статью