- Ремонт и уход за выгребной ямой
- Основные проблемы выгребных ям
- Общие правила ремонта выгребных ям
- Технологии ремонта выгребной ямы
- Ремонт бетонной ямы
- Ремонт ПВХ-септика
- Особенности обслуживания выгребной ямы
- Очистка сооружения от ила
- Устранение запаха из выгребной ямы
- Зимний уход за выгребной ямой
- Как самому заделать яму в дороге?
- Быстрое и качественное решение проблемы
- Сам процесс заделки ям проходит в следующем порядке:
Ремонт и уход за выгребной ямой
Содержание статьи:
- Основные проблемы
- Общие правила
- Технологии ремонта
- Бетонная яма
- ПВХ-септик
- Особенности обслуживания
- Очистка от ила
- Устранение запаха
- Зимний уход
Уход за выгребной ямой — это комплекс мероприятий, направленных на поддержание автономной канализации в рабочем состоянии. О том, как выполнять очистку и устранять наиболее распространенные проблемы сооружения, мы расскажем в этой статье.
Основные проблемы выгребных ям
Если фильтрующая выгребная яма стала наполняться стоками быстрее, чем обычно, это указывает на снижение эффективности ее работы. Наиболее распространенной причиной этой проблемы являются заиливание дна или жировые отложения на стенках сооружения. Если их очень много, нерастворимый жир заполняет поры грунта и противодействует фильтрации в почву жидкой фракции стоков. Аналогичным действием обладает толстая корка ила на дне резервуара.
Другая проблема — неприятный запах. Его не должно быть, если выгребная яма обустроена технологически правильно: имеется вывод вентиляции, а сверху — герметичная крышка.
Третья проблема — механические повреждения стенок выгребной ямы. Это случается, когда материал для строительства такого сооружения был выбран неправильно, например, силикатные или газобетонные блоки. Не следует забывать, что стоки в выгребной яме являются химически агрессивной средой. Поэтому более подходящий для такого сооружения материал — это бетон или глиняный кирпич.
Если заиливание ямы происходит в результате проникновения в стоки масел и жира, рекомендуется кухонную мойку оснастить жироулавливающим фильтром. Хотя идеальным вариантом будет устройство септика между дренажной ямой и канализационным стояком дома. Поступающие в септик стоки, содержащие жиры и мыльные отходы, могут очищаться до 95%, а потом дренировать в почву, уже не представляя угрозы для природной среды.
Общие правила ремонта выгребных ям
Особые условия, в которых работает выгребная яма, рано или поздно приводят к необходимости ее ремонта. Если сооружение имеет механические дефекты, в первую очередь следует:
- Вызвать ассенизаторскую машину и откачать из ямы ее содержимое;
Внимательно осмотреть стенки и дно сооружения на предмет повреждений;
Рассчитать затраты, необходимые для ремонтных работ;
В процессе ремонта выгребной ямы необходимо проверить целостность всей системы канализации, включая трубы и фильтры, выбирать для работы надежные материалы, исключая шлакоблоки, силикатный кирпич и прочие пористые или химически неустойчивые изделия.
Технологии ремонта выгребной ямы
Теперь рассмотрим наиболее часто встречающиеся повреждения выгребных ям и методы устранения их дефектов.
Ремонт бетонной ямы
Если стены канализационного приемника изготовлены из старых бочек, каменных блоков, пластика или автомобильных покрышек, в каждом из этих случаев материал можно заменить бетонными кольцами. Эта процедура называется капитальным ремонтом.
Для его осуществления потребуется автомобильный кран-манипулятор. Элементы поврежденной или сгнившей конструкции необходимо демонтировать, выровнять стены земляной ямы, а потом установить бетонные кольца и крышку с люком. Подающую стоки трубу нужно устанавливать в процессе монтажа колец. Дно ямы можно сделать фильтрующим или герметичным.
Если в бетонном кольце обнаружен пролом, его можно заделать. Для этого необходимо снаружи освободить яму от грунта до низа проблемного участка. После этого место повреждения следует очистить от ила и жировых отложений, используя молоток, зубило, щетку со стальным ворсом и растворитель. Важно, чтобы после очистки поврежденный бетон имел хорошую адгезию с цементным раствором. Если этого удалось добиться, пролом можно закрыть кирпичной кладкой, а потом ее оштукатурить.
В случае когда старая яма заилена настолько, что ее очистка экономически нецелесообразна, можно рядом установить второй приемник из бетонных колец, а потом оба резервуара соединить переливной трубой. Рассчитывая расстояния между сооружениями, нужно учитывать рекомендации СНиП.
Ремонт ПВХ-септика
Основной вид повреждений пластикового резервуара — это трещины. Устранить такой дефект самостоятельно вряд ли удастся. В таких случаях помогает наложение на разделанную трещину шва, выполненного с помощью прутковой сварки, то есть горячим воздухом. Однако такое оборудование, как правило, в домашнем хозяйстве отсутствует. Поэтому лучшим выходом может оказаться вызов специалистов. Трещину они заделывать не будут, но резервуар поменяют.
Перед демонтажем старой емкости желательно у них узнать, какая модель будет установлена взамен. Рекомендуется выбирать септик с дополнительным резервуаром-отстойником и системой очистки. Такая модель позволяет собирать воду, которую потом можно применять для технических нужд, например, для полива. Современные септики используют биопрепараты, которые нейтрализуют канализационные стоки и выдают чистую воду.
Важно обратить внимание на заявленную продолжительность эксплуатации резервуара и его экологическую безопасность. Обычно срок службы качественного септика, например «Астра», составляет 50 лет.
Особенности обслуживания выгребной ямы
За выгребной ямой уход не особенно сложен, но для нормальной работы в течение длительного срока она нуждается в периодическом обслуживании. Оно включает в себя своевременную очистку емкости, устранение неприятного запаха и подготовку к зиме. Давайте рассмотрим подробно каждое из этих мероприятий.
Очистка сооружения от ила
Заиливание сточного резервуара приводит к его ускоренному наполнению отходами. Постепенно оседая на дно и стенки ямы, твердые фракции сточной жидкости создают на поверхности непроницаемый слой, который противодействует дренированию воды в грунт и уменьшает внутренний объем емкости.
Очистить выгребную яму можно самостоятельно либо с помощью специалистов. Проще всего освободить резервуар от стоков, перелив их в другую яму. Потом нужно выполнить очистку поверхности и закончить процедуру заливкой чистой воды. Такой способ дает вполне ощутимый результат.
Выполнять работу рекомендуется в таком порядке:
- Установите в сточном резервуаре погружной фекальный насос. Шланг от его выходного патрубка нужно вывести в отдельную яму. Конструктивно это может быть обычный котлован, вырытый в земле. Расстояние от жилой постройки должно быть не ближе 50 м. Конец шланга необходимо в обязательном порядке оборудовать фильтром, который не допустит проникновения в земляной котлован крупных включений жидкости, не способных впитаться в грунт. Несколько кубов жидкой фракции стоков может за пару дней полностью уйти в почву.
После откачки стоков из выгребной ямы в котлован необходимо спуститься внутрь сооружения и удалить с помощью инструментов наросты ила на загрязненной поверхности. Для работы в бетонной емкости можно использовать щетки со стальным ворсом. Если резервуар стальной или пластиковый, удобнее пользоваться полиуретановыми гребнями. Перед спуском в резервуар нужно обязательно надеть специальный костюм, строительный шлем и подходящую обувь.
Может случиться такое, что вышеописанный вариант очистки ямы вам не подойдет. Тогда за помощью можно обратиться в специализированную компанию. Однако здесь существует определенный подвох: ассенизаторская техника удаляет только жидкие отходы, вывозя их за пределы территории. А наросты ила в эту категорию не входят. Поэтому, так или иначе, перед приездом ассенизаторов яму со стоками придется подготовить.
Порядок работы будет такой:
- Для удаления отложений ила из наполненной стоками ямы нужно подготовить специальный шест. Это своего рода модернизированная щетка. Длина шеста должна соответствовать глубине выгребной ямы, палка должна быть прочной и жесткой. На ее конец нужно установить диск. Это может быть металлическая пластина, например, к которой приварен «ворс» из гвоздей.
Сверху над ямой нужно изготовить строительные леса, хотя стоять можно и на прочных широких досках. Но в этом случае в целях соблюдения правил безопасной работы понадобится страховка в лице напарника.
Для очистки емкости от ила щетку следует поступательными движениями вести по стенкам, повторяя процедуру несколько раз. Дно резервуара можно очистить вращением диска вокруг оси.
После такой подготовки большая часть твердых отходов станет взвесью, которую ассенизаторы без проблем откачают вместе со стоками.
Устранение запаха из выгребной ямы
Практически все выгребные ямы сопровождают крайне неприятные запахи. Если работает вентиляция, распространение запахов по участку становится меньше, но совсем не исчезает. Основной причиной этой проблемы являются отложения нерастворимого осадка внутри выгребной ямы. Поэтому в первую очередь необходимо очистить заиленный резервуар, а потом провести профилактические процедуры.
Неплохие отзывы имеют микробиологические препараты, специально предназначенные для обеззараживания сточных резервуаров. Эти вещества не только удаляют остатки ила, но и эффективно устраняют запах. Однако они не подходят для ям с хлорированными и мыльными стоками.
Универсальны химические средства для очистки отстойников. Они устраняют дурной запах выгребных ям при любых условиях. Но и здесь существуют свои ограничения: химические соединения могут нарушить целостность емкостей из пластика и металла. Поэтому такие средства для ухода за выгребными ямами применяют только в бетонных сооружениях.
Зимний уход за выгребной ямой
При правильном подходе к работе утепление стенок выгребной ямы нужно проводить еще на этапе ее сооружения. В качестве утеплителя можно использовать керамзит, пенопласт, минеральную вату и прочие теплоизоляционные материалы. Но если эти работы не выполнялись, можно попытаться минимизировать риск промерзания резервуара путем установки на него изолированной крышки. Она должна иметь достаточную толщину и немного перекрывать внутреннее пространство емкости. Для утепления крышки подойдет пенопласт.
Более надежным способом является установка глиняного короба. Для этого на крышке емкости нужно сделать опалубку и залить ее глиной. Полученный саркофаг не позволит холодному воздуху проникнуть внутрь себя. Данный метод можно применить только в том случае, если осенью проводились чистка резервуара и его осмотр на предмет отсутствия повреждений.
Если выгребная яма зимой все же замерзла, можно попытаться ее отогреть, используя понижающий трансформатор. При отсутствии опыта разогрева труб электрическими проводниками не рекомендуется применять сварочный аппарат в качестве теплоносителя. Для новичка это опасно.
Выгребной резервуар, изготовленный из стальной бочки, можно обогреть таким способом:
- Трубу канализации, выходящую из дома, нужно плотно обмотать обогревающим кабелем. Второй конец провода, протянутый к сточному резервуару, следует соединить с фазой электросети. Заземление этой системе не требуется, так как остаточный ток забирает грунт из-за своей проводимости.
Если яма промерзла до дна, в ее центр следует вбить стальной штырь. К нему нужно присоединить оголенный конец кабеля, а другой конец включить в розетку. Времени для прогревания потребуется много — от 12 часов до суток, но эффект будет.
Как ухаживать за выгребной ямой — смотрите на видео:
Источник
Как самому заделать яму в дороге?
Весной на многих городских улицах можно увидеть большое количество новых ям, которые появились по причине отсутствия хорошего основания дороги либо неправильного отвода воды от покрытия. Нередко возникает вопрос о том, реально ли заделать ямы на дороге своими силами. Обычно данную проблему решают представители властей, но зачастую на это уходят долгие недели или даже месяцы, в течение которых можно повредить огромное количество автомобильных шин и дисков.
Достаточно часто наиболее проблемными являются всего несколько крупных ям. Для того чтобы провести такой ямочный ремонт , заказывать маленькую партию асфальта просто нерационально с финансовой точки зрения. Предприятия, изготавливающие смесь, не готовы отгружать асфальт в минимальных объемах. Кроме того, придётся ещё и задействовать технику для перевозки и асфальтирования, что также связано с серьезными расходами. А для обеспечения полноценного проезда по дороге нередко нужно заделать лишь несколько крупных ям.
Быстрое и качественное решение проблемы
Мы предлагаем обратить внимание на достаточно простой, испытанный временем, недорогой и при этом результативный метод ямочного ремонта дорожного покрытия. Огромное преимущество этой идеи — доступность всех средств, которые нужны для её реализации. Из «оборудования» нам понадобится лишь два кирпича, совковая лопата и веник.
Перечень материалов также минимальный (на заделку 1м2 ямы глубиной 100 мм):
- 20 литров битумной мастики (продаётся в строительных магазинах). Цена — около 300-350 руб.;
- 0,5 тачки песка;
- 1 тачка известкового щебня (фракция 5-20 либо 20-40).
Сам процесс заделки ям проходит в следующем порядке:
- Очистка ямы от грязи, воды и мусора с помощью метлы.
- Засыпка неровности щебнем так, чтобы он находился на одном уровне с асфальтом. Идеальный вариант – именно мелкий известковый щебень. Использовать гранитный либо гравийный материал не рекомендуется. Не подходит также бой кирпича, измельчённый бетон и т.п.
- Уплотнение щебня с помощью подходящих средств. Как вариант – несколько раз проехать по нему автомобилем.
- Установить два кирпича параллельно друг другу так, чтобы между ними развести небольшой костёр, а сверху поставить ведро с битумной мастикой.
- Разогревать битумную мастику около 25-30 минут, пока она не станет достаточно жидкой. Рекомендуется периодически помешивать её палкой.
- Равномерно распределить мастику по щебню, чтобы не оставалось пустых участков. Наиболее старательно необходимо пролить места примыкания ямы к сохранившемуся асфальту.
- Высыпать на покрытие песок (толщина слоя — 20-30 мм). Песок должен полностью покрывать мастику. Благодаря этому транспорт будет утрамбовывать мастику вперемешку с песком в пустоты между щебнем. Песок также защитит покрышки от загрязнения мастикой. Экономить на песке не рекомендуется.
- После этого можно запускать движение транспорта на отремонтированном участке. Автомобили достаточно быстро утрамбуют заплатку. Именно уплотнение очень сильно влияет на срок службы заплатки.
Опыт показывает, что такие заплатки успешно справляются со своими функциями не один год. Нередко асфальт вокруг этих мест изнашивается, на нём появляются дефекты, а заплатки выглядят идеально. Поэтому в долгосрочной перспективе эта технология очень доступная и эффективная. Для её применения не нужен какой-либо опыт.
Помимо ям разогретую битумную мастику также рекомендуется использовать для проливки трещин на дороге. Это решение предотвратит проникновение воды внутрь дорожного покрытия, значительно продлив срок его службы. Ведь именно по причине замерзания воды, которая проникает в асфальт, дороги и разрушаются.
Все желающие могут получить у представителей нашей компании профессиональные консультации, связанные со сферой дорожного строительства. Мы применяем разные методики работы и можем предложить оптимальные способы решения вашей задачи.
Источник