Мастер-класс
13.08.2018 // Свободная роспись по загустке
В Японии при росписи шелка для кимоно, чтобы краска не растекалась, использовали густой рисовый отвар. Грунтовали им ткань и после высыхания расписывали ее, как бумагу.
Сегодня у нас есть различные варианты смесей, которыми покрывают шелк для уменьшения растекания краски. Главное, на мой взгляд, требование к таким смесям – они должны легко смыватся с шелка после росписи. Поэтому, например, я не применяю антирастекатели на акриловой основе, типа тех, что выпускаются под маркой Marabuили Decola.
Мне нравится загустка от Мира шелка http://silk-silk.ru/catalog/zagustka_dlya_batika/?lang=ru
. Она у них двух видов – альгинатная и просто Загустка, без пояснения состава. Альгинатная из водорослей, а та, что безымянная, думается мне, что это что-то типа обойного клея на казеиново-целлюлозной основе. В исходном виде обе они – сухие смеси белого цвета.
Разводятся обе загустки водой комнатной температуры, но ведут себя в процессе разведения немного по-разному. Альгинатной загустке нужно время (час примерно), чтобы комки разошлись. Другую загустку нужно хорошо размешивать с небольшим количеством воды, чтобы ушли комки, оставить минут на 15 для набухания и потом долить воды до нужной консистенции. Они обе должны быть как средней густоты кисель – густая высыхает неровно, жидкая не держит краску. Если получилось таки жидко – нанесите слой, просушите и потом нанесите еще один слой. Альгинатная загустка получается более нежной и прозрачной, просто загустка белесая, похожая на клейстер или, опять же, на обойный клей.
В разведенном виде загустка хранится недолго и держать ее лучше в холодильнике.
Как говорит владелец сайта Мир шелка, альгинатная загустка держит краску лучше и смывается легче.
Я работала обеими – в этом смысле разницы не заметила.
Наношу загустку широкой кистью и даю высохнуть, если очень спешим, то можно сушить феном. То есть покрываем всю ткань и работаем дальше как по бумаге. Можно оставить фон белым, можно наносить последовательно краску от светлого к темному, в последнюю очередь делая графичную проработку темным цветом – тогда можно и весь фон так закрыть.
Закрыть только часть работы, а остальную ткань оставить для свободной заливки нельзя. Ну, то есть я попробовала и вышла из ситуации, но это не вариант.
Что можно – можно какую-то деталь ограниченную резервом покрыть загусткой и ее расписать детально по загустке.
На первом фото геккон покрывается загусткой, а на втором — немного процесса и уже в готовом виде — фон расписан по влажной ткани без загустки. Ткань — смесь шелк/лен.
Обе загустки отлично держат краску на любой ткани – это пример с эксцельсиором, все абсолютно контролируемо. В правом верхнем углу коллажа первоисточник Моне, выполненный, как вы понимаете маслом — а у нас на эксцельсиоре мазки не менее выразительные!
Это пример на креп-шифоне
Обе загустки позволяют слегка размывать мазок краски водой и делать мягкие переходы между влажными мазками. Но без фанатизма! Если очень много влаги – воды или краски на кисти, то можно заработать грубый растек. Желательно просушивать краску феном при переходе от светлых тонов к более насыщенным и темным, чтобы ткань не была сильно влажной – загустка работает именно когда поверхность сухая.
А после запаривания при выполаскивании в теплой воде обе загустки смываются без особых усилий.
Вот собственно и все, успехов!
Источник
Как сделать краски густыми
Иногда для батика требуются густые краски, например, для трафаретной росписи ткани или техники, напоминающей работу с масляными красками (свободная роспись).
И если под рукой не оказалось акриловых красок или свойства их вас не устраивают, можно сделать самостоятельно загустку. Так называют состав для сгущения краски.
Загустку нужно добавлять прямо в краситель. Есть несколько методов, чтобы приготовить этот раствор самим, нам нужны крахмал (можно взять резерв) и желатин.
1.
Густыми краски станут на желатине, если в возьмете его 1 чайную ложку, замочите в холодной воде (1 стакан) и нагреете для растворения). В полученные раствор добавьте краску. Это может быть разведенный анилиновый краситель из пакетика (только процедите его через марлю!) или краска из набора, допустим, «Батик».
Если у вас есть мочевина или аммиак, добавьте любой из этих ингредиентов в краситель, если на пакетике было обозначено, что он предназначен для работы с хлопком.
Если в ваших планах расписывать шелк или шерсть, добавьте в краситель мочевину или лимонную кислоту. Слишком густая краска (напоминаю, речь идет об анилиновых красителях!) разводится кипяченой водой.
2.
О желатине все. Теперь рассмотрим способ, как сделать краски густыми с помощью крахмала. Нам его нужно столько же – 1 чайная ложка. Загустка должна быть похожа на кисель. Нужно развести крахмал в маленьком количестве холодной воды, а затем быстро вылить в кипящую воду, хорошенько размешивая. Смотрите, чтобы смесь не закипела и была однородной. Потом можно добавлять краситель.
Если у вас есть резерв для батика, то загустку можно приготовит и на его основе. Порошковый краситель высыпаем в уксусную кислоту или спирт (лучше все же взять спирт – запах менее острый).
50 мм спирта на пакетик красителя, потом полученную смесь процеживаем и смешиваем с 1 л резерва, сделанного самим (он должен в это время вариться на водяной бане). Когда вы начнете работать с краской, разбавьте ее бензином.
По таким рецептам вы можете сделать и бесцветные загустки, в которые не нужно добавлять краску. Она тоже нужна: ведь с ее помощью можно разбавить слишком густую краску до нужного оттенка. Красками, загущенными на основе резерва, можно пользоваться как резервом. Здесь все очень просто: если мазки краски заключить в контур, то за его края жидкий краситель не растечется.
Если вы хотите сделать в росписи специальный эффект, возьмите плоские кисти с щетиной разного размера. Отжимая краску на кисточке о край банки, можно оставлять на полотне живописные характерные мазки. Такая структурность создаст на работе красивый эффект, сделав акцент на чем-то. Кисточка должна быть полусухой при таких действиях.
Смешивайте краски друг с другом, только если они сделаны на основе одной загустки.
Источник
Загустки и их приготовление
1. Крахмал—картофельный или рисовый — применяется для приготовления загусток (10—20 % — ные). Нужно взять:
Сухого крахмала 125—150 г
Сухой крахмал размешивают с небольшим количеством воды, добавляют остальную воду, затем в течение часа разваривают при помешивании на водяной кипящей бане до получения прозрачной массы. Готовую загустку процеживают через частое сито. Крахмальная загустка плохо растворяется в воде.
2. Декстрин — клеющее вещество, хорошо растворяется в воде; готовят его так же, как крахмальную загустку.
3. Можно приготовить и декстриново-крахмальную загустку. Для этого надо взять:
Декстрина 450 г
Крахмал и декстрин размешивают с небольшим количеством воды, добавляют остальную воду и смесь нагревают до 80—85 °С в течение полутора часов, после чего охлаждают и протирают через сито.
4. Сальвитоза марок С-5, ОУС, ОУА. Растворяется в воде при температуре 25 °С, образуя загустку большой устойчивости. Смесь 100—120 г сальвитозы с 900—880 мл воды оставляют на один-два часа, затем размешивают и процеживают.
5. Трагант — застывший сок кустарника типа каучуконосных. Имеет вид роговидных пластинок белого, желтого и коричневого цветов. Для получения загустки из траганта берут траганта 60 (80) г, воды соответственно 940 (920) мл.
Трагант заливают холодной водой и оставляют на сутки, затем разваривают на кипящей водяной бане в течение трех-четырех часов. Готовую загустку протирают через сито.
Источник
Расписываем шелк с использованием загустки
Расписываем шелк с использованием загустки
Техника росписи с загусткой или добавление загустки в краску позволяет сделать краску густой и имитировать масляные, акриловые, гуашевые краски. С помощью загустки можно расписывать мазками или покрывать небольшие участки сплошной заливкой, рисовать не классический акварельный батик, а картины в стиле импрессионистов , создавать эффекты мазков в живописи.
Загустка альгинатная, МИР ШЕЛКА позволяет получить эффект свободной росписи, мазки. Рекомендуется использовать загустку с Активными красками МИР ШЕЛКА для Батика. Изначально загустка представляет собой мелкие сухие рассыпчатые хлопья. Нам нужно ее «приготовить»:
Насыпьте необходимое количество Загустки — 2 ст. ложки в емкость. Готовим необходимое количество баночек, учитывая количество цветов. Далее добавляйте теплую воду (30-35°С) и перемешивайте до получения консистенции густого киселя. Сначала будут комочки, потом при перемешивании масса станет более однородной.
Загустка готова, следующий этап – смешивание загустки с краской для батика МИР ШЕЛКА, она продается в порошке, это очень удобно, так как можно самой регулировать концентрированность краски.
Добавляем в уже однородную загустку краску для батика, тщательно перемешиваем, до получения густой массы, похожей на гуашь. Здесь есть своя особенность: чтобы рисунок получился ярче разбавляйте загустку не теплой водой, а сразу разбавленной краской. Проделываем эту схему со всеми баночками.
Делаем контрольные мазки на шелке или бумаге, чтобы посмотреть яркость полученной краски-загустки. При высыхании краска немного светлеет, примерно как гуашь.
Делаем для себя «Шпаргалку» на шелке, обводим загусткой основные элементы, делаем минимальную цветовую раскладку.
Далее идет свободный творческий процесс.
Чтобы наш платочек-картина был защищена от воды и его можно было стирать – его нужно «запарить». После стираем и вся жесткость загустки состирывается, платок становиться мягким.
В чем разница между обычной загусткой по шелку и Альгинатной:
Ну во первых — тем, что она натуральная, сделана из водорослей (без любой химии).
Во вторых — только с помощью Альгинатной можно создать сложные эффекты на шелке, называемый — «Эффект перышек».
1 Наносим (разведенную до консинстенции густого киселя) Альгинатную заг. линией 3 мм.
2 На одной стороне от линии наносим светлее цвет, а на другой нужным цветом потемнее.
3 Добавляем воды на светлую часть рисунка и она сквозь загустку начинает простреливать на темную часть.
4 Нужно вовремя снизу подсушить эффект вентилятором или сушилкой.
Источник
«Вдохновившись Ван Гогом». Расписываем шелковый платок с использованием загустки
Дело в том, что моя подруга очень любит и восхищается творчеством Ван Гога, а особенно его картиной «Звездная ночь».
Поэтому когда-то я решила создать панно-платок, картину на шелке в технике батик по мотивам этой картины ей в подарок. В батике есть множество интересных, не похожих друг на друга техник. Я выбрала роспись по шелку с использованием «загустки». Техника росписи «загусткой» (добавление загустки в краску) позволяет сделать краску густой и имитировать масляные, акриловые, гуашевые краски. Можно расписывать мазками или покрывать небольшие участки сплошной заливкой и рисовать не классический акварельный батик. На мой взгляд, этот способ наиболее подходит для картин в стиле импрессионизм и других, «мазковой» живописи.
Во всех нас есть немножечко Ван Гога 🙂 Приглашаю вас в увлекательное путешествие.
- отрез шёлка-крепдешина средней плотности размером 90*90 см;
- краски для росписи по шёлку;
- загустка для батика;
рама на винтах или подрамник 90*90 см (при использовании подрамника нам потребуются кнопки, если он без крючков);
Первым делом нужно подготовить наши краски! Главная героиня росписи – Загустка альгинатная, я работаю загусткой «Мир шелка», можно использовать обычный обойный клей, например «Metylan». Загустка используется при росписи шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, смесовых тканей. Загустка позволяет получить эффект свободной росписи, мазки. Рекомендуется использовать Загустку с Активными красками для Батика.
Изначально загустка представляет собой мелкие сухие рассыпчатые хлопья. Нам нужно ее «приготовить»:
Насыпьте необходимое количество Загустки (1-2 ложки) в емкость. Я сразу готовлю необходимое количество баночек, учитывая количество цветов. Далее добавляйте теплую воду (30-35°С) и перемешивайте до получения консистенции густого киселя. Сначала будут комочки, потом при перемешивании масса станет более однородной.
Загустка готова, следующий этап – смешивание загустки с краской для батика. Я работаю красками «Мир шелка», они продаются в порошке, это очень удобно, так как можно самой регулировать концентрированность краски.
Добавляем в уже однородную загустку краску для батика, тщательно перемешиваем, должна получиться густая масса, похожая на гуашь. Здесь есть своя особенность: чтобы рисунок получился ярче, я разбавляю загустку не теплой водой, а сразу разбавленной краской, чуть подогетой в микроволновке.
Проделываем эту схему со всеми баночками.
Далее я делаю контрольные мазки на шелке или бумаге, чтобы посмотреть яркость полученной краски-загустки. При высыхании краска немного светлеет (примерно как гуашь).
Пока краска сохнет, самое время натянуть шелк на раму!
Рама у меня с крючками, регулирующаяся (на винтах), размером 2 метра на 1.5 метра, я натягиваю шелк и регулирую раму, чуть натягиваю шелк и закручиваю винты. Итак, «холст» готов!
Распечатываем заранее картину Ван Гога «Звездная ночь» или включаем ее на мониторе любого из гаджетов (телефон, компьютер), далее делаем кальку-набросок картины, чтобы перевести рисунок на шелк, и вдохновившись, начинаем красить, рисовать, писать, в общем получать удовольствие от процесса!
При помощи булавок прикрепляем кальку под натянутым шелком.
Делаем для себя «Шпаргалку» на шелке, обводим загусткой основные элементы, делаем минимальную цветовую раскладку.
Снимаем кальку, получается вот такой, в простонародье «Подмалевок».
Далее идет свободный творческий процесс, мне удобнее писать с неба.
Вначале я прохожусь одним цветом, например, синим, пока загустка-краска на кисточке, прокладываю синим другие участки картины, речку, поле, горы. Второй кисточкой пишу желтые звезды, смешивая с салатовым – прохожусь по полям и лесам 🙂
Потом беру другие оттенки неба и пишу ими, фиолетовый, бирюзовый, голубой.
Добавляю в небо лунных желтых бликов.
Начинаю писать скалы, добавляю в них цвета неба и земли, цветовые ньюансы.
Прописываю домики и более детально весь пейзаж.
Далее беру черную краску и делаю обводку домов, добавляю черных и иссиня-черных мазков в небо, и картина готова, ей осталось только высохнуть.
Ниже самый первый вариант росписи, сравнив верхнюю и нижнюю работы, можно наглядно убедиться, что одинаково каждый раз не получается и картина всегда отличается от предыдущей или следующей, только если не делать идеальную копию.
Чтобы наш платочек-картина был защищена от воды и его можно было стирать – его нужно «запарить».
Для этого я расстилаю на полу старую простыню и аккуратно раскладываю на ней расписанный платочек.
Аккуратненько все расправляю, чтобы не было складок и заломов. Далее начинаю простыню с работой аккуратно сворачивать в рулетик-сверток. Потом получившийся сверток закручиваю в бумагу (это может быть газета). Газеты/бумага – это на всякий случай защита от брызг, когда сверток будет запариваться. На фото уже развернутый после запаривания сверток, к сожалению, не получилось сделать более подробных фото, но я с удовольствием отвечу на все ваши вопросы, если они появятся 🙂
Далее закручиваю получившийся двойной сверток улиточкой и подвешиваю над железным баком , который специальным для этих целей храниться у меня в мастерской 🙂 Вешаю так, чтобы сверток не касался стенок, по которым будет стекать конденсат. В бак предварительно наливаю воду, около 15 см верх от дна, и кладу туда блюдце или тарелку – пока вода кипит, блюдце разбивает водяные пузырьки и не позволяет им слишком брызгаться, кроме того, дребезжание тарелки о дно бака очень слышно:) , как только вода почти выкепела – блюдца не слышно, этот прием можно использовать первое время, когда еще не знаешь, как быстро выкипает вода, и сколько ее наливать, чтобы хватило на 1.5 часа. Тут еще важно налить воды столько, чтобы завернутый рулетик снизу не соприкасался с ней и с брызгами.
Накрываю получившуюся конструкцию шерстяным одеялом, пропускающим пар. На этом этапе наша цель – позволить пару накапливаться внутри ведра и проходить через препятствие (одеяло), не собираясь в капли над свертком и не капая на него водой. Далее жду примерно час-полтора пока батик «запарится». После этого снимаю улитку, раскручиваю ее, достаю картину и полоскаю ее в прохладной воде, пока излишняя краска-загустка не смоется и вода не станет прозрачной. Далее отжимаю платок в полотенце, глажу его прямо влажным до высыхания. Ну вот, собственно, и все. почти 🙂
Крайний штрих – подшиваю платочек на швейной машинке французским швом, где припуск зашивается вовнутрь и таким образом достигается аккуратный вид изделия.
Платок-картина готов. Можно носить на себе самыми различными способами 🙂 А можно и на стену повесить.
Желаю всем прекрасного осеннего настроения, вдохновения, любви и творчества. Спасибо за внимание! 🙂
Источник