Закрутка для стакселя своими руками пошаговая инструкция

Закрутка стакселя своими руками.

Первую самодельную закрутку я сделал как только купил свой Ветер, весной 2005 года, из корпуса шагового двигателя от старинного дисковода:

И выступая на форуме, неоднократно утверждал, что это нехитрое устройство можно построить из самых разных «полуфабрикатов», на первый взгляд совершенно для парусного туризма не пригодных. Вот еще один пример, в качестве упорного подшипника в барабане закрутки, будет использовано мебельное колесико-ролик, купленное в магазине хозтоваров. И немного оцинкованного крепежа:

В верхнем вертлюге будет стоять закрытый подшипник 19 х 6мм. Да-да, радиальный в качестве упорного! Я считаю что в данном случае, такое «непаспортное» применение подшипника вполне оправдано.

Шпилька М6, протачивается до диаметра 5 мм. Я это сделал на токарном станке, но при его отсутсвии можно обточить напильником, зажав шпильку в патрон дрели (тоже самое касается и всех остальных деталей этой конструкции, все можно начерно выпилить вручную и довести дрелью + напильником).

Шпилька изогнута буквой U:

Первый вариант кольца для крепления стаксель-штага к вертлюгу.

Âòîðîé âàðèàíò, ñêîáà äëÿ êðåïëåíèÿ ñòàêñåëü-øòàãà ê âåðòëþãó.

А это «корпус» вертлюга, подшипник фиксируется между двумя этими дисками:

Чтобы не допустить самопроизвольного отворачивания, винт немного разсверлен с торца, и разклепан:

Источник

Механизация закрутки стакселя

Каждый год в такелаж и оборудование гоночных яхт вносится множество усовершенствований, облегчающих работу экипажа и тем самым дающих возможность добиваться лучших результатов на соревнованиях.

Каждый яхтсмен знает, сколько труда и драгоценного на гонках времени требуется для постановки спинакера. Немало забот доставляет при этом скручивание или уборка стакселя, который мешает поставить спинакер. В этом случае приходится шкотовому идти на бак яхты для того, чтобы скрутить стаксель вокруг передней шкаторины и завязать его. При этом ему мешают стаксель-шкоты, да и сам стаксель на гоночных судах имеет весьма внушительные размеры, так что в свежий ветер, да еще и на волне матросу приходится работать в очень сложных условиях. На большинстве гоночных яхт спинакер ставят прямо из кокпита, поэтому механизация закрутки стакселя позволяет избежать работы на палубе. Схема такого устройства, опробованного на швертботах, приведена на рис. 1.

Когда установлена закрутка, есть возможность при усилении ветра не убирать стаксель целиком, а закрутить его так, чтобы можно было удерживать швертбот от опрокидывания. Закрутка стакселя может применяться не только на гоночных яхтах и швертботах. Предлагаемые конструкции закруток вполне пригодны для применения на крейсерских судах. Закрутка очень удобна при частых подходах к причалу. При подходе полным курсом убирают грот, и яхта движется под стакселем. Стаксель убирают позже, когда, по мнению рулевого, яхта дойдет до намеченной цели минимальным ходом без парусов. При этом нередко бывают промахи: если стаксель убран позднее нужного времени, то неизбежен удар о бон или берег, а при рано убранном стакселе яхта начинает дрейфовать. Особенно это чувствуется у швертботов, которые намного легче килевых яхт и, соответственно, более послушны ветру.

При применении закрутки стакселя эти неприятности тоже устраняются. Рулевой может заранее убрать грот и скрутить стаксель, а если у яхты не хватит хода, то можно на короткое время частично раскрутить стаксель и подойти абсолютно безопасно.

При подходе курсом бейдевинд большинство рулевых заранее растравливают стаксель и продолжают движение под гротом. Грот растравливают в момент, когда рулевой считает, что У него хватит хода, чтобы дойти до цели. И тут немало хлопот доставляют стаксель-шкоты, да и сам парус. Шкоты и парус мешают матросу, который находится на носу яхты, готовясь удержать ее от удара при швартовке. Бывает, что один из стаксель-шкотов цепляется за что-нибудь на яхте. Стаксель надувается ветром, и яхта уваливается на бон. С закруткой стакселя и этот подход становится намного легче. Стаксель может быть заранее скручен, и яхта идет под одним гротом. Скрученный стаксель не мешает обзору рулевого, полностью устраняет опасность уваливания яхты, облегчает работу матроса по швартовке.

Читайте также:  Все для рекламы своими руками

При кратковременной стоянке закрутка позволяет не убирать стаксель, в то же время не оставлять его полощущимся.

Устройство закрутки стакселя для швертбота

Фаловый угол стакселя крепят к вертлюгу закрутки, поднимаемому на стаксель-фале. Барабан закрутки устанавливают непосредственно в корпусе швертбота. К нижней скобе закрутки крепят галс-оттяжку, которая проходит через штатный роульс и служит для плотного обтягивания передней шкаторины стакселя. Для скручивания стакселя служит капроновый тросик, который наворачивается на барабан и проходит через направляющую в кожухе. Раскручивание стакселя производится стаксель-шкотами.

Конструкция вертлюга закрутки позволяет вращать переднюю шкаторину стакселя вокруг собственной оси в то время, как стаксель-фал не вращается. Вертлюг, установленный в нижней части узла, аналогичен по конструкции фаловому.

Ось 15 и насадку 14 делают из дюралевых трубок, остальные детали желательно сделать из нержавеющей Стали.

При сборке закрутки особое внимание нужно обращать на свободное вращение обоих вертлюгов. Для свободного вращения в вертлюги засыпаются шарики ∅ 3—4 мм, которые можно приобрести в спортивных магазинах, в отделах велосипедных деталей. На один вертлюг идет 9 штук шариков. Ось-заклепка должна быть так расклепана, чтобы вертлюг не зажимался.

Отверстия для сбооки деталей нижнего узла закрутки сверлят совместно со всеми устанавливаемыми на оси деталями. Сначала сверлят отверстие под заклепку 21, которой барабан крепится к оси. Середина барабана должна находиться на 130 мм от верхнего конца оси 15, Для крепления насадки 14 нарезают нижние отверстия ∅ 6,2 и Мб. Потом производят совместную обработку оси и закрепленной на ней насадки: фрезеровку выреза и сверление отверстий для вертлюга галса.

Затем на ось надевают барабан и расклепывают заклепку 21. После этого на ось сверху надевают шайбу 17, кожух 19, шайбу 16, просверливают отверстие ∅ 2,5 под шплинт и шплинтуют. При установке вертлюга винт раскернивают.

Насадку надевают на ось после установки нижнего узла в корпус. На палубу корпуса приворачивают палубную втулку, в которую проходит ось. Нижний винт, крепящий насадку на оси, раскернивается, верхний — служит для крепления галсового угла стакселя. Направляющую для тросика делают из проволоки ∅ 2 мм.

Предлагаемая конструкция закрутки стакселя с успехом используется гонщиками на швертботах класса «Летучий Голландец» и «М». Ее легко изготовить своими силами.

Закрутка стакселя для килевых яхт

В отличие от швертботов, на которых стаксель закручивается вокруг передней шкаторины, закрутка стакселя килевых яхт сделана так, что стаксель скручивается вокруг штага и передней шкаторины, Это объясняется тем, что нагрузка на переднюю шкаторину стакселя яхты намного больше, чем у швертбота, и на ходу эта нагрузка частично передается на штаг. Принцип работы закрутки такой же, как и на швертботе.

За один конец вилки 20 постоянно закреплен штаг. Галсовый угол стакселя крепят на втором конце вилки. По рельсу 21 ходит ползун для натягивания скользящей передней шкаторины стакселя.

Еще одно отличие этой закрутки от швертботной в том, что верхний узел закрутки намертво закреплен на штаго-вой серьге 9 на мачте. На верхнем узле крепят штаг и шкив стаксель-фала. Таким образом штаг, передняя шкаторина и фал вращаются вокруг общей оси.

Эта конструкция проверена в работе на гоночных яхтах класса «Дракон». Она может быть также установлена на яхтах класса «R5,5», «Л-6», «Л-4» и на крейсерских яхтах. Детальные рабочие чертежи устройства разработаны на Ленинградской верфи ВС ДСО Профсоюзов.

Источник

Закрутка стакселя

#1 Baturin

Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 273 сообщений
    • Из: Московская обл
    • Судно: Т-800
    • Название: RUS 2439 «Тигрис»

    Тут возник вопрос по закрутке стакселя.

    вот несколько схем (увы авторство непомню, если автор отзовется — супер)

    А еще коллега с «пока Amigo» может поделиться, у него вроде стоит.

    Читайте также:  Usb тюльпаны переходник своими руками

    Прикрепленные изображения

    #2 Авача

  • Капитан
  • 6 785 сообщений
    • Из: Абхазия, Сочи

    Прикрепленные изображения

    #3 Baturin

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 273 сообщений
    • Из: Московская обл
    • Судно: Т-800
    • Название: RUS 2439 «Тигрис»

    Раскажите пожалуста какие недостатки в данной конструкции,какие проблемы возникали и если можно фото вашей закрутки.
    Где изготавливали, во что примерно обошлось.

    Вобщем интересно все

    #4 Авача

  • Капитан
  • 6 785 сообщений
    • Из: Абхазия, Сочи

    Вобщем интересно все

    #5 AMN

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
    • Из: Санкт- Петербург
    • Судно: мотолодка
    • Название: Акула

    Может быть верхний вертлюг не очень удачный подобрали — внизу уже нормально накрутилось, а верх еще работать не начал.
    Товарищ — глава старательской артели, лодка его, делали в его мастерских, не стоило ничего

    #6 Авача

  • Капитан
  • 6 785 сообщений
    • Из: Абхазия, Сочи

    Посмотрите как сделаны фирменные, ничего общего. Фал там никогда не крутится и вниз не идет.

    #7 Ayrton

  • Инженер
  • 13 247 сообщений
    • Из: Новосибирск
    • Судно: Ассоль №198
    • Название: Тамара

    Раскажите пожалуста какие недостатки в данной конструкции

    Эскиз, что привёл Авача, там в описании сразу сказано — упрощённая закрутка. Она нормально работает при маленьком стакселе, скажем на «Ассолях» работает великолепно.

    Чертежи из первого поста — их автор Igor, если не ошибаюсь. Во всяком случае, он выкладывал здесь очень похожие.

    Закрутки для больших стакселей (стаксель «Невы» уже далеко не маленький!) делаются иначе — там фал не идёт вдоль штага и не скручивается вместе с парусом, как справедливо заметил AMN.

    ВСЕ! Виды закруток недоворачивают верхнюю часть, с увеличением площади стакселя проблемы от этого возрастают. Я своими глазами видел, как скрученный стаксель «Невы» разорвало в клочья. Причём та «Нева» стояла у пирса, в ковше нашего яхтклуба, прикрытом от водохранилища, хоть редким, но строем сосен, каких в Европе нету.

    Вощем все правы, а толком объяснить. Ну это пять страниц надо исписать. Посмотри принцип фирменных — там всё понятно. На «Неву» упрощённые версии уже не годятся — большой стаксель у «Невы», либо ставь талреп, как Авача предложил.

    #8 Harry

    хранящий лодку в гараже

  • Капитан
  • 6 389 сообщений
    • Из: Архангельск
    • Судно: швертбот 3,5
    • Название: Зуёк

    Посмотрите как сделаны фирменные, ничего общего. Фал там никогда не крутится и вниз не идет.

    #9 AMN

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
    • Из: Санкт- Петербург
    • Судно: мотолодка
    • Название: Акула

    #10 AMN

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
    • Из: Санкт- Петербург
    • Судно: мотолодка
    • Название: Акула

    ВСЕ! Виды закруток недоворачивают верхнюю часть

    #11 AMN

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
    • Из: Санкт- Петербург
    • Судно: мотолодка
    • Название: Акула

    Я бы с удовольствием. Только где

    Фал есть конечно.
    Есть такой сайт фирмы Harken там столько полезного можно скачать, и проводки как делаются, и самые подробные мануалы, можно и тут ссылку дать, не реклама.
    http://www.harken.co. ips/rigtips.php

    Вот верхняя часть, фал и фаловый угол крепятся и друг относительно друга вращаются.

    Прикрепленные изображения

    #12 ЮЛА

  • Опытный Капитан
  • 11 704 сообщений
    • Из: Планета Земля

    Как раз с верхней частью проблем не видел, а вот шкотовый угол да, треплет. Причем он высоко получается при скрученном стакселе, не достать, чтоб шкертиком подвязать.

    #13 AMN

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
    • Из: Санкт- Петербург
    • Судно: мотолодка
    • Название: Акула

    Так вы больше закручивайте
    шкот по верх паруса навернут.

    #14 Guennady

  • Капитан
  • 2 566 сообщений
    • Из: Киев
    • Судно: Минитонник НЕВА
    • Название: «Амиго»

    Тут возник вопрос по закрутке стакселя.

    вот несколько схем (увы авторство непомню, если автор отзовется — супер)

    А еще коллега с «пока Amigo» может поделиться, у него вроде стоит.

    «Амиго» и останется.

    Я с завистью смотрю на ваши разговоры, поскольку у меня стоит обтекатель штага и все передние паруса пошиты так, что поставить закрутку врядли получится — шкаторина слишком длинная и галсовый угол — прямо на палубе.

    #15 Guennady

  • Капитан
  • 2 566 сообщений
    • Из: Киев
    • Судно: Минитонник НЕВА
    • Название: «Амиго»
    Читайте также:  Как сделать падающую мишень своими руками

    #16 ЮЛА

  • Опытный Капитан
  • 11 704 сообщений
    • Из: Планета Земля

    вот несколько схем (увы авторство непомню, если автор отзовется — супер)

    #17 AMN

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
    • Из: Санкт- Петербург
    • Судно: мотолодка
    • Название: Акула

    Вот верхняя часть, фал и фаловый угол крепятся и друг относительно друга вращаются.

    Кстати — я только перечитал тему — а почему никто не говорит, что закрутки часто ставятся с обтекателем — тогда наверху однозначно ставится узел для вращения фалового угла но передняя кромка преобретает значительную жесткость.

    #18 Staru6ka

  • Капитан
  • 1 569 сообщений
    • Из: Челябинск
    • Судно: ЛЭС-750.
    • Название: «Баста»

    #19 Igor

  • Инженер
  • 4 832 сообщений
    • Из: д. Машково
    • Судно: нет ничего

    Раскажите пожалуста какие недостатки в данной конструкции,какие проблемы возникали и если можно фото вашей закрутки.
    Где изготавливали, во что примерно обошлось.

    Вобщем интересно все

    Недостатки:
    1. Здесь, на чертежах, нет системы, или ограждения для шнура закрутки, чтобы он не слетал с катушки- барабана. Но в рабочем изделие она была.
    2. Форштаг вращается вместе с барабаном, из за этого стаксельфал находится рядом с форштагом, что не очень удобно для быстрой смены стакселя.
    3. Не возможно брать рифы на стакселе.
    Данная закрутка предназначена только для быстрой уборки стакселя.
    Изготавливал дома сам, денег ушло 0руб. 0 коп. если не считать эл. энергию Железяки разные были со времён «царя гороха»
    Время изготовления 1 день, всё точил на своём такарном станке. Фрезерные работы заменил на сверление и обработку вручную при помощи напильничка.
    Вся эта беда меня вполне удовлетворяла, хотя сейчас я бы так не дела. Для малых яхт вполне пригодна.

    #20 Baturin

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 273 сообщений
    • Из: Московская обл
    • Судно: Т-800
    • Название: RUS 2439 «Тигрис»

    Недостатки:
    1. Здесь, на чертежах, нет системы, или ограждения для шнура закрутки, чтобы он не слетал с катушки- барабана. Но в рабочем изделие она была.
    2. Форштаг вращается вместе с барабаном, из за этого стаксельфал находится рядом с форштагом, что не очень удобно для быстрой смены стакселя.
    3. Не возможно брать рифы на стакселе.
    Данная закрутка предназначена только для быстрой уборки стакселя.
    Изготавливал дома сам, денег ушло 0руб. 0 коп. если не считать эл. энергию Железяки разные были со времён «царя гороха»
    Время изготовления 1 день, всё точил на своём такарном станке. Фрезерные работы заменил на сверление и обработку вручную при помощи напильничка.
    Вся эта беда меня вполне удовлетворяла, хотя сейчас я бы так не дела. Для малых яхт вполне пригодна.

    Спасибо за ответ.

    Вот у меня тоже валяеться закрутка (точнее пока некоторый набор деталей), он самодельный примерно таких размеров как указанно на первых эскизах, вот и думаю поставить его на Неву для быстрой уборки стакселя. Хотя может поставить предложенный бюджетный вариант он вроде покрепче моего будет хотя. вот теперь ломаю голову, хотя до весны время еще много

    #21 AMN

  • Капитан
  • 34 395 сообщений
    • Из: Санкт- Петербург
    • Судно: мотолодка
    • Название: Акула

    #22 Staru6ka

  • Капитан
  • 1 569 сообщений
    • Из: Челябинск
    • Судно: ЛЭС-750.
    • Название: «Баста»

    Суть в том, что в фирменной закрутке вращается только обтекатель штага! Ни штаг, ни фал не вращаются.

    #23 Котенко Алексей

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 364 сообщений
    • Из: Саратов
    • Судно: Тримараны, яхты

    Тут возник вопрос по закрутке стакселя.

    вот несколько схем (увы авторство непомню, если автор отзовется — супер)

    А еще коллега с «пока Amigo» может поделиться, у него вроде стоит.

    А может кто восстановить ссылки, а то крупные рисунки не открываются.
    Вопрос к Игорю Сидельникову, конечно.

    #24 Милюков Владимир Александрович

    Я теперича не тот што давеча.

  • Мастер
  • 2 375 сообщений
    • Из: Беломорск
    • Судно: швертбот(строится)
    • Название: нет

    Прикрепленные изображения

    #25 Котенко Алексей

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 364 сообщений
    • Из: Саратов
    • Судно: Тримараны, яхты

    Ответить

    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

    Источник

    Оцените статью