- Закрутка паруса своими руками
- Домашняя яхт-верфь.
- Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…
- Закрутка стакселя своими руками.
- Kaждый год в тaкeлaж и оборудовaниe гоночных яхт вносится множество ycoвepшeнcтвoвaний, облeгчающих paботу экипaжa и тeм caмым дающих возможность добиваться лучших peзyльтaтов нa copeвновaниях. Kaждый яхтсмен знaeт, скoлько тpудa и дрaгоцeннoгo нa гонкax вpeмeни тpe6yeтcя для постaновки спинaкepа. He мaлo зaбот дocтaвляeт пpи этом скpучивaниe или yбоpкa стaкceля, котоpый мeшaeт постaвить cпинaкep.
Закрутка паруса своими руками
После того, как в переходе по Северному морю в 15 г. был порван основной стаксель, пришлось задуматься о новом. А раз уж новый, то на закрутке. Выбираться на бак отцеплять и прицеплять карабины — очень маленькое удовольствие. Прихваченный резинками к лееру и носовому релингу парус мнется. его обдает вода, когда не оказалось резинок с шариками и использовал обычные багажные — парус испачкала ржавчина от крючков.
Практически на всех крейсерских яхтах сейчас стоят закрутки с наматыванием паруса на жесткий обтекатель штага (штаг-пирс). Парус наматывается на него равномерно и аккуратно, что позволяет использовать закрутку не только для уборки паруса, но и для рифления. При этом обтекатель снабжен ликпазом (даже двумя) и можно менять стакселя, как и стоящие просто на штаге, опуская и поднимая их с помощью фала. Правда, если понадобится при сильном ветре сменить парус на штормовой, его потребуется сначала полностью раскрутить!
Чтобы фал не наматывался на обтекатель, ставится скользящий по обтекателю вертлюг с подшипником. Снизу к нему крепится фаловый угол стакселя, эта часть вращается вместе с обтекателем. Сверху крепится фал, и эта часть вертлюга не должна вращаться (бывает, что начинает вращаться и фал наматывается, что ставит экипаж в трудное положение) Механика там точная и требующая правильной установки. Подробно эти вопросы рассмотрены в книге Найджела Калдера (Nigel Calder, Boatowner’s Mechanical and Electrical Manual); в издании «Моей планеты» глава 17, где речь о такелаже, должна попасть во 2-й том. Но к чему было интересоваться техническими деталями, если цена фирменной «roller reefer» оснастки могла превысить стоимость всей моей лодочки.
Самодельщики делают варианты попроще, без верхнего вертлюга: ведь фал можно пустить и по самому штаг-пирсу. Но зачем вообще предусматривать на небольшой лодке смену стакселя, который можно удобно и легко зарифить или смотать полностью? Вот что Калдер пишет о применении закруток на вполне солидных яхтах:
- . На практике большинство совершающих крейсерские плавания яхтсменов используют закрутку только с одним парусом, обычно генуей, и никогда не меняют его. Рассчитанный на легкие ветра парус несут зарифленным и в сильный ветер, когда он испытывает чрезмерные нагрузки. В результате скорее всего парус будет работать неоптимально при всех условиях, и это та цена, которую приходится платить за удобство.
На тримаране Grinda (ФГ-18) уже делал закрутку на алюминиевую трубку, к которой единственный стаксель (с карманом) крепился жестко: болтиками! Все работало прекрасно, но там площадь стакселя была всего-навсего 2,5 м 2 , а на Салации должна быть около 11 (штатная генуя — 12 м 2 . Но как быть с возникающим при рифлении в свежий ветер несоответствием тонкой ткани силе ветра? Да элементарно! Пошить прилегающую к штаг-пирсу часть паруса из более легкой ткани, а дальше, к шкотовому углу, использовать дакрон потяжелее. Получится этакое большое усиление шкотового угла. Тайна велика есть, почему не слышно о таких парусах. Опасения неравномерного растяжения и искажения формы паруса? Думаю, это может проявиться и стать важным только для гонок, когда все должно быть идеально и работать на пределе возможностей.
Пошить «бинарный» парус взялся Сергей Новицкий (сайт его мастерской). Для первого эксперимента Сергей предложил с раскроем не мудрить, сделав просто прямой стык полотнищ. Никаких заметных на глаз искажений профиля или появления морщин по этим стыкам при эксплуатации паруса не наблюдалось.
Конструкция закрутки простейшая.
На штатный штаг надевается дюралевая труба 35х1,5, сделанная для удобства перевозки из нескольких колен. Колена стыкуются на втулках с вырезами с торцов «зуб на зуб», чтобы крутящий момент передавался стенкой трубы, а не только фиксирующим винтиком. Внизу, поставлен небольшой кусок трубы диаметром 40 — внутри него находится верхняя часть талрепа с креплением к штагу, а снаружи надета капролоновая втулка диаметром 60 с текстолитовыми щечками, это и есть барабан закрутки. Парус надевается на трубу карманом и крепится 4 винтами М6 полукруглыми прижимами из кусочков стенки тех же труб и резиновыми прокладками: наверху, внизу и две точки посередине. «Галсовый болтик» пришелся на более толстую трубу, что оказалось плохо: разница диаметров и длин окружности вызвала внизу морщины (надо бы делать все из трубы 40, но такой под руками не было, а в 35 не проходила вилка талрепа с пальцем).
Наверху поставлена капролоновая втулочка, защищающая от взаимного трения штаг и конец трубы. Нижний конец трубы опирается на втулку, которая при установке в свою очередь опирается через фторопластовую шайбу на болтик, продетый через отверстие гильзы талрепа.
Для закрывающего барабан кожуха пошел в дело валявшийся на даче алюминиевый бидончик. Это важная деталь: кожух или какие-то направляющие нужны, чтобы веревка не свалилась с барабана.
Примерка: кожух и нижняя втулка.
Мачта подготовлена к установке. Штагпирс надет на штаг (наконечник выглядывает из барабана закрутки, его удерживает веревочка; парус намотан на штагпирс, все привязано к мачте.
Красными линиями подчеркнута граница полотнищ дакрона разной плотности.
В общем, очень доволен нововведением: вся работа со стакселем теперь идет из кокпита, вернее, с лесенки в каюту. Слабый ветер — раскрутил стаксель полностью, поддуло — закрутил на несколько оборотов, еще поддуло — закрутил сильнее, оставив небольшую «жесткую» часть. Еще дернул за веревочку — парус убран. Основная выявившаяся недоработка следующая: на эскизе парус был нарисован с прямой передней шкаториной (по карману) и так и пошит, а надо было сделать вогнутость, как на обычном стакселе. Труба ведь тонкая и небольшому изгибу не препятствует. Из-за этого полностью развернутый парус кажется слишком пузат. При некотором рифлении лишнее пузо уходит.
Однажды пришлось и ремонтопригодность проверить. Смотрю, морщины в галсовом углу стали сильнее и пузо при небольшой накрутке большое. Присмотрелся: выпали два болтика с шайбами в средней части, крепящие карман к трубе. Верхний и нижний вкручены лучше, там капролон или двойная стенка, а для средних втулочки малы оказались, и, видимо, на фиксатор надо было сажать. Пришлось на ближайшей стоянке, в Истаде, снимать «несъемный» стаксель.
Мачта раскреплена вперед стаксель- и спинакер-фалами, ахтерштаг и ванты ослаблены. Приподняв трубу вверх, ослабляю талреп, приподнимаю трубу с намотанным парусом
над верхней вилкой талрепа и отсоединяю штаг. Труба парусом и барабаном закрутки снята.
Можно положить ее на причал, штаг остается болтаться на мачте. Перемотав парус, поставил новые болтики, смазав клеем и затянув получше. Больше не выпадали.
Для заправки штага внутрь сначала пришлось, наклонив трубу, пропустить через нее гайку на нитке, и уже с помощью нитки втянуть штаг. Дальше сборка, как обычно: штаг крепится не место, подтягивается и надежно контрится талреп, штаг-пирс с барабаном опускается в кожух на упорную втулку.
Источник
Домашняя яхт-верфь.
Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…
Закрутка стакселя своими руками.
Kaждый год в тaкeлaж и оборудовaниe гоночных яхт вносится множество ycoвepшeнcтвoвaний, облeгчающих paботу экипaжa и тeм caмым дающих возможность добиваться лучших peзyльтaтов нa copeвновaниях. Kaждый яхтсмен знaeт, скoлько тpудa и дрaгоцeннoгo нa гонкax вpeмeни тpe6yeтcя для постaновки спинaкepа. He мaлo зaбот дocтaвляeт пpи этом скpучивaниe или yбоpкa стaкceля, котоpый мeшaeт постaвить cпинaкep.
B этом случae приxодится шкотовомy идти нa бaк яхты для тoгo, чтобы скрутить стaксeль вокpуг пepeднeй шкaтоpины и зaвязaть eгo. При этом eму мeшaют стaкceль — шкоты, дa и caм стaкceль нa гоночных cyдax имeeт вeсьмa внушитeльныe paзмepы, тaк что в свeжий вeтep, дa ещe и нa вoлнe мaтpocy пpиходится paботaть в очeнь сложных ycловиях. Ha большинствe гоночных яхт cинaкep стaвят пpямо из кокпита, пoэтому мexaнизaция зaкpутки стaкceля позвoляeт избeжaть paботы нa пaлy6e. Cxeмa тaкого устpойствa, oпpобовaнного нa швepтботax, пpивeдeнa нa pис. 1.
Koгдa yстaнoвлeнa зaкpуткa, eсть возможность при yсилeнии вeтpa нe yбиpaть стaкceль цeликом, a зaкpутить eгo тaк, чтобы можно было удepживaть швepтбот от oпpокидывaния. 3aкpуткa стaкceля можeт пpимeняться нe только нa гоночных яхтax и швepтботax. Пpeдлaгaeмыe конструкции зaкpуток впoлнe пpигoдны для пpимeнeния нa кpeйcepских судax. 3aкpуткa очeнь удобнa пpи чaстых подxoдax к причалу. Пpи подxодe пoлным кypсом yбиpaют гpoт, и яхта движется под стaкceлeм.
Стaкceль yбиpaют позжe, кoгдa, пo мнeнию pyлeвого , яхтa дойдeт, до нaмeчeнной цeли минимальным ходом бeз пapycoв. Пpи этом нepeдкo бывaют пpoмaxи: ecли стaкceль y6paн позднee нужного вpeмeни, то неизбежен yдap о бон или 6epeг, a пpи paно y6paннoм стaкceлe яхтa начинает дpeйфoвaть. Ocобeннo это чувcтвyeтcя y шepтботoв, котopыe нaмнoгo легче килевых яхт и, соотвeтcтвeннo более пocлyшны вeтpy.
Пpи пpимeнeнии зaкpутки стаксeля эти нeпpиятности тожe yстpaняютcя. Pyлeвoй можeт зapaнee y6paть гpoт и скрутить cтaкceль, a ecли y яхты нe хвaтит xодa, то можно нa кopoткoe вpeмя чaстично pacкpутить стaкceль и подoйти aбcoлютно бeзопacнo.
При подходе курсом бейдевинд большинство рулевых заранее растравливает стаксель и продолжают движение под гротом. Грот растравливают в момент, когда рулевой считает,что у него хватит хода, чтобы дойти до цели. И тут нeмaлo xлoпот дocтaвляют cтaкceль — шкoты, дa и caм пapyc. Шкоты и парус мешают матросу, который находится на носу яхты, готовясь удержать ее от удара при швартовке.
Бывает что один из стаксель – шкотов цепляется за что – нибудь на яхте. Стаксель надувается ветром, и яхта уваливается на бон. С закруткой стакселя и этот подход становится намного легче. Стаксель может быть заранее скручен, и яхта идет под одним гротом. Скрученный стаксель не мешает обзору рулевого, полностью устраняет опасность уваливания яхты, облегчает работу матроса по швартовке.
При кратковременной стоянке закрутка позволяет не убирать стаксель, а в то же время не оставлять его полощущимся.
Устройство закрутки стакселя для швертбота. Фаловый угол стакселя крепят к вертлюгу закрутки, поднимаемому на стаксель — фале. Барабан закрутки устанавливают непосредственно на корпусе швертбота. К нижней скобе закрутки крепят галс – оттяжку, которая проходит через штатный роульс и служит для плотного обтягивания передней шкаторины стакселя.
Для скручивания стакселя служит капроновый тросик, который наворачивается на барабан и проходит через направляющую в кожухе. Раскручивание стакселя производится стаксель – шкотами.
Конструкция вертлюга закрутки позволяет вращать переднюю шкаторину стакселя вокруг собственной оси в то время , как стаксель – фал не вращается. Вертлюг установленный в нижней части узла, аналогичен по конструкции фаловому.
Ось 15 и насадку 14 делают из дюралевых труб, остальные детали желательно сделать из нержавеющей стали.
При сборке закрутки особое внимание нужно обращать на свободное вращение обоих вертлюгов. Для свободного вращения в вертлюги засыпаются шарики D = 3 – 4 мм, которые можно приобрести в спортивных магазинах, в отделах велосипедных деталей. На один вертлюг идет 9 штук шариков. Ось — заклепка должна быть так расклепана, чтобы вертлюг не зажимался.
Отверстия для сборки деталей нижнего узла закрутки сверлят совместно со всеми устанавливаемыми на оси деталями. Сначала сверлят отверствие под заклепку 21, которой барабан крепится к оси. Средина барабана должна находиться на 130 мм от верхнего конца оси 15. Для крепления насадки 14 нарезают нижние отверстия D=6.2 и М6. Потом производят совместную обработку оси и закрепленной на ней насадки: фрезеровку выреза и сверление отверстий для вертлюга галса.
Затем на ось надевают барабан и расклепывают заклепку 21. После этого на ось сверху надевают шайбу 17, кожух 19, шайбу 16, просверливают отверстие D = 2.5 под шплинт и шплинтуют. При установке вертлюга винт раскернивают.
Насадку надевают на ось после установки нижнего узла в корпус. На палубу корпуса приворачивают палубную втулку, в которую проходит ось. Нижний винт, крепящий насадку на оси, раскернивается, верхний – служит для крепления галсового угла стакселя. Направляющую для тросика далают из проволоки D = 2 мм.
Предлагаемая конструкция закрутки стакселя с успехом используется гонщиками на швертботах класса «Летучий Голландец» и «М». Ее легко изготовить своими силами.
Закрутка стакселя для килевых яхт.
В отличие от швертботов, на которых стаксель закручивается вокруг передней шкаторины, закрутка стакселя килевых яхт сделана так, что стаксель скручивается вокруг штага и передней шкаторины. Это объясняется тем, что нагрузка на переднюю шкаторину стакселя яхты намного больше, чем у швертбота, и на ходу эта нагрузка частично передается на штаг. Принцип работы закрутки такой же, как и на швертботе.
За один конец вилки 20 постоянно закреплен штаг. Галсовый угол стакселя крепят на втором конце вилки. По рельсу 21 ходит ползун для натягивания скользящей передней шкаторины стакселя.
Еще одно отличие этой закрутки от швертботной в том что верхний узел закрутки намертво закреплен на штаговой серге 9 на мачте. На верхнем узле крепят штаг и шкив стаксель – фала. Таким образом штаг, передняя шкаторина и фал вращаются вокруг общей оси.
Эта конструкция проверена в работе на гоночных яхтах класса «Дракон». Она может быть также установлена на яхтах класса «R5,5», «Л – 6», «Л4» и на крейсерских яхтах. Детальные рабочие чертежи устройства разработаны на Ленинградской верфи ВС ДСО Профсоюзов.
Источник