Закрутка стакселя своими рука

Закрутка стакселя своими руками.

Первую самодельную закрутку я сделал как только купил свой Ветер, весной 2005 года, из корпуса шагового двигателя от старинного дисковода:

И выступая на форуме, неоднократно утверждал, что это нехитрое устройство можно построить из самых разных «полуфабрикатов», на первый взгляд совершенно для парусного туризма не пригодных. Вот еще один пример, в качестве упорного подшипника в барабане закрутки, будет использовано мебельное колесико-ролик, купленное в магазине хозтоваров. И немного оцинкованного крепежа:

В верхнем вертлюге будет стоять закрытый подшипник 19 х 6мм. Да-да, радиальный в качестве упорного! Я считаю что в данном случае, такое «непаспортное» применение подшипника вполне оправдано.

Шпилька М6, протачивается до диаметра 5 мм. Я это сделал на токарном станке, но при его отсутсвии можно обточить напильником, зажав шпильку в патрон дрели (тоже самое касается и всех остальных деталей этой конструкции, все можно начерно выпилить вручную и довести дрелью + напильником).

Шпилька изогнута буквой U:

Первый вариант кольца для крепления стаксель-штага к вертлюгу.

Âòîðîé âàðèàíò, ñêîáà äëÿ êðåïëåíèÿ ñòàêñåëü-øòàãà ê âåðòëþãó.

А это «корпус» вертлюга, подшипник фиксируется между двумя этими дисками:

Чтобы не допустить самопроизвольного отворачивания, винт немного разсверлен с торца, и разклепан:

Источник

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Закрутка стакселя своими руками.

Kaждый год в тaкeлaж и оборудовaниe гоночных яхт вносится множество ycoвepшeнcтвoвaний, облeгчающих paботу экипaжa и тeм caмым дающих возможность добиваться лучших peзyльтaтов нa copeвновaниях. Kaждый яхтсмен знaeт, скoлько тpудa и дрaгоцeннoгo нa гонкax вpeмeни тpe6yeтcя для постaновки спинaкepа. He мaлo зaбот дocтaвляeт пpи этом скpучивaниe или yбоpкa стaкceля, котоpый мeшaeт постaвить cпинaкep.

B этом случae приxодится шкотовомy идти нa бaк яхты для тoгo, чтобы скрутить стaксeль вокpуг пepeднeй шкaтоpины и зaвязaть eгo. При этом eму мeшaют стaкceль — шкоты, дa и caм стaкceль нa гоночных cyдax имeeт вeсьмa внушитeльныe paзмepы, тaк что в свeжий вeтep, дa ещe и нa вoлнe мaтpocy пpиходится paботaть в очeнь сложных ycловиях. Ha большинствe гоночных яхт cинaкep стaвят пpямо из кокпита, пoэтому мexaнизaция зaкpутки стaкceля позвoляeт избeжaть paботы нa пaлy6e. Cxeмa тaкого устpойствa, oпpобовaнного нa швepтботax, пpивeдeнa нa pис. 1.

Koгдa yстaнoвлeнa зaкpуткa, eсть возможность при yсилeнии вeтpa нe yбиpaть стaкceль цeликом, a зaкpутить eгo тaк, чтобы можно было удepживaть швepтбот от oпpокидывaния. 3aкpуткa стaкceля можeт пpимeняться нe только нa гоночных яхтax и швepтботax. Пpeдлaгaeмыe конструкции зaкpуток впoлнe пpигoдны для пpимeнeния нa кpeйcepских судax. 3aкpуткa очeнь удобнa пpи чaстых подxoдax к причалу. Пpи подxодe пoлным кypсом yбиpaют гpoт, и яхта движется под стaкceлeм.

Читайте также:  Детский деревянный заборчик своими руками

Стaкceль yбиpaют позжe, кoгдa, пo мнeнию pyлeвого , яхтa дойдeт, до нaмeчeнной цeли минимальным ходом бeз пapycoв. Пpи этом нepeдкo бывaют пpoмaxи: ecли стaкceль y6paн позднee нужного вpeмeни, то неизбежен yдap о бон или 6epeг, a пpи paно y6paннoм стaкceлe яхтa начинает дpeйфoвaть. Ocобeннo это чувcтвyeтcя y шepтботoв, котopыe нaмнoгo легче килевых яхт и, соотвeтcтвeннo более пocлyшны вeтpy.

Пpи пpимeнeнии зaкpутки стаксeля эти нeпpиятности тожe yстpaняютcя. Pyлeвoй можeт зapaнee y6paть гpoт и скрутить cтaкceль, a ecли y яхты нe хвaтит xодa, то можно нa кopoткoe вpeмя чaстично pacкpутить стaкceль и подoйти aбcoлютно бeзопacнo.

При подходе курсом бейдевинд большинство рулевых заранее растравливает стаксель и продолжают движение под гротом. Грот растравливают в момент, когда рулевой считает,что у него хватит хода, чтобы дойти до цели. И тут нeмaлo xлoпот дocтaвляют cтaкceль — шкoты, дa и caм пapyc. Шкоты и парус мешают матросу, который находится на носу яхты, готовясь удержать ее от удара при швартовке.

Бывает что один из стаксель – шкотов цепляется за что – нибудь на яхте. Стаксель надувается ветром, и яхта уваливается на бон. С закруткой стакселя и этот подход становится намного легче. Стаксель может быть заранее скручен, и яхта идет под одним гротом. Скрученный стаксель не мешает обзору рулевого, полностью устраняет опасность уваливания яхты, облегчает работу матроса по швартовке.

При кратковременной стоянке закрутка позволяет не убирать стаксель, а в то же время не оставлять его полощущимся.

Устройство закрутки стакселя для швертбота. Фаловый угол стакселя крепят к вертлюгу закрутки, поднимаемому на стаксель — фале. Барабан закрутки устанавливают непосредственно на корпусе швертбота. К нижней скобе закрутки крепят галс – оттяжку, которая проходит через штатный роульс и служит для плотного обтягивания передней шкаторины стакселя.

Для скручивания стакселя служит капроновый тросик, который наворачивается на барабан и проходит через направляющую в кожухе. Раскручивание стакселя производится стаксель – шкотами.

Конструкция вертлюга закрутки позволяет вращать переднюю шкаторину стакселя вокруг собственной оси в то время , как стаксель – фал не вращается. Вертлюг установленный в нижней части узла, аналогичен по конструкции фаловому.

Ось 15 и насадку 14 делают из дюралевых труб, остальные детали желательно сделать из нержавеющей стали.

При сборке закрутки особое внимание нужно обращать на свободное вращение обоих вертлюгов. Для свободного вращения в вертлюги засыпаются шарики D = 3 – 4 мм, которые можно приобрести в спортивных магазинах, в отделах велосипедных деталей. На один вертлюг идет 9 штук шариков. Ось — заклепка должна быть так расклепана, чтобы вертлюг не зажимался.

Отверстия для сборки деталей нижнего узла закрутки сверлят совместно со всеми устанавливаемыми на оси деталями. Сначала сверлят отверствие под заклепку 21, которой барабан крепится к оси. Средина барабана должна находиться на 130 мм от верхнего конца оси 15. Для крепления насадки 14 нарезают нижние отверстия D=6.2 и М6. Потом производят совместную обработку оси и закрепленной на ней насадки: фрезеровку выреза и сверление отверстий для вертлюга галса.

Читайте также:  Велосипед с кабиной своими руками

Затем на ось надевают барабан и расклепывают заклепку 21. После этого на ось сверху надевают шайбу 17, кожух 19, шайбу 16, просверливают отверстие D = 2.5 под шплинт и шплинтуют. При установке вертлюга винт раскернивают.

Насадку надевают на ось после установки нижнего узла в корпус. На палубу корпуса приворачивают палубную втулку, в которую проходит ось. Нижний винт, крепящий насадку на оси, раскернивается, верхний – служит для крепления галсового угла стакселя. Направляющую для тросика далают из проволоки D = 2 мм.

Предлагаемая конструкция закрутки стакселя с успехом используется гонщиками на швертботах класса «Летучий Голландец» и «М». Ее легко изготовить своими силами.

Закрутка стакселя для килевых яхт.

В отличие от швертботов, на которых стаксель закручивается вокруг передней шкаторины, закрутка стакселя килевых яхт сделана так, что стаксель скручивается вокруг штага и передней шкаторины. Это объясняется тем, что нагрузка на переднюю шкаторину стакселя яхты намного больше, чем у швертбота, и на ходу эта нагрузка частично передается на штаг. Принцип работы закрутки такой же, как и на швертботе.

За один конец вилки 20 постоянно закреплен штаг. Галсовый угол стакселя крепят на втором конце вилки. По рельсу 21 ходит ползун для натягивания скользящей передней шкаторины стакселя.

Еще одно отличие этой закрутки от швертботной в том что верхний узел закрутки намертво закреплен на штаговой серге 9 на мачте. На верхнем узле крепят штаг и шкив стаксель – фала. Таким образом штаг, передняя шкаторина и фал вращаются вокруг общей оси.

Эта конструкция проверена в работе на гоночных яхтах класса «Дракон». Она может быть также установлена на яхтах класса «R5,5», «Л – 6», «Л4» и на крейсерских яхтах. Детальные рабочие чертежи устройства разработаны на Ленинградской верфи ВС ДСО Профсоюзов.

Источник

Посоветуйте закрутку стакселя

#151 БАР

  • Инженер
  • 21 691 сообщений
    • Из: СПб
    • Судно: СТ-31э
    • Название: Авось

    ИМХО, второй. Зачем нужен дополнительный «штаг» — непонятно. Поток портит, нужно цеплять кучу карабинов, дополнительный трос. Все это вес, деньги и время при постановке/уборке.

    #152 dimali1069

  • Капитан
  • 1 024 сообщений
    • Из: санкт-петербург
    • Судно: нева
    • Название: нева

    #153 Ильяф Иллер

    Наглая рыжая морда.

  • Капитан
  • 17 890 сообщений
    • Из: Валдай
    • Судно: Парусные яхты J17
    • Название: ЁшЪ.

    Вот третий вариант, правильный.

    #154 sergio-nax

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 129 сообщений
    • Из: СПб
    • Судно: Рикошет
    • Название: Татьяна

    ИМХО, второй. Зачем нужен дополнительный «штаг» — непонятно. Поток портит, нужно цеплять кучу карабинов, дополнительный трос. Все это вес, деньги и время при постановке/уборке.

    А как передняя шкаторина перенесёт в этом случае натяжение? Всё-таки мне кажется, что когда стаксель растянут через карабины на штаге, переднюю шкаторину не нужно набивать так сильно, как это придется сделать при отсутствии штага? Или нормально всё?

    Сообщение отредактировал sergio-nax: 02 марта 2020 — 11:21

    #155 БАР

  • Инженер
  • 21 691 сообщений
    • Из: СПб
    • Судно: СТ-31э
    • Название: Авось
    Читайте также:  Блок управления холодильником своими руками

    А как передняя шкаторина перенесёт в этом случае натяжение? Всё-таки мне кажется, что когда стаксель растянут через карабины на штаге, переднюю шкаторину не нужно набивать так сильно, как это придется сделать при отсутствии штага?

    На Вашей картинке и передняя шкаторина и дополнительный «штаг» набиваются одним фалом. Как это разгружает ликтрос стакселя?

    Чтобы его разгрузить надо или цеплять карабины за основной штаг или использовать обтекатель, как предлагает коллега Иллер.

    #156 sergio-nax

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 129 сообщений
    • Из: СПб
    • Судно: Рикошет
    • Название: Татьяна

    На Вашей картинке и передняя шкаторина и дополнительный «штаг» набиваются одним фалом. Как это разгружает ликтрос стакселя?

    Чтобы его разгрузить надо или цеплять карабины за основной штаг или использовать обтекатель, как предлагает коллега Иллер.

    На этой картинке в верхнем кружке(где вертлюг) видно, что фаловый угол не тянется стаксель-фалом или покрайней мере там можно отрегулировать чтобы он тянулся меньше.

    Или всё это не существенно и можно набивать переднюю шкаторину?

    Прикрепленные изображения

    #157 Kirilius83

  • Капитан
  • 5 153 сообщений
    • Из: Санкт-Петербург

    Рассматриваю два варианта установки стакселя на закрутке. Первый — это картинки 1+2 и второй — картинки 3+4. Какой предпочтительнее и почему, какие + и — у них?

    Зависит исключительно от самого стакселя.

    Если в стакселе нет стального ликтроса, — то первый вариант, т.е. отдельный стальной трос.

    Если в стакселе есть стальной ликтрос — то вариант два, т.к. еще один трос не нужен))
    В обоих случаях фал натягивает стальной трос (леер, по старой терминологии), передняя шкаторина по лееру/ликтросу натягивается отдельно, чаще всего веревочкой у галса, хотя может быть там изначально заложена «правильная» длина ликтроса и оно не регулируется.

    По сути это одна и та же система, она требовательна к натяжению фала, потому там и нужен стальной трос, так или иначе.

    Не добьете фал — верх скручиваться не будет. Набьете фал и ослабите отдельный штаг — штаг провиснет и намотается на парус. Надо набивать фал не сильно ослабляя штаг, но это повышенная нагрузка на стоячий такелаж — бакштаги или отнесенные в корму ванты. Но в целом вполне реально настроить.

    Вроде как леер желательно что бы был из не скручивающегося стального троса, хотя раньше таких не было и работало.

    Сообщение отредактировал Kirilius83: 02 марта 2020 — 14:00

    #158 БАР

  • Инженер
  • 21 691 сообщений
    • Из: СПб
    • Судно: СТ-31э
    • Название: Авось

    На этой картинке в верхнем кружке(где вертлюг) видно, что фаловый угол не тянется стаксель-фалом или покрайней мере там можно отрегулировать чтобы он тянулся меньше.

    Или всё это не существенно и можно набивать переднюю шкаторину?

    Не можно, а нужно.

    Если Вы плохо обтянете переднюю шкаторину стакселя, то как бы ни был набит трос, к которому она крепиться карабинами, парус работать будет отвратительно. И потеряет форму.

    #159 sergio-nax

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 129 сообщений
    • Из: СПб
    • Судно: Рикошет
    • Название: Татьяна

    Источник

    Оцените статью