- Замена бордюров на дорогах
- Что такое бордюр (бордюрный камень)?
- В каких случаях требуется замена бордюров?
- Удаление старых бордюров
- Подготовительные работы перед установкой
- Установка новых бордюров
- Восстановление покрытия и обочины
- Установка бордюров своими руками
- Назначение и виды бордюрных камей
- Виды бетонных поребриков и бордюров
- Размеры
- Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон
- Как поставить на песок
- Замена бордюров на дорогах
- Что такое бордюр?
- Когда требуется работа по замене бордюров на дорогах?
- Подготовка основания
- Установка новых камней
- Восстановление обочины и дороги
Замена бордюров на дорогах
В процессе эксплуатации автомобильной дороги может потребоваться замена бордюра.
В статье описывается технология замены бордюров на дорогах.
Что такое бордюр (бордюрный камень)?
Бордюр – это декоративный элемент дорожного покрытия, позволяющий сделать дорогу ровной и красивой. Также бордюр является разделительным элементом, чтобы отделить проезжую часть, тротуар и газон друг от друга, или выделить островок безопасности. Еще одна функция бордюра – защита тротуаров и проезжей части дороги от попадания грязи и глины. Внутри бордюра каркас из стальной арматуры, обеспечивающий прочность на излом, снаружи залитый в специальной форме бетон.
У всех крупных бордюров, вес которых превышает пятьдесят килограмм, на нижней стороне есть петли для крепления крановых строп. Бордюры имеют несколько видов форм и размеров, что облегчает подбор лучшего бордюра для конкретных работ.
В каких случаях требуется замена бордюров?
Бордюры нужно заменить, если произойдет следующее:
- Осадка бордюров или покрытия. В этом случае понадобится демонтаж бордюров, чтобы можно было исправить проблемы основания дорожной одежды.
- Увеличение толщины покрытия. Во время ремонта дорог на отремонтированное с помощью ямочного ремонта покрытие укладывают новый слой асфальтобетона или бетона. В этом случае требуется повышение высоты бордюров.
- Установка бордюров другой формы. При проведении ландшафтного дизайна или облагораживании проезжей части или тротуаров нередко прибегают к установке бордюров нестандартных форм и размеров.
Удаление старых бордюров
Для удаления старых бордюров необходимо обкопать их со стороны обочины.
Для удаления старого бордюра требуется прорезать дисковым грунторезом покрытие параллельно бордюру на расстоянии 10-15 сантиметров от него. Глубина прорези должна быть равна глубине посадки бордюра. Такой прорез необходим для качественного закрепления нового бордюра и обеспечения герметизации дорожной одежды.
Для удаления старых бордюров необходимо обкопать их со стороны обочины. Бордюры удерживаются на месте с одной стороны покрытием, с другой грунтом обочины. Обычно обкапывают на ширину 20-30 сантиметров. Траншея должна быть на 5-10 сантиметров глубже нижней части бордюрного камня. Это позволит более качественно провести подготовительные работы перед установкой нового бордюра.
Бордюры удаляются вместе с отрезанным участком покрытия.
Подготовительные работы перед установкой
После удаления старого бордюра необходимо осмотреть место установки бордюра. Это может быть грунт, щебенчатое или бетонное основание дороги. При установке бордюра на грунт, необходимо проверить плотность грунта, несколько раз ударив по нему ручной трамбовкой. Если грунт не требует уплотнения, можно приступать к созданию подушки. Для подушки используется щебень фракции 5-10 миллиметров или чистый песок.
В местах большой нагрузки на бордюры (стоянки, парковочные места, разграничение проезжей части и тротуара или газона) возможна установка бордюра на бетон. В этом случае крепление бордюра будет более прочным, чем обычно. Толщину подушки определяют исходя из требуемого возвышения бордюра. Согласно ГОСТ высота установки бордюра должна быть 10 ± 1 сантиметр, но в реальности встречается и 5 и 15 сантиметров.
Подготовительные работы перед установкой бордюров предполагают создание подушки. Для подушки используется щебень фракции 5-10 миллиметров или чистый песок.
Установка новых бордюров
Бордюры доставляются к месту ремонта на машине с краном-манипулятором. После подготовки подушки, а в случае бетонирования, после укладки слоя бетона или раствора, кран-манипулятор переносит бордюр на место и кладет на проезжую часть. Рабочие передвигают и опрокидывают бордюр на место с помощью ломов. Затем двигая ломами, выставляют направление бордюра и необходимое прижатие к покрытию.
При бетонировании между покрытием и бордюром оставляется промежуток шириной в 5 сантиметров, предназначенный для заливки бетона. После установки бордюра, его с обеих сторон заливают бетоном. Если сверху планируется настелить горячее асфальтобетонное покрытие, то высота бетона должна быть ниже уровня покрытия на 5 сантиметров. Если планируется покрытие из литого асфальтобетона, то ниже на один сантиметр.
Если планируется полностью бетонное покрытие карты, то предварительную заливку бетоном не производят, а сразу же заливают полностью, выравнивая слой бетона по покрытию дороги. С наружной стороны бетон должен быть ниже на 3-5 сантиметров, чтобы нормально восстановить обочину.
При бетонировании между покрытием и бордюром оставляется промежуток шириной в 5 сантиметров, предназначенный для заливки бетона. После установки бордюра, его с обеих сторон заливают бетоном.
Восстановление покрытия и обочины
Для восстановления асфальтового покрытия лучше всего использовать литой асфальтобетон.
Для укладки любого асфальтобетона бордюр и покрытие обрабатывают битумной эмульсией. Укладку литого асфальтобетона производят с помощью кохера, регенератора или ремонтера.
Асфальтобетон заливается в пространство между бордюром и покрытием, и разравнивается. Укладку горячего асфальтобетона проводят при помощи лопат. Горячую смесь распределяют по всей ширине пустого пространства и уплотняют виброплитами. Восстановление покрытия с помощью бетона применяется только на бетонных дорогах.
Бетон высыпают в пустое пространство и разравнивают лопатами и скребками. Для восстановления обочины возвращают на место грунт, изъятый при снятии старых бордюров, после чего уплотняют его виброплитой или ручным катком.
Бетон высыпают в пустое пространство и разравнивают лопатами и скребками.
Замена бордюров достаточно простая операция, осуществляемая силами двух-трех рабочих, и небольшого количества строительной техники.
Источник
Установка бордюров своими руками
При устройстве клумб и дорожек, оформления двора или придомовой территории, часто требуется установить разделители. Чаще всего для этого используют бордюры (называются еще поребрики). Причем установка бордюра не настолько сложная чтобы обязательно приглашать бригаду. Вполне можно справиться своими руками. Во всяком случае, с помощниками.
Назначение и виды бордюрных камей
Бордюры используются для отделения площадок с разным покрытием и/или разной нагрузкой. Они могут отделять дорожки от газонов, клумб, сада или огорода, служить границей пешеходной и проезжей части и т.д.
Бордюр отделяет дороги и дорожки от газонов и площадей
Они выполняют сразу несколько функций:
- служат для визуального оформления дорожек;
- перераспределяют нагрузку;
- защищают дорожки от вымывания и разрушения.
Если вы хотите, чтобы дорожки служили долго, по краю нужно установить бордюр. Он удерживает все материалы, не давая разрушаться или менять форму.
Разные цвета, размеры и сечения
Бордюры или бордюрные камни есть различных размеров, делают их из разных материалов, применяют разные технологии. Самый распространенный вид — бетонные бордюры, но есть еще пластиковые, вибропресованные.
Виды бетонных поребриков и бордюров
Бетонные бордюрные камни самые распространенные, есть они разных размеров. Делят их на две категории:
- Дорожный камень. Более широкий и высокий, часто с арматурой внутри (один-два стальных прута диаметром 12-14 мм). Используется для отделения проезжей и пешеходной части.
- Бордюрный камень (называют еще поребрик, садовый или тротуарный бордюр). Меньшего размера и веса, без армирования. Обычно отделяют пешеходные дорожки от газонов. Может выдерживать кратковременные наезды легкового автомобиля. При более серьезных и постоянных нагрузках их ставить нежелательно, так как они разрушаются.
Типы бордюрных камней для отделения дорожек
Остальные типы бордюрных камней для отгораживания проезжей части не применяются, так как имеют недостаточный уровень прочности.
Дороги не всегда прямые — есть изгибы. Резкие повороты под углом сделать просто — поставить под нужным углом, а место соединения зафиксировать бетонным раствором. Для плавных поворотов есть радиусные фрагменты с разными радиусами закругления. Их можно использовать для создания ограждения для круглых, овальных клумб.
Размеры
Бордюрные блоки обычно выпускаются длиной 1000 мм, те, которые предназначены для отделения пешеходных дорожек от плодородного грунта — длиной 850 мм. Еще встречаются элементы длиной 500 и 400 мм. Обычно это поребрики для дорожек из тротуарной плитки. Они выпускаются не только по технологии литого бетона, но и по технологии вибропрессования, по которой изготавливается сама тротуарная плитка.
Размеры бывают разными
По высоте бордюрный камень может быть:
- 300 мм — для отделения тротуара от проезжей части;
- 200 мм, 180 и 150 мм — для дорожек.
По ширине 200, 180 мм (дорожный камень), 150, 100, 80 мм (бордюрный камень).
Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон
На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:
- При помощи колышков, установленных в ключевых местах и натянутых между ними шнурков, производят разметку.
- По сделанной разметке выкапывают траншею. Ширина должна быть такой, чтобы по бокам установленного камня было расстояние 10-15 см с каждой стороны. Глубина выбирается так, чтобы слой утрамбованного щебня на дне был не менее 10 см, сверху — не менее 5 см пескоцементного раствора, а сам бордюрный камень возвышался над поверхностью дорожки не менее чем на несколько сантиметров (сколько конкретно — зависит от вашего желания).
Установка бордюра: схема
Проведение работ по установке бордюров и поребриков
При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.
Как поставить на песок
Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.
Схема установки бордюра с водосточным желобом
Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.
Источник
Замена бордюров на дорогах
Со временем эксплуатации дорожного полотна изнашиваются бордюры. Наша статья посвящена тому, как проводится работа по замене бордюров на дорогах Особое внимание уделим технологии замены бордюров на дорогах, что нужно знать рядовому человеку, который решит собственноручно заменить ограждение дороги на своем участке.
Что такое бордюр?
Как бы его не называли, все-таки бордюр по классификации «дорожников» относится к декоративному элементу дороги, позволяющий сделать красивое и ровное ограждение покрытия. Кроме того, бордюр относится к разделительным элементам дорог, отделяя автомобильную часть от пешеходной либо озелененной зоны. Еще одна функция поребриков – это защитная, мало кто о ней упоминает, но бордюр ограждает тротуары от попадания грязи от проезжающих авто.
Состоит бордюр из металлического основания (каркаса) изготовленного из стальных прутьев, внешне залитых бетоном. Форм поребриков огромное количество в зависимости от предназначения, больших размеров для автомобильных дорог, не много меньше для разделения тротуаров и зеленых зон в парках и скверах. При изготовлении отталкиваются от веса, если масса одного элемента достигает более 45 кг, тогда в каркас приваривается специальная стропильная проушина, чтобы можно было поднять краном. Небольшие бордюры кантуют вручную при помощи специальных подъемников.
ПРИМЕЧАНИЕ
Установленный правильно бордюрный камень повышает безопасность и привлекательность дороги.
Когда требуется работа по замене бордюров на дорогах?
Демонтаж старых элементов дорожного покрытия может выполняться по нескольким причинам:
- Просадка покрытий вблизи самого бордюра. Сложно провести работы по восстановлению без демонтажа камня.
- В ситуациях, когда кладут еще один слой асфальтового или любого другого покрытия, повышая высоту полотна. В таких случаях необходим демонтаж, с последующим поднятием уровня «подушки» до необходимой высоты.
- Сейчас во многих городах стараются уделить внимание изменению стиля и дизайна улочек, особенно это заметно в старых городах. В таких случаях может потребоваться замена бордюров на аналогичные, но уже другой формы или размеров, учитывая новый стиль и предпочтения.
ПРИМЕЧАНИЕ
Неправильно подобранные бордюры могут кардинально преобразить стиль и архитектуру города. Подобные эксперименты проводили в Европе, однако после негативных заключений историков, в старых частях городов от такой практики отказались.
Для удаления старых элементов понадобится специализированный инструмент, без которого сложно выполнить эту работу качественно. В дорожных службах на вооружении имеется грунторез, которым в отведенных местах делается надрез полотна параллельно от бордюра.
ПРИМЕЧАНИЕ
Важно, чтобы глубина прорези соответствовала высоте самого камня иначе можно нарушить целостность всего покрытия.
Прорезь делается на расстоянии не менее 10-15 см. от камня, в конкретных случаях может отличаться исходя из размеров элементов. Как уже выяснили, глубина прорези соответствует высоте бордюра, это делается для того, чтобы в последующем надежно и качественно установить новый элемент и обеспечить герметизации с остальным полотном.
Кроме того, нужно обкопать и с обратной стороны бордюра, убрав в ширину порядка 20 см. грунта или насыпи. Глубина копки должна быть на 10-15 см. ниже, чем установлен поребрик. Это позволит качественно подготовить подложку под новый материал.
Подготовка основания
После окончательного удаления старого бордюра, нужно осмотреть место установки. Обратите внимание, какая подложка была использована ранее. Как правило, встречается три типа «подушки»:
Перед компоновкой нового элемента на грунт, проверьте его плотность. Узнать это можно просто ударив по земле ручной трамбовкой. Если земля плотная, можно приступать к формированию новой подложки. Для «подушки» рекомендуется использовать чистый песок (без примесей) или щебень с фракцией ни в коем случае не более 10 мм. В противном случае, спустя время, может даже и месяца не пройдет, бордюр провалится.
Учитывайте, что в местах, где предполагается высокая нагрузка на основание, нужно делать более весомую подложку, к примеру, из бетона. В таком случае установка будет намного крепче и долговечней. Но, есть некоторые особенности установки на такое основание. Высота «подушки» рассчитывается исходя из ГОСТа, который предполагает высоту борюда от 10 см. В таком случае «подушка» должна быть не менее 4 см.
Установка новых камней
На площадку ремонта материал привозится специальным манипулятором, так как элементы массивные. Ручное кантование допустимо только элементов, вес которых не превышает 25 кг. После подготовки подушки или заливки бетона, манипулятор ставит бордюр в место установки. Далее с помощью ломов или специального ручного подъемника рабочие двигают его, выставляя по контуру.
В случае, когда происходит бетонирование камней, нужно учесть что требуется оставить отступ между покрытием и бордюром, шириной 5 см. С обеих сторон заливают на уровень не выше 5 см. до основного полотна. В некоторых случаях даже меньше, если в последующем предполагается формирование монолитного полотна. Когда формируется полностью бетонное покрытие, без последующего асфальтирования, бетон выравнивается с остальным полотном.
ПРИМЕЧАНИЕ
Не забывайте, что с тыльной стороны бордюра, заливку нужно делать не выше 5-7 см от верхнего слоя грунта. Тем самым вы оставляете место для засыпки плодородного слоя земли, восстанавливая естественную среду, особенно это касается парковых зон.
Восстановление обочины и дороги
Опыт последних лет дает четкое понимание, что использовать на таких работах необходимо именно литой асфальт. Он способен надежно и герметично закрыть место повреждения и стать единой «доской» со всем покрытием.
Перед тем, как должна проводиться работа по замене бордюров на дорогах, требуется в обязательном порядке обработать соприкасающиеся поверхности, как бордюра, так и «подушки» специальным раствором из битума слабой консистенции. После этого, производится укладка материала при помощи ремонтера и кохера. Асфальт аккуратно заливается в пространство между декоративным элементом и остальным покрытием. Закладка происходит с помощью обычных лопат либо поддается напрямую из специального «короба» машины, однако в таком случае, все равно обойтись без лопаты не удастся, нужно равномерно распределить материал. Чтобы избежать появления пустот и трещин, после укладки строители в несколько приемов проходят участок виброплитой. Она позволяет утрамбовать асфальт и сделать единую монолитную структуру, без пустоты.
Вместо асфальта могут использовать еще и бетон, однако необходимо учитывать тот факт, что заливка пространства между полотном и новым бордюром, выполняется бетоном, только если остальное полотно состоит из такого же материала.
Восстановление обочины также является обязательной, весь грунт, изъятый во время ремонта, должен быть возвращен и утрамбован виброплитой.
Как видим, работа по замене бордюров на дорогах достаточно простая по технологии, но нужно все-таки знать особенности и понимать саму технологию. Учитывая, что работа по замене бордюров на дорогах особой сложности не представляет, для её выполнения редко привлекается более трех или четырех человек. Также к ним в помощь направляется специализированная техника, оснащенная манипулятором для подъема и установки бордюрных камней большой массы.
Источник