Замена диффузора динамика своими руками
Сначала по клейке корпусов, это проще, однозначно ПВА (дерево любит ПВА и прекрасно держит вибрацию) но нормальный ни Россия ни Украина не делают поэтому покупаем американский ПВА «Titebond-2» либо белый (для ОСБ и ламината) либо желтоватый (дерево, фанера, МДФ) при покупке смотрите чтоб клей был запечатан (очень часто бодяжат ведь клей хороший и дорогой) и смотрите на срок годности как и все акриловые он не вечен. После застывания этот клей Влагостоек и Морозостоек (категория D3) в отличие от совковых крахмарьно-мучных ПВА смесей. Второе место занимает ПВА Чешского производства он дешевле но тож оч.хорош назву не помню спрашивать в строительных магазинах фасовка: банки 1кг и ведра 3, 5, 7, 14(кг). Третье место турецкий ПВА «Маршал» фасовка так же как и чешский. В клеи можно а иногда нужно добавлять наполнители: ДСП пыль (после распиловки собрать и просеять через сито для муки); гипс или перлфикс, цемент. И помните если наполнителей мало это клей, если много это уже шпаклевка. УДАЧИ.
Добавлено через 1 час 12 минут
Теперь по динамикам но эта тема ооочень ёмкая, а пишу я гараааздо медленее чем говорю поэтому буду краток. Для верхних и нижних подвесов любой неопреновый клей: 88, Момент, Мастер(неопрен) но лучше клеющая мастика «Элласт» она еше выпускается в России и Украине и у Сябров тож, мастика Бостик, [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ] , это лучше элласта и найти проще но дороже. Можно сапожные клеи: «Ботерм» (испанский, польский или турок) это аналог совкового «Наирита», Десмокол он же Боникол (Польша) (для верхнего подвеса и декоративной резины), Обрадор, и клей БМК. Кстати обрадор и десмакол прекрасно термоактивируются. Для нижних подвесов с силиконовой пропиткой силиконовый клей для стекла (аквариумов) на рынке у изготовителей аквариумов. Перед клейкой поверхность корзины зачистить и обезжирить, клеи и мастики для использования лучше перелить в бутылочки из под окислителя краски для волос (спросите у жен и на них похожих). Колпак если с бортом то клеим Обрадором, Бостиком или БМК, многие клеют на жидкий Латекс (это демпфирующая пропитка им пропитывают верхний тканевой подвес). Если колпак без борта то нужно залить бортик заливкой с малым коэф. усадки и желат. черного чвета и большой мех. прочности (ЭДП с наполнителем и красителем (сажа, тонер для ксерокса, типографская краска). А если нужна заливка чтоб после можно было разобрать то тут колдовать тужно: 1.густой раствор целлулоида+краситель тонер или типогр.краска. 2.густой раствор пластмассы АБС в толлуоле(медленно) в этилацетате(быстрее)+чуть пластификатора(88, момент)+краситель(типографск.краска) и ВСЁ. После сборки диффузор нужно пропитать а это уже у всех свои секреты как лак у Паганини. Самая распостраненная «секретная» у ремонтников (мало кто признается): лак НЦ-118 (218) + Р647 (настоящий, запрещенный) + краситель (типографская краска она кстати со временем выгорает как «EV») пропорции лак-растворитель (1:5) красителя чуть-чуть что б красил бумагу это индивидуально от концентрации колора.
Добавлено через 1 час 48 минут
Если нужно разобрать сохранив элементы подвижки то расклеиваем размачиванием растворителем этилацетат, бутилацетат или Р-647 (настоящий, запрещеный). Большинство клеев в т.ч. и эпокси смолы разбираются темрературой строительный фен с электронной регулировкой температуры типа фиолент электроник с разными удобными самодельными насадками и греть только через корзину чтоб не повредить подвесы и бумагу. Подрезать клей помогаем стамеской из полотна по металлу. Руки должны быь в ХБ перчатках чтоб не обжечся. Если была эпоксидка то остатки легко счистить с карзины хорошей стамеской (S&R, Stenley хорошей имелось в виду-сталь) я пользуюсь самодельной из тонкого плоского напильника (прошлое поколение научило, спасибо им). Изготовление катушек это самое тонкое и вопрос не этой темы да и я об этом ранее писал. И самое главное если не уверены в себе при ремонте динамика то лучше обратится к специалисту.
Источник
Ремонт динамика — пособие в картинках
На сегодня, количество любителей хорошего звука, которые просто выкидывают захрипевший динамик не уменьшается! При этом затраты на аналог могут составить ощутимую сумму. Думаю что нижеизложенное поможет починить динамик любому, кто имеет руки, которые растут из нужного места.
Имеется в наличие — чудо дизайнерской мысли, когда то бывшее колонкой S-30 (10АС-222), теперь выполняющее функции одного из автосабов. Пациент через неделю, после мутирования стал проявлять признаки заболевания — издавал посторонние призвуки при отрабатывании басовых партий, чуть похрипывал. Было принято решение провести вскрытие.
После вскрытия на божий свет из тела пациента был извлечён больной орган — НЧ динамик 25ГДН-1-4 86 года выпуска. Орган явно нуждался в операции — при аккуратном нажатии на диффузор раздавался посторонний призвук (очень похожий на тихий щелчок), а при прозвонке различными тонами (вырабатываемых программой nchtoner) раздавалось явно слышное пошкрябывание-потрескивание при большом ходе диффузора и при подавании сверхнизких (5-15Гц) частот. Было принято решение трепанировать данный орган
Сначала у пациента были отпаяны гибкие подводящие провода (со стороны контактных площадок)
Затем растворителем (646 или любой другой, способный растворить клей, типа «Момент») при помощи шприца с иглой было смочено место склейки пылезащитного колпачка и диффузора (по периметру).
. место приклеивания центрирующей шайбы к диффузору (по периметру).
. и место приклеивания самого диффузора к корзине диффузородержателя (опять же по периметру)
В таком состоянии динамик был оставлен на минут 15 с периодическим повторением предыдущих трёх пунктов (по мере впитывания/испарения растворителя)
Внимание! При работе с растворителем следует соблюдать меры безопасности — не допускать попадания на кожу (работать в резиновых перчатках!) и слизистые оболочки! Не есть и не курить! Работать в хорошо проветриваемом помещении!
При смачивании — пользоваться небольшим количеством растворителя, избегая попадания его на место приклеивания катушки и центрирующей шайбы!
В зависимости от типа растворителя и температуры воздуха, через 10-15 минут сказанных выше операций с помощью острого предмета можно аккуратно поддеть пылезащитный колпачок и снять его. Колпачок должен либо отойти очень легко, либо оказать очень слабое сопротивление. Если нужно прилагать значительное усилие — повторите операции со смачиванием его краёв растворителем и ожиданием!
После отклеивания колпачка — аккуратно выливаем остатки растворителя из углубления около оправки катушки (путём переворачивания пациента).
К этому времени успевает отклеится центрирующая шайба. Аккуратно, не прилагая усилий, отделяем её от корзины диффузородержателя. при необходимости — повторно смачиваем место склейки растворителем.
Смачиваем место приклейки диффузора к диффузородержателю. Ждём. Смачиваем снова и опять ждём. Минут через 10 можно попробовать отклеить диффузор. В идеале он без усилий должен отделится от диффузородержателя (вместе с катушкой и центрирующей шайбой). Но иногда требуется ему немного помочь (главное — аккуратность! Нельзя повреждать резиновый подвес. )
Очищаем места склейки от старого клея и просушиваем разобранный динамик. Осматриваем разобранного пациента на предмет нахождения неисправности. Смотрим на катушку. При отсутствии на ней потёртости и отклеившихся витков — оставляем её в покое. При отклеивании виточка — приклеиваем его обратно тонким слоем клея БФ-2.
Внимательно осматриваем место крепления подводящих проводков к диффузору. Так и есть — у пациента наиболее часто встречающаяся у старых динамиков имеющих большой ход диффузора неисправность. Подводящий проводок в месте крепления перетёрся/переломился. О каком контакте может идти речь, когда всё висит на пропущенной в центр проводка нитке!
Аккуратно отгибаем медные «усики».
. и отпаиваем подводящий проводок.
Повторяем операцию для второго проводка (даже если он ещё жив — болезнь легче предупредить!)
Обрезаем подводящие проводки по месту излома.
. и облуживаем получившиеся кончики (само собой — сначала используем канифоль). Тут необходима аккуратность! Используйте малое количество лёгкоплавкого припоя — припой впитывается в проводок, как в губку!
Аккуратно припаиваем проводок на место, загибаем медные «усики» и проклеиваем клеем (Момент, БФ-2) место прилегания проводка к диффузору. Запоминаем — паять проводок к крепёжным «усикам» — нельзя! Иначе как проводки можно будет поменять снова лет через десять?
Собираем динамик. Ставим диффузор со всем «хозяйством» в диффузородержатель, ориентируя проводки к местам их крепления. Затем проверяем правильность полярности — при подсоединении 1,5В пальчиковой батарейки к выводам, при подключении «+» батарейки к «+» динамика — диффузор будет «выпрыгивать» из корзины. Ставим диффузор так, что бы его «+» подводящий проводок был у обозначения «+» на корзине динамика.
Припаиваем подводящие проводки к контактным площадкам. Обращаем внимание, что длинна проводков уменьшилась почти на полсантиметра. Поэтому паяем их не как было на заводе — к отверстию в пластине, а с минимальным запасом, для сохранения длины.
Центрируем диффузор в его корзине с помощью фотоплёнки (или плотной бумаги), которую помещаем в зазор между керном и катушкой. Главное правило — помещаем центрировку равномерно по периметру, для соблюдения одинакового зазора. Количество (или толщина) центрировки должна быть такой, что бы при небольшом высовывании диффузора наружу он свободно держался на ней и не проваливался внутрь. Для динамика 25ГДН-1-4 для этого достаточно 4-ёх кусочков фотоплёнки, помещаемых попарно друг перед другом. Длинна фотоплёнки должна быть такой, что бы она не мешала, если положить динамик на диффузор. Для чего — читайте ниже. Приклеиваем диффузор. Пользуемся показанием к используемому клею (рекомендую «Момент», главный критерий выбора, что бы клей в дальнейшем можно было растворить растворителем). Я обычно высовываю диффузор на 1-1,5 см вверх, что бы центрирующая шайба не касалась корзины диффузородержателя, затем кисточкой наношу на неё и корзину тонкий слой клея, выжидаю и плотно всовываю диффузор внутрь, дополнительно прижимаю шайбу к корзине по периметру с помощью пальцев. После чего приклеиваю диффузор (в вдвинутом состоянии, не допуская перекоса).
Оставляем динамик в перевёрнутом виде на несколько часов под грузом (вот по этому наша фотоплёнка и не должна выступать за плоскость диффузора!).
После чего проверяем динамик на верность сборки. Достаём центрировку и аккуратно проверяем пальцами ход диффузора. Он должен ходить легко, не издавая призвуков (касанья катушки и керна быть не должно!). Подсоединяем динамик к усилителю и подаём на него низкочастотные тона небольшой громкости. Посторонние призвуки должны отсутствовать. При неправильном приклеивании (допущен перекос и т.д.) -динамик нужно расклеить (смотри выше) и собрать заново, соблюдая аккуратность! При качественной сборке мы в 99% получим полностью рабочий динамик.
Промазываем клеем кромку пылезащитного колпачка, выжидаем и аккуратно приклеиваем его к диффузору. Тут необходима аккуратность и точность — криво наклеенный колпачок не влияет на качество звука, зато очень портит внешний вид динамика. при приклеивании нельзя нажимать на центр колпачка. Он от этого может прогнуться и придётся его отклеивать, выпрямлять, промазывать изнутри тонким слоем эпоксидки для прочности и приклеивать обратно.
Выжидаем, пока полностью произойдёт склейка всех частей (около суток) и ставим готовый динамик на его место. Наслаждаемся звуком, который ничем не хуже, чем у нового заводского аналогичного динамика.
Вот и всё, теперь вы видите, что починить динамик — лёгкое дело. Главное — неторопливость и аккуратность! Так за час не спеша можно починить практически любой НЧ или СЧ динамик отечественного или импортного производства (для расклейки импортных динамиков зачастую требуется более мощный растворитель, например ацетон или толуол, аккуратно — они ядовиты. ) имеющий аналогичный дефект.
Да, после операции у бывшего больного открылось второе дыхание и весёлые жёлтые сабы продолжают делать свой нелёгкий басовый труд:
Источник
Все о диффузорах динамиков
Диффузор, наряду со звуковой катушкой и магнитом, третья важная составляющая электродинамической головки. Если его снять, то вы вряд ли услышите звуки, идущие от усилителя низких частот.
Что это и зачем нужны?
Без диффузора динамик не сможет издавать отчётливых звуков. По сути, это «тарелка репродуктора», колеблющаяся с частотой высокочастотных токов, протекающих по катушке динамика и изменяющихся быстрее по закону передаваемого радиосообщения. У сабвуфера рекомендуемые частоты ограничены спектром 20-300 Гц. Электрический сигнал от усилителя с частотой выше 300 Гц не воспроизводится достаточно эффективно. Для более высоких частот применяют так называемые сателлиты – более широкополосные динамики, уступающие «басовику» по размерам и габаритной мощности.
Колонки, содержащие в себе и сателлиты, и сабвуфер, рассчитаны на наиболее высококачественное воспроизведение звука. Соответственно, диффузор сабвуфера должен быть мощнее, больше по площади, толще, например, иметь прорезиненный технологический слой и изготавливаться из высококачественного картона со специальной полимерной пропиткой.
Чем больше площадь, тем выше и диаметр диффузора.
Разновидности
Но не только картонно-полимерные диффузоры применяются в наиболее мощных колонках на десятки и сотни ватт. Так, алюминиевый отлично гасит резонанс на частотах от десятков до сотен герц, а вот на частоте 4-20 килогерц он, наоборот, издаёт паразитную гармонику, являющуюся следствием резонанса на более «высокой» полосе. Наряду с высокой жёсткостью, он долговечен. То же самое можно сказать о динамических головках с магниевым, бериллиевым диффузорами – такие компоненты установлены в (полу) профессиональной акустике.
Бумажный диффузор в обязательном порядке пропитывается особыми компонентами, в состав которых входят полимерные наполнители. Они герметизируют материал, из которого состоит целлюлозный диффузор. Достоинство бумажного (или картонного) диффузора – низкий коэффициент искажений: звук передаётся наиболее естественно.
Недостатки – ограничение мощности (не больше десяти с лишним ватт), чувствительность к осадкам и сырости. При плохой погоде в ходе эксплуатации таких колонок на улице динамики с бумажными диффузорами быстро сминаются и выходят из строя.
Композитные, металлические, кевларовые, полипропиленовые (или полиуретановые), углепластиковые диффузоры лишены всех этих недостатков. Частотные характеристики у них заметно отличаются, но это не мешает производителям улучшать характеристики путём изменения общей конструкции динамика.
В наушниках, к примеру, бумажные диффузоры никогда не использовались – они заменены пластиковыми мембранами.
Пропитка
Чтобы обезопасить, например, бумажный динамик от разрыва диффузора, используют пропитки, приготовленные на основе органических растворителей. Так, для центральной части, ответственной за высокие частоты, применяют прозрачный пластик, растворённый в дихлорэтане.
Для промежуточной, ответственной за средние частоты, – резиновый клей в уайт-спирите (по массе клея – четверть от общего веса состава). Крайняя же часть пропитывается составом на основе автомобильного герметика. Перемешав компоненты, пропитайте диффузор так, чтобы на его поверхности не оставалось капельных выступов – покрытие должно быть равномерным и однородным.
Интервал между слоями пропитки – от 4 до 15 минут: необходимо дать впитаться предыдущему слою, прежде чем наносить следующий. Окончательное время просушки, чтобы покрытие «устоялось», – месяц, при этом диффузор обращён вверх. Предыдущая некачественная, неравномерная пропитка могла необратимо испортить звучание динамика, в данном случае имеет место технологическое нарушение, а также перебор или экономия материалов для пропитки.
Нельзя наносить минеральные масла, битум, вазелин и другие пропитки. Здесь даже клей ПВА бы не помог. В лучшем случае результат окажется нулевым, в худшем – динамик можно необратимо испортить некачественной или неподходящей пропиткой. Высококачественная пропитка должна быть как минимум двухслойной.
Особенности ремонта
Своими руками выпрямить смятый, заклеить бумажный диффузор, который случайно проткнули отвёрткой или ножом в бардачке, где размещена решётка динамика, довольно легко. Для этого применяется клей «Момент-1» или похожий, который подходит для склеивания не только бумаги, но и резины, дерева и металлов. Отремонтировать порванный диффузор нужно заблаговременно, пока разрыв не стал сквозным или не увеличился. Если под рукой нет клея, можно использовать, к примеру, лак для ногтей – тот также обладает неплохими склеивающими свойствами.
Вначале вырезается заплатка нужного размера – она должна с запасом перекрыть разрыв. Поверхность места разрыва должна быть очищена от грязи и посторонних частиц, можно также её обезжирить, например, этиловым спиртом. Склеиваемые поверхности должны быть неподвижны, убедитесь перед началом работ, что колонка (или сам динамик в системе) временно отключён. Мощные динамики заклеиваются при помощи нескольких слоёв бумаги или даже картона.
После приклеивания бумагу покрывают полимерным составом, обладающим достаточной эластичностью, так как затвердевающее до жёсткого состояния покрытие может ухудшить частотные характеристики диффузора. Важно, чтобы диффузор стал водонепроницаемым – это убережет его от повторных замятий и разрыва бумажной оболочки.
Бывают также случаи, когда некачественный китайский динамик можно было бы доработать, улучшив его жёсткость при помощи верно подобранной пропитки в целях укрепления диффузора. Тонкий диффузор может быть утолщён – так, бумажный дополнительно усиливается несколькими добавочными слоями бумаги, пропитанными полимерной клеящей основой. Обрезиненные, прорезиненные диффузоры лучше поручить восстановлению силами специалистов: так, вулканизацию порванной резиновой окантовки мощного «басовика» в домашних условиях исправить затруднительно.
Не факт, что у вас получится, используя сырую резину, выполнить, к примеру, с первой попытки вулканизацию при помощи паяльника. Приклеивание же кусков резины не только внешне обезобразит динамик, но и не восстановит его исходное звучание до заводских характеристик.
О том, что зависит от материала диффузоров акустики, смотрите в следующем видео.
Источник