Бюджетный тюнинг ВАЗ-2131. Заключительная часть
Оглядываясь на год жизни, целиком потраченный на «Ниву», я вспоминаю о том, что было сделано и что стоило бы сделать иначе. А кое-что, наверное, мы и вовсе делали зря…
НЕ НАДО МНЕ ДЕЛАТЬ КАК ЛУЧШЕ, СДЕЛАЙТЕ КАК ХОРОШО!
Lada 4х4, ВАЗ-21214, равно как и все остальные внедорожники, которые мы исторически называем «Нива», обладают несколькими очевидными достоинствами и не менее очевидными недостатками, большинство из которых раскрывается только в процессе эксплуатации. С некоторых пор главным преимуществом «Нивы» стала цена. Напомню, так было не всегда и, например, в советское время ВАЗ-2121 стоил 9900 рублей, лишь немного уступая по этому показателю «Волге». По сути, это был единственный универсальный внедорожник на рынке. ЛуАЗ был совсем утилитарен, а купить в частное владение УАЗ было архисложно, то есть практически невозможно. В то же время, если вспомнить, что «Жигули», скажем, пятой модели стоили 5300, то становится понятно, почему за «Нивой» не выстраивались очереди. В конце восьмидесятых ВАЗ-2121 даже продавали в рассрочку (как, кстати, и «Москвич»). Попробуй теперь найди «Ниву» того времени в приличном состоянии! А особенно в определении этого приличного состояния — кузов. Это первое, на что я настоятельно рекомендую обратить внимание юноше, задумавшему приобрести вазовский внедорожник. И я имею в виду даже не наличие ржавчины, крепость лонжеронов и прочих силовых элементов, а обязательную и непременную антикоррозийную обработку. Даже если кузов крепок и «рыжей чумы» не видно, поверьте, половина зимы — и она проявится даже у пятилетней машины. Кузов у «Нивы» несущий — то есть каждый элемент, по сути, силовой. Любая коррозия, особенно запущенная, особенно сквозная, плюс вибрация, плюс нагрузки при езде по бездорожью — и дальше только дорогостоящий кузовной ремонт с усилением, проваркой, накладками из алюминия и страшноватого вида «расширителями» колёсных арок. Итак, первый этап — антикоррозийка. Вы спросите, стоит ли заливать машину популярными и разнообразными защитными покрытиями? Да, если есть деньги и первый этап пройден на отлично. Это красиво, практично и хорошо дополняет сохранность кузова, поскольку царапается ЛКП легко и цветёт мгновенно (о подобном опыте с нашей «Нивой» и «Титаном» вы можете прочесть в № 12/2016 нашего журнала).
Стоит чуть передавить газ и поломка неизбежна
КУЗОВ У «НИВЫ» НЕСУЩИЙ — ТО ЕСТЬ КАЖДЫЙ ЭЛЕМЕНТ, ПО СУТИ, СИЛОВОЙ
Второе, что следует сделать, — замена главных пар. Даже если большую часть времени вы проводите на асфальте, в одной из дальних поездок может понадобиться чуть больше тяги. Например, где-нибудь в горах или предгорьях. Давишь газ, давишь ещё — вроде пошла, разгон, удар… кардан пополам, путешествие закончилось. На переднем приводе далеко не уедешь. А если не спеша, аккуратно, то вы, возможно, увидели бы не снимок сломанного кардана, а плато Лаго-Наки. Какие конкретно пары нужны, зависит от обстоятельств: универсальные 4.1, если колёса остаются в пределах 28 дюймов, начиная с 29 и больше — 4.3. Важно помнить, что сложности вызывает не только поиск качественных деталей, но и их установка. Если есть возможность — берите редукторы в сборе. Лучше советские. Они встречаются на разборках и в объявлениях «копейка на запчасти». Ещё лучше дополнить тяговые главные пары тюнинговым китом в раздатку с пониженной 2.95. Вот только подобное понижение потребует от водителя больше думать головой, чем работать педалью, поскольку полуоси и ШРУСы тоже не вечные.
Теперь поможет только дорогостоящий кузовной
ремонт с усилением и проваркой
РАЗГРУЖЕННЫЕ ПОЛУОСИ ВАМ НЕ НУЖНЫ, «НИВА» — НЕ ГРУЗОВИК
Усиление ходовой — часть третья. Разгруженные задние полуоси вам, скорее всего, не нужны. Это прерогатива грузовиков с большой рабочей загрузкой. Найти качественные «усиленные» тоже непросто. Жалуются на всех производителей, но, в принципе, вперёд — нерегулируемые ступицы с герметичными подшипниками «типа Iveco», назад — полуоси, скажем, из Ижевска. Конечно, никто не мешает подтягивать подшипники ступиц раз в 30–40 тысяч километров, однако, покатавшись по бродам, грязным колеям и лужам, мы можем столкнуться с быстрой смертью упомянутых подшипников буквально за пару сотен километров пробега по шоссе. За общим шумом «Нивы», рёвом трансмиссии и воем грязевых шин звук износа можно и не заметить, сразу попав на замену. Нерегулируемые ступицы герметичны, это их главное преимущество. Что касается задних полуосей, то тут вопрос веры, что это поможет. А вот усилить мост стоит непременно. Особенно на длинной «Ниве», большой нагрузке или газовом оборудовании. Иногда мост гнётся при неудачном заезде на бордюр, не говоря уж о внедорожной эксплуатации и экспедиционных условиях, когда нагрузка на машину максимальна. К постоянным проблемам с полуосями и редуктором может привести даже невидимый глазу изгиб. Гипотетически можно проверить мост на сход-развальном стенде, а можно «на просвет», сняв полуоси.
ОПЫТНЫЕ НИВОВОДЫ ГОВОРЯТ, ЧТО «НИВА» ХОРОША В СТОКЕ, А ЛИФТ — ЭТО ЗЛО
Лифт — ещё один популярный повод для баталий. Мнения полярны! Мы сделали лифт 40 мм, удлинили отбойники и никаких негативных последствий не заметили. Да, возможно проставки в 8 см и пружины от Chevrolet Suburban это перебор, но 40 мм — то, что нужно. А какой смысл, спросите вы? Увеличение клиренса в базе. Для длинной машины это критично. Максимальные колёса, которые можно поставить без резки арок, — 215/75 R15, или, как в нашем случае, 215/65 R16. Больше — потребуется резка или лифт, а чаще и то и другое. Резка арок — ещё один камень преткновения для владельцев «Нив». Но тут всё просто: если вы не собираетесь перепродать машину с максимальной прибылью, колёса больше вышеуказанных ставить не собираетесь, то и резка вам не нужна. А вот начиная с 225/75 R16 или 235/75 R15 арки лучше укоротить. При этом важно, чтобы сзади, где панели идут встык, был не просто герметик, а клёпки или сварка с обязательным антикором.
Приходится часто менять подшипники задних полуосей?
Проверьте, не погнут ли мост
Ступицы меняем на нерегулируемые
Весьма полезно поставить защиту днища. Не обязательно «лыжу» от бампера до заднего моста, но моторный отсек, трансмиссию и, если ездите по камням, раздаточную коробку лучше прикрыть. Мы выбрали лёгкий сплав, но сталь будет бюджетнее. Важно обращать внимание, чтобы на защите не скапливалась грязь, которая может существенно ухудшить охлаждение агрегатов летом. Чего я категорически не рекомендую делать, так это обвешивать «Ниву» железом. Силовые бампера, порожки, экспедиционный багажник, лестница, кронштейн для запаски, крепление для канистры, домкрата, лопаты и сенд-траков — вот вам лишних 200 кг на машину. И ещё, даже если вы замените генератор, не стоит злоупотреблять дополнительным светом. Противотуманки, рабочий свет, задний ход — вот и всё. Нужно ли говорить, что предпочтения надо отдавать светодиодным фонарям. Кроме того, рекомендую заменить штатные фары на герметичные, они есть в продаже. И уж точно не стоит баловаться с ксеноном.
ДАЖЕ НА КОРОТКУЮ «НИВУ» МОЖНО БЕЗБОЛЕЗНЕННО ПОСТАВИТЬ ГАЗОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Особый интерес вызвала установка газового оборудования. Подробные плюсы и минусы мы перечисляли в материале на эту тему (можно найти на сайте или в бесплатных архивных номерах на App Store или Play Market). Плюсов вышло больше. Полтора года эксплуатации подтверждают наши выводы. Километр пробега выходит почти вдвое дешевле, и установка окупила себя давным-давно. Даже на короткую «Ниву» можно поставить газ, если убрать баллон под днище и защитить его сзади фаркопом. После лифта под баллоном почти 350 мм дорожного просвета, и на бездорожье это не мешает. Понятно, что если вы берёте машину для спорта, то лучше этого не делать — в подобной ситуации каждый килограмм на счету.
Разгруженные полуоси «Ниве» не нужны,
а усиленные не помешают
Колёса диаметром больше 29 дюймов
требуют и лифта, и резки арок
ЧИП-ТЮНИНГ ПОЛЕЗЕН, НО ЭТО ВСЕГДА КОМПРОМИСС
Многие владельцы «Нив» сомневаются в необходимости чип-тюнинга и форсировании мотора. Не могу рекомендовать расточку блока до 2.0 литров, но низовой распредвал, соответствующую программу для управления двигателем и выпускной коллектор 4-2-1 вполне одобряю. Карбюраторным машинам, кроме вала и выпускной, непременно надо заняться поиском более тяговитых главных пар. Что касается нашей «Нивы», то меня вполне устроил чип-тюнинг. И пускай машина не полетела, но поползла существенно увереннее. Кстати, к работе над мотором можно приурочить покупку шноркеля, а к установке защит — вывод сапунов агрегатов. Да, и шноркель из сантехизделий никто пока не отменял. Если не хотите резать капот или крыло, купите гофру от «Приоры» и замените штатную трубу, загнув гофру вверх к капоту, — дополнительные сантиметров тридцать глубины брода получите за сто рублей. Если средства позволяют, стоит перенести генератор повыше, заменив его более современным и мощным. Запаску, правда, придётся из-под капота убрать, скажем, на верхний багажник.
Хотел написать про салон, но вовремя остановился… Ограничусь только рекомендацией заменить кресла на иномарочные. Вообще на любые, главное — избавиться от заводских! Поверьте, не пожалеете! Да и вообще, надо признать, «Нива» даёт удивительный простор для творчества, ничем, кроме техрегламента и бюджета, не ограниченный. Главное — не забывать, что лучшее порой враг хорошего!
Даже на короткую «Ниву» можно поставить газ, если
убрать баллон под днище
и защитить его сзади фаркопом
Источник
Шумоизоляция крыши Нивы
Итак, закончив шумоизоляцию дверей, переходим к шумоизоляции крыши. Начинать ее стоит только купив жесткий потолок для Нивы, так как вернуть на место родную дырявую пленку уже не получится. Поэтому снимаем, не заботясь о сохранности, все равно это творчество выкидывать.
В процессе демонтажа и последующей установке жесткой обивки крыши придется снимать ремни безопасности, так как они вверху привинчены через пластик стойки, который мешает.
Так вот, уже наученный горьким опытом, я предварительно зафиксировал ремень прищепкой. Иначе, он может полностью втянуться в катушку и придется ее разбирать. Разобрать и собрать ее несложно, но зачем?
После снятия старой обшивки содрал наклеенный синтепон и тут нарисовалась новая работа. Этот синтепон был грубо, пятнами наклеен на металл крыши. Придется счищать остатки клея и синтепона. Попробовал растворителем — ксилолом — плохо, но клей и прочая грязь отчищаются. Работа отвратительная — надо умудрится тряпкой на крыше хорошенько намочить пятно клея. Затем постепенно его смывать, помогая деревянным скребком — просто щепкой. В жару и надышишься и измажешься. Так промучившись и отчистив половину крыши, решил продолжить уже на следующий день. На следующий день ксилол кончился и я решил попробовать обычный 95 бензин, который оставался в канистре. Бензином работать оказалось удобнее.
Если растворитель растворял засохший клей, превращая его в липкую массу, то с бензином клей набухал скатываясь в комочки. Это намного приятнее, чем клейкая липкая дрянь.
За два дня прокляв весь отечественный автопром, я таки отмыл крышу и полностью закатал двухмиллиметровой виброй. Эта виброизоляция, в отличии от той, что клеил на двери на миллиметр тоньше, но зато с более толстой фольгой. Стоит как и трех миллиметровая, при этом золотистого а не серебристого цвета. Думаю, для крыши в самый раз. В итоге ушло ровно 5 листов виброизоляции.
Еще важная работа, которая была сделана — в балке крыши были проделаны отверстия для крепления дополнительного плафона освещения. На фото ниже, видно предварительную отметку от уже проделанного в жестком потолке отверстия под провода плафона. Плафон по центру крыши убивает сразу двух зайцев — во первых много света в салоне не бывает, во вторых он прижмет и предохранит от провисания потолок. По опыту установок другими нивоводами потолка в Ниву, что я читал — он со временем может провисать. Но теперь не сможет.
Про установку потолка я напишу в следующий раз, а пока продолжу про шумоизоляцию крыши Нивы. Следующий этап — наклейка собственно шумоизоляции. Тот же трехмиллиметровый вспененный материал, что и на двери. Оклеил всю площадь, без фанатизма, не особо подгоняя стыки. Еще же будет толстый слой жесткой обивки.
На этом процесс наклейки шумоизоляции на крышу Нивы закончен и остается только смонтировать обивку и подключить свет. Про это следующая статья.
Источник
Ваз 2121 кузовные детали: их особенности и замена
На Ваз 2121 играют важнейшую роль в целостности всей конструкции. Именно детали создают окончательный вид кузова, отвечают за важные функции и задачи. Изготовление кузова является чуть ли не самым сложным этапом в автоконструировании и производстве. Более сотни отдельных частей нужно бывает изготовить, а затем еще соединить в единое целое. Узнайте больше о деталях кузова Ваз 2121 и их назначении.
Кузовостроение и роль деталей
Самыми распространенными материалами в кузовостроении принято считать сталь и алюминий. Что касается других материалов, то для изготовления современных кузовов нередко используется и пластмасса.
Стальные детали самые прочные. Они позволяют штамповать кузовные элементы различной формы, которые затем соединяют при помощи сварки в единое целое.
Примечание. В последнее время больше начали использовать новые сорта стали, более упругие и легкие. Они существенно упрощают процесс изготовления деталей и отвечают современным требованиям безопасности.
На Ваз 2121 из стали изготавливаются основные зоны кузова, включая пол, лонжероны и другие части. Также именно из стали производятся усилители, которые отвечают за целостность и прочность всей конструкции. Чего только стоят, к примеру, на Ниве передние стойки, выполненные так прочно, чтобы кузов выдерживал экстремальные нагрузки.
Как изготавливается кузов
Несколько этапов в производстве, и кузов готов. Только не все так просто, как это кажется с первого взгляда:
- Вначале из листов стали штампуют различные детали. Толщина листов, как правило, бывает разной;
- После этого, детали соединяются в крупные узлы;
- Заключительные этап подразумевает сваривание или соединение всех компонентов в единое целое.
На всех фабриках современного типа сборку ведут либо роботы, либо полуавтоматы.
Где достать
Детали на кузов владельцы автомобилей Нива достают разными путями. Сегодня это можно сделать, обратившись непосредственно в магазины, сотрудничающие с АвтоВаз, купить с рынка, где детали могут быть изготовлены сторонними частными фирмами или воспользоваться услугами какого-нибудь интернет-магазина.
Кроме того, в последнее время еще один способ получения деталей стал очень популярным – авторазбор. Старые или новые Ваз 2121, побывавшие в серьезной аварии, разбирают на части, отбирают детали, которые остались целыми и реализуют по самой выгодной для покупателя цене.
Как правило, дать определенный совет в этом вопросе сложно. Каждый решает сам, где ему покупать. Если бы это была иномарка, то в этом случае можно было бы порекомендовать приобретение только оригинальных запчастей или в крайнем случае, их дубликатов. Детали на отечественный автопром редко подделывают, да и стоят они недорого.
Знакомство с Ваз 2121
Одно из лучших творений АвтоВаз – автокар 2121 практически без конструктивных изменений переживет скоро уже 40-летний рубеж на конвейере. Во всем мире таких рекордсменов раз два и обчелся. Одним словом, Нива сегодня – это популярнейший внедорожник на рынке б/у, и это неспроста.
77-й год прошлого столетия ознаменован появлением на Волжском заводе новой машины, произведшей чуть ли не революцию. Аналогичных моделей во всем мире практически не было, так как Нива снабжалась, редкой на те времена, передовой подвеской на пружинах, полным приводом и несущим кузовом вместо предполагаемого рамного.
На удивление внедорожник получился дешевым и очень практичным. Ни один образец, выпущенный на заводе, да и вообще, если еще добавить комфорт и удобство, то и ни одно ТС в мире с формулой 4х4, не могло похвалиться таким набором качеств. Большая часть вездеходов тех лет являлись, отжившими свой век машинами, с военным прошлым. Настоящую конкуренцию Ниве мог составить только Рендж Ровер, вышедший 6-ю годами ранее.
Но Ваз 2121 предлагает совершенно другие габариты машины, вес, отсутствие рамы и многое другое, чего нет у западного образца.
Успех не заставил себя долго ждать. Нива стала пользоваться бешеной популярностью на международном рынке. Заказы на автомобиль стали приходить из разных уголков планеты. И появляются специализированные, экспортные версии – 21211 с агрегатом на 1,3 л и 21212 праворульный (последняя модификация пользовалась успехом в Великобритании).
Что касается базовой версии, продаваемой в стране, то оснащался автомобиль «шестеровским» мотором на 1.6 л.
Особенности кузова
Именно кузов Нива получился таким удачным, что позволило автомобилю оказаться на пике популярности. Конструкторам удалось грамотно соотнести мощность двигателя и массу кузова. Благодаря этому вездеход эффективно «пролетал» на ходу сложные участки бездорожья.
Вообще, когда мы говорим о Ниве, то представляем 3-дверный каркас, называемый в просторечье «бегемотом». Но именно эта версия 2121 лучше остальных готова к бездорожью и отличается небывалой проходимостью.
Владельцам таких 2121 хотелось бы напомнить, что запас прочности кузовных деталей не рассчитан на постоянную эксплуатацию в условиях бездорожья. Уже после нескольких лет суровых испытаний появляются вмятины на полу кузова и трещины на лонжеронах. Как тут не вспомнить о доброй, прочной раме, но здесь она не уместна.
Страдают также и пружинные подвески, «летят» шаровые, ржавеют навесные детали. Это все относительно кузова 2121, эксплуатируемого сельскими жителями, часто выезжающими на плохие дороги.
Что касается города. Здесь кузов 2121 страдает уже по другой причине. И в первую очередь на арену выступает страшный враг всех металлических деталей – ржа. В плане коррозийной стойкости кузовные детали Ваз 2121 оставляют желать лучшего и сравнится с вазовской классикой не могут. Правда, посадка внедорожника высокая, но все же, это не спасает и пороги. Кроме них, наиболее проблемными зонами кузова со временем становятся двери, особенно задняя, рама лобового стекла и многое другое.
Нивы последних годов выпуска даже делаются в этом плане намного хуже. Перед ржавчиной пасуют уже все кузовные запчасти Ваз 2121, коррозия может проступить на любом месте. Именно с целью защиты сам производитель рекомендует владельцам этого автомобиля ежегодно проводить обработку антикором и периодически подкрашивать сколы и царапины на кузовных деталях.
Внимание. Крайне опасна для кузовных деталей Нивы намокшая «шумка» пола. Высушить материалы на войлочной основе крайне сложно.
В целом же, кузов Нивы прочен. Если иметь в виду параметр крутильной жесткости, то кузов 2121 считается лучшим из всех вазовских моделей. Особенно хорош в этом плане кузов первой Нивы, выполненный с короткой дверью багажника.
Теперь несколько слов о бамперах. С 99-го года их стали изготавливать уже менее тяжелыми, что естественно, сказалось и на прочности. Бампера стали мягче. До этого стояли дюралевые швеллера, которыми можно было чуть ли не лес валить.
Кузов 2121 с его деталями
1 капот | 14 соединитель пола и боковины | 27 держатель коврика пола | 40 нижний уплотнитель опускного стекла |
2 верхний усилитель щитка передка | 15 переднее крыло | 28 облицовка порога двери | 41 каркас уплотнителя |
3 правая боковина | 16 брызговик переднего крыла | 29 задний коврик пола | 42 уплотнитель двери |
4 рама ветрового окна | 17 щиток передка | 30 передний коврик пола | 43 уплотнитель опускного стекла двери |
5 панель крыши | 18 панель облицовки радиатора | 31 обивка боковой панели передка | 44 уплотнитель двери задка |
6 задняя панель пола | 19 держатель обивки | 32 боковая накладка | 45 уплотнитель стекла двери задка |
7 боковая стойка зада | 20 верхний держатель обивки двери | 33 соединитель | 46 уплотнитель стекла боковины |
8 усилитель крыши | 21 обивка двери | 34 болт крепления | 47 резиновая заглушка |
9 наружная панель двери | 22 обивки арки и боковины | 35 кронштейн | 48 уплотнитель рамки ветрового окна |
10 внутренняя панель двери задка | 23 обивка крыши | 36 балка бампера | 49 уплотнитель ветрового стекла |
11 наружняя панель боковой двери | 24 дуга обивки крыши | 37 держатель накладок | 50 уплотнитель капота |
12 внутренняя панель боковой двери | 25 противоскрипная втулка | 38 резиновая накладка | 51 уплотнитель коробки воздухопритока |
13 левая боковина | 26 гайка крепления обивки | 39 уплотнитель поворотной форточки | 52 уплотнитель соединителя переднего бампера |
Замена кузовных деталей
Детали кузовные Ваз 2121 со временем нуждаются не только в ремонте, но и в замене. Как и говорилось выше, кузов авто представляет собой сложную конструкцию, и его ремонт не отличается простотой. По сути, кузовной ремонт делится на две части: сначала восстанавливается геометрия, потом кузов подвергается покраске.
В домашних условиях провести полное восстановление деталей крайне сложно. Нужно иметь в наличии специальное оборудование, знать специфику проведения операции и иметь практику таких работ. По этой причине некоторые детали кузова легче заменить на новые, чем ремонтировать.
Бамперы
Выше было написано про бамперы 2121 и их прочность. Старые модификации оснащались очень прочными бамперами, новые нет. Но, опять же, при сильном ударе, даже дюралевые бамперы не выдерживают, и нужна бывает их замена.
Узнайте, как снять задний бампер своими руками:
- Для начала вооружаемся такими инструментами, как трещотка, головка на 22 и удлинитель;
- Бампер легче снимать с его креплениями, так как отворачивать ржавые фиксаторы крайне сложно и неудобно. Снизу подлезть невозможно длинным ключом, а короткий большие гайки не откручивает;
- Берем смазку или тормозную жидкость и брызгаем на болты;
- Ждем некоторое время (10-15 минут), откручиваем болты, используя метод рычага (после ослабления болтов, их будет быстрее отвернуть трещоткой);
- После того, как болты вывернуты с обеих сторон, надо деталь вытянуть на себя;
- Уже на земле отделить кронштейны от бампера будет намного легче. Никаких препятствий для доступа к болтам и гайкам. Опять же, если побрызгать тормозной жидкостью или WD, ржавые соединения легче будет снять.
Поставить новый бампер не составит особой сложности. Сегодня цена на новую деталь составляет около 1,2 тысячи рублей, что не очень и дорого. Отдельно можно прикупить и кронштейны, стоимостью 150 р каждый.
Что касается переднего бампера, то он на 2121, впрочем, как и на всех других автомобилях, выполняет роль не только защитного, но и декоративного элемента. Снятие осуществляется так:
- Автомобиль загоняется на яму ил эстакаду;
- Демонтируется защитная пластина поддона картера силового агрегата;
- Далее откручивается болт буксирного крюка;
- Этой же участи подвергается соединение детали с левым ;
- То же самое делается и с правой стороны;
- Теперь бампер надо несильно раскачивать, а затем вытянуть с его посадочного места вместе с кронштейнами;
- На кузове останутся резиновые манжеты отверстий под кронштейны. Их тоже надо будет снять и заменить, так как в процессе эксплуатации они рассыхаются и теряют эластичность.
Посмотрите видео о замене порогов на Ниве 2121
Заменить таким же образом можно любую кузовную деталь Ваз 2121, соединенную с основным каркасом болтами. Что касается кузовных элементов, сваренных с остовом, то их демонтируют с помощью острого зубила и болгарки, а затем заново сваривают. Узнать больше о замене деталей 2121 поможет видео, фото – материалы хорошего качества и инструкции, представленные в других публикациях нашего сайта.
Источник