Замена ладов акустической гитары своими руками

Гитарная мастерская Дмитрия Болотова

Эта статья посвящается мазохистам, которые всё хотят делать своими руками. Хотите самостоятельно заменить или выровнять на своём инструменте лады, не доверяете мастерам? Так в чём проблема?!

Для начала, изготовьте спецклещи. Для этого, возьмите обычные клещи и с лицевой стороны, на карбароне, сточите губки так , чтоб они сходились в плоскость.

После того, как клещи готовы, АККУРАТНО извлекаем (не выдёргиваем) старые лады.

Шлифуем гриф бруском с наждачкой №320. Затем, откусываем новые лады (из расчёта: по 2,5-3 мм припуск с каждой стороны).

Далее, выкусываем (теми же клещами) ножки на концах ладов.

Придаём ладам радиус, чуть меньший чем радиус накладки грифа.

Капаем в прорезь под лад супер-клей (я использую «супер момент») в трёх точках (середина и края накладки) и лёгкими ударами молотка, забиваем лад (один край, дугой край и от середины к краям). Когда все лады вбиты,

делаем перекур минут десять и затем, всё теми же, ранее изготовленными клещами, откусываем (заподлицо с краем накладки) торчащие концы ладов.

Берём ровный напильник и спиливаем концы ладов вдоль краёв накладки, под угол.

Как только напильник начнёт задевать край накладки, откладываем его в сторону и вооружившись кусочком наждачки №1000 – 1500 слегка подшлифовываем концы ладов.

Далее приводится информация, которая также будет полезна тем, кто хочет «просто выровнять лады на своём инструменте”.

Выравниваем анкером гриф (хотя бы примерно), для контроля используем линейку.

Заклеиваем малярным скотчем поверхность накладки между ладами.

На ровный брусок длинной чуть больше грифа и шириной как гриф (примерно), наклеиваем мелкозернистую наждачку (примерно №320-400) и этим бруском ровняем лады.

Чтоб было проще, перед тем как ровнять, настоятельно рекомендую закрасить поверхности ладов маркером

и тогда будет легко контролировать какие лады спилены, а какие нет. Стачивать заканчиваем тогда, когда все лады будут хотя-бы задеты наждачкой.

После этого, лады надо опять закруглить и без спец напильника эта процедура довольно муторная. Снова закрашиваем верхушки ладов для лучшего контроля

Источник

MasterGitar.com

Ремонт ладов гитары с их переустановкой – это один из самых распространенных видов работ с грифом гитары. Лады гитары изнашиваются или могут быть просто неаккуратно установленными с самого начала. Разберемся что надо знать перед тем, как приступить к замене или переустановке ладов.

В предыдущей статье мы увидели какие могут быть недостатки у ладов. Вкратце, если ваши имеют слишком глубокие протертости от струн или кем-то были сточены и оставшейся высоты не хватает, чтобы придать ладу верную форму, то их надо менять. Также, если лады плохо держатся в пропилах, то можно их все вытащить и установить заново.

Ровный гриф

Самое первое и важное правило – установка ладов гитары должна осуществляться в прямой гриф. Читаем статью, что такое прямой или правильно изогнутый гриф гитары. Поэтому будем исходить из того, что все работы с накладкой грифа уже закончены.

На практике так и получается, что вся работа на накладке грифа выполняется пакетом: и гриф выравнивается, и лады ремонтируются. Если для того, чтобы выровнять гриф вынимаются старые лады, то очень часто забивается назад уже новый комплект.

Тут роль играют уже любые недостатки у ладовой проволоки: малейшие истертости, мягкий металл, просто желание поставить новый комплект ладов.

Слишком широкие пропилы для ладов

Читайте также:  Автоматы для торговли своими руками

Обычна ситуация, когда при ремонте гитары требуется замена ладов, а ширина пропилов не соответствует новому комплекту. Например, ремонт советских гитар, лады которых были совсем другими.

Ширина паза должна быть такой, чтобы лад нормально забивался лёгким молоточком, но, тем не менее, держался уверенно.

На ширину пропила необходимо обратить особое внимание. Широкий пропил — это не только ненадежная установка самой ладовой проволоки, но и ослабление грифа в целом. Под натяжением струн накладка сжимается и какие-то пустоты в ней это серьезная потеря прочности. Современные лады имеют очень короткую ножку до 2мм, чтобы этот эффект снизить.

Чтобы убрать все нежелательные эффекты от широких пропилов, лады можно вклеить на эпоксидную смолу. Читаем об этом в статье об установке ладов.

Существует ладовая проволока, специально выпущенная для ремонта гитар. Ножка такой ладовой проволоки толще, чем обычная, но разница буквально в одной десятке.

Глубина пропила

Головка лада должна лежать на накладке, а не ножка упираться в дно пропила, сделайте поэтому пропил немножко глубже, чтобы гарантировать это.

При замене ладов часто необходимо углубить или прочистить пропилы. Углублять пазы надо подходящей по ширине пилой. Глубина определяется высотой ножки. Последние десятки можно допиливать очень тонкой пилой, так как насечки начинаются на некотором расстоянии от края.

Специальный инструмент для чистки пазов – это заточенное в виде когтя полотно по металлу и/или коротенький кусочек того же полотна закрепленного в держалке. Таким интрументом надо будет работать, если по краю грифа у вас проходит пластиковый кант. Для сквозного пропила можно применить просто пилку с ограничителем глубины, как в статье про новые пропилы.

Шпатлевание накладки

Разного рода недостатки на накладке гитары надо шпатлевать или заделывать вставками. На темном дереве все очень удобно. На черном дереве совсем просто. Пудра черного дерева смешивается с эпоксидной смолой или суперклеем и этой массой можно заполнить как разного рода сколы, так и торцы пропилов. С суперклеем можно сначала насыпать пудру в полость, капнуть суперклей, там же размешать и разровнять маленькой лопаткой.

Для торцов пропилов существует прекрасный вариант — заклеить их усиком черного дерева. Этот способ очень удобный, подбираете по толщине усик, вставляете на клее в пропил, откусываете маленькими кусачками, можно слегка пристукнуть чем-то, чтобы зафиксировать этот кусочек усика. Подберите высоту усика таким образом, чтобы он не выклинивал лад из пропила. Тут лучше немного меньше.

Со светлым деревом все сложнее на нем видны все недостатки. Выход очень точно подбирать цвет шпатлевки. Делать очень точные вставки из такого же дерева.

Ладовый порожек из частей

На советских гитарах часто бывает, что не хватает длины старого лада после ремонта. В таком случае вы можете сдвинуть очередность, т. е. на место первого поставить второй или третий.
В конец накладки вы можете вбить лад из двух кусочков. У вас будет нулевой и первый, а также металлический нижний порожек. Стык сделайте между струнами. Если сделать аккуратно, то стык даже не видно. Только учтите, что косые насечки на ладах из той эпохи немного сдвигают лад при установке, это надо учитывать.

Источник

Замена ладов акустической гитары своими руками

Эта процедура даёт возможность заменить изношенные лады на новые, исправить геометрию накладки, отчасти компенсировать неравномерность анкерного усилия. Популярные неровности накладки — это атмосферное гнутьё и «ступенька» у акустических гитар. Атмосферное гнутьё — результат многомесячного пользования гитары с недотянутым анкером и безанкерные грифы классических гитар.

КПД анкерного усилия расходуется на выпрямление грифа плюс сила натяжения струн. КПД анкерной системы промышленного грифа и так невелик.

Читайте также:  Замена шаровой фф2 рестайлинг своими руками

«Ступенька» — возвышение накладки между грифом и резонатором. Возникает и растёт на всех гитарах с течением времени. О причинах её возникновения я рассказываю в частных консультациях. У анкерных грифов восстановление геометрии накладки решает проблему окончательно. У грифов классических гитар — это только отсрочка. Пройдёт год-два, и деформация возникнет вновь.
Неравномерности анкерного усилия могут быть исправлены лишь в некоторой мере. Невозможно выстрогать в накладке именно ту компенсацию, которая требуется. Строгание происходит без натяжения «струны — анкер«. Картина деформации иная, и исправление её интуитивно-приблизительное. Тем не менее это всегда результат с оценкой «явно лучше». Подробно о причинах и способах исправления погрешностей анкера я расскажу в частной консультации.

Ладовый паз. Старый и новый

Ножка ладового профиля оснащена специальной насечкой. Напоминая формой пику, она препятствует извлечению лада. «Легко входит, с трудом выходит» — такая конфигурация обеспечивает плотность посадки. Именно поэтому невозможно извлечь лад, не повредив ладовый паз. Под корону лада загоняются тонкие металлические пластины в момент извлечения.

Однако, чтобы загнать пластину под «корону», лад нужно хоть сколько-нибудь стронуть вверх, не так ли? В это-то момент и происходят надколы древесины по сторонам паза. Разумеется, нужно приложить все усилия, чтобы свести их к минимуму. Но «по сопромату», совершенно чисто извлечь лады — утопия. Плотность посадки ладов у производителей разная. Разная и колкость древесины накладок. При одной и той же технологии извлечения результат всегда разный.

Профессиональная замена ладов всегда подразумевает заклейку ладовых пазов древесиной. После этого паз пропиливается вновь. Плотность посадки — это точная ширина и целостность ладового паза. Плотная посадка — это минимальная погрешность ладовых вершин.

У грифов промышленных гитар глубина пазов чуть не вдвое больше необходимой. В статье «Гриф гитары» разъясняется, какой это ущерб для звучания инструмента. Заклейка пазов, хоть и не в полной мере, но частично компенсирует этот существенный недостаток.

Новый ладовый паз пропиливается с точной калибровкой не только ширины, но и глубины.

Шлифовка и закатка ладов, как неотъемлемая часть их замены — в статье «Наладка гитары«. Фотосессии профессиональной замены ладов, их окончательный внешний вид — в этой фотогалерее. Лады мастеровых гитар можно посмотреть здесь.
Шлифовка и закатка, точное пропиливание ладовых пазов, профессиональное исправление геометрии накладки — чрезвычайно трудоёмкие процедуры. Полная замена ладов — это дорого. Есть и другая технология. Забить лады в старые пазы, прошлифовать их в полкороны без какой-либо закатки и, отпустив анкер грифа, отдать гитару владельцу. «Мастеру» это выгодно. Попросив за работу относительно малые деньги, он избавлен от ответственности и строгого спроса. Гонорар не слишком велик, но и хлопот немного. Хуже всех заказчику. Отдав 4-6 тысяч рублей, он получает результат, подобный следующему:

Что получается, когда лады забивают в старый ладовый паз

Ладовый профиль или ладовая проволока

Лад является опорой для упруго колеблющейся струны. Для её звучания значимы масса, конфигурация и материал опоры, её устойчивость. Кроме того, общая плотность посадки ладов и глубина пазов определяют упругость грифа как конструктивного элемента гитары. Ладовый профиль изготавливают из нейзильбера, латуни, стали и нержавеющей стали. Стальные лады звучат ощутимо холодно — они излишне твёрды и упруги. Цветные металлы звучат все хорошо. Однако лады с высотой короны 2 — 2,7 мм из мягкого нейзильбера и латуни изнашиваются очень быстро. Рекомендую всем белорусские лады фирмы Синтомс. Это износостойкий нейзильбер, наивысшая корона лада оптимальной конфигурации. Хотелось бы большей симметрии профиля и меньшей посадочной ножки для ладов 3 мм, но и на том спасибо. Предлагаю вам сравнить высоту нешлифованного, стандартного лада 2,2 мм. (Мартин, Такамин, большинство «дорогих гитар» имеют такие лады) Высота его короны составляет 1,1 мм , то есть равна радиусу полуокружности 2.2 мм. Далее на фото — уже шлифованные и закатанные лады на мастеровой гитаре. Это лады 3мм белорусской фирмы Синтомс. Как видите, уже после шлифовки и закатки, высота их составляет 1.6 мм.

Читайте также:  Как лучше кладка кирпичная своими руками

Источник

Муздеталь в ЖЖ

Page Summary

замена ладов.

« previous entry | next entry »
Nov. 3rd, 2010 | 11:48 pm

Замена ладов-весьма распространённая процедура при ремонте гитар. К ней приходится прибегать в нескольких случаях:
1.Гриф гитары искривлён и его необходимо выровнять. Лады для этого необходимо снимать, причем старые лады ставить на место не имет ни малейшего смысла, так как они, как правило, непригодны для повторной установки на гриф.
2.Лады сильно изношены от интенсивной эксплуатации. Встречается эта ситуация на старых инструментах или гитарах профессиональных музыкантов, много и активно играющих на гитаре.
3.Есть желание повысить уровень своего инструмента и удобство игры на нём. Для этого мелкая и скверно обработанная проволока фабричной установки меняется на крупную, ручной выделки.
Алгоритм действий во всех этих случаях одинаков.

Итак, перед нами гитара-Струнал, модель D980 , гриф которой несколько искривлён. К тому же, следуя желанию владельца, на гриф мы будем устаналивать крупные, мощные лады, что повысит комфортность игры для левой руки.

Затем защищаем корпус гитары от случайных повреждений и располагаем инструмент в специальной оправке.
Выравниваем гриф при помощи рубанка.

При этом придаём грифу гитары более крутой радиус.
Контролируем процесс при помощи большой лекальной линейки и шаблона радиуса поверхности.

После рубанка обрабатываем поверхность накладки шкурками разной зернистости-от крупной до средней.

Пропилы под лады углубляются и вычищаются при помощи бормашинки.

Теперь мы начинаем подгонять ладовую проволоку.
Пропускаем её через спецальное приспособление, придающее проволоке радиус изгиба.

Откусываем необходимый отрезок.

С торцов нам нужно откусить ножку лада. Это необходимо, так как накладка на нашем грифе имеет окантовку.
Ножка лада откусывается с помощью специальных кусачек.

Когда все лады готовы, раскладываем их по порядку в специальную кассу.

Мы будем вклеивать лады на эпоксидный клей. Такие лады будут держаться в грифе прочно и долговечно. К тому же клей заполнит лишние пустоты в пропилах.
Итак, клей наносится в пропилы. Подождём немного, пока он протечёт вглубь.

Приступаем к установке ладов. Лёгкими ударами небольшого молотка забьём лады в пропилы.

Свеху прижмём их специальным фиксирующим бруском, имеющим вогнутую поверхность, соответствующую радиусу грифа.
Зафиксируем этот брусок струбцинами и оставим до полного высыхания клея.

Снимем струбцины.
Очищаем накладку грифа от лишнего выступившего клея.

Откусим выступающие торцы ладов.

Теперь нам необходимо снять фаску на ладах с обоих сторон накладки. Делаем это с помщью напильника.

Итак, лады готовы к дальнейшей обработке. Сначала мы заклеим поверхность накладки бумажным скотчем, чтобы защитить её от повреждений при обработке ладов.

Начинаем обрабатывать лады. Проверяем при помощи маленькой лекальной линеечки, насколько они ровны друг относительно друга.

Если какой-либо из ладов выступает, подточим его напильнком.

Затем окончательно выровняем поверхность ладов бруском с мелкой шкуркой.

Один из важнейших этапов обработки ладов-закругление торцов. Это необходимо сделать для того, чтобы лады не царапали руки при игре.
Закругляем лады при помощи специального напильника.

Теперь необходимо убрать с ладов все следы от напильника, делаем это шкуркой.

После того, как лады вышкурены, приступаем к полировке. Полируем лады пастой ГОИ, нанесённой на кусочек войлока.

Снимаем защитный скотч.
Пропитываем поверхность накладки лимонным маслом.
Вытираем лишнее ветошью.
Натягиваем струны, подгоняем высоту верхнего и нижнего порожков.
Гитара готова.

Источник

Оцените статью