Рулевой механизм — снятие и установка
1 — сальник, 2 — корпус рулевого механизма, 3 — контргайка, 4 — крышка направляющей рейки, 5 — пружина направляющей рейки, 6 — направляющая рейки с вкладышем, 7 — заглушка, 8 — самоконтрящаяся гайка, 9 — подшипник, 10 — трубки усилителя рулевого управления, 11 — сальник, 12 — червяк с управляющим клапаном, 13 — подшипник, 14 — сальник, 15 — корпус управляющего клапана, 16 — левая рулевая тяга, 17 — внутренний хомут чехла, 18 — чехол рулевой тяги, 19 — внешний хомут чехла, 20 — контргайка рулевой тяги, 21 — наконечник левой рулевой тяги, 22 — защитный чехол шарнира, 23 — наконечник правой рулевой тяги, 24 — контргайка рулевой тяги, 25 — внутренний хомут чехла, 26 — чехол рулевой тяги, 27 — внешний хомут чехла, 28 — правая рулевая тяга, 29 — стопорная шайба, 30 — стопорное кольцо, 31 — ограничитель хода рейки, 32 — сальник, 33 — уплотнительное кольцо, 34 — втулка рейки, 35 — сальник, 36 — уплотнительное кольцо, 37 — сальник, 38 — рейка рулевого механизма.
Снятие
1. Слейте рабочую жидкость усилителя рулевого управления (см. главу «Техническое обслуживание и общие процедуры проверок и регулировок»).
2. Отверните болт крепления промежуточного вала.
- Момент затяжки: 15-20 Нм
3. Используя специнструмент, отсоедините наконечник рулевой тяги от поворотного кулака.
4. Снимите элементы системы выпуска (см. главу «Система выпуска отработавших газов»).
5. Отверните болты передней и задней опор силового агрегата.
- Момент затяжки: 60-80 Нм
6. Отверните болты подрамника.
7. Снимите трубки усилителя рулевого управления.
- Момент затяжки: 12-18 Нм
8. Отверните болты крепления рулевого механизма и снимите рулевой механизм в сборе с резиновыми прокладками.
Примечание: для снятия рулевого механизма сначала сместите рейку вправо, а затем влево.
Внимание: при снятии рулевого механизма в сборе, извлекайте рулевой механизм медленно и очень осторожно. чтобы не повредить чехлы рулевых тяг.
9. При необходимости снимите стабилизатор поперечной устойчивости.
Разборка
1. Ослабьте контргайки рулевых тяг, затем отверните наконечники и гайки рулевых тяг.
2. Снимите защитный чехол шарового шарнира.
3. Снимите внутренние хомуты чехлов рулевых тяг.
4. Снимите внешние хомуты чехлов рулевых тяг.
5. Сдвиньте чехлы рулевых тяг по направлению к наконечникам.
6. Отсоедините трубки усилителя от рулевого механизма.
7. Медленно перемещая рейку, слейте рабочую жидкость усилителя из корпуса рулевого механизма.
8. Используя зубило и молоток, отогните загнутые части стопорных шайб.
9. Используя специнструмент, отверните рулевые тяги, как показано на рисунке и снимите стопорные шайбы.
- Момент затяжки: 80-100 Нм
Внимание: будьте осторожны, чтобы не повредить рейку.
10. Отверните контргайку крышки направляющей рейки.
- Момент затяжки: 50-70 Нм
11. Используя специнструмент, отверните крышку направляющей рейки.
12. Извлеките пружину направляющей рейки, направляющую рейки и вкладыш из корпуса рулевого механизма.
13. Отверните заглушку и самоконтрящуюся гайку.
14. Отверните два болта и снимите корпус управляющего клапана.
15. Используя молоток с пластиковым бойком, извлеките червяк с управляющим клапаном, снимите сальники и подшипник.
16. Поворачивайте ограничитель хода рейки по часовой стрелке до тех пор, пока конец стопорного кольца не выйдет из паза корпуса рулевого механизма.
17. Как только конец стопорного кольца выйдет из паза корпуса рулевого механизма, поверните ограничитель хода рейки против часовой стрелки и извлеките стопорное кольцо.
Внимание: будьте осторожны, не повредите рейку рулевого механизма в процессе разборки.
18. Снимите с рейки рулевого механизма ограничитель хода рейки, сальник и втулку рейки в сборе с уплотнительным кольцом и сальником, извлеките из корпуса рулевого механизма рейку и сальник.
19. Снимите уплотнительное кольцо и сальник с рейки рулевого механизма.
20. Снимите уплотнительное кольцо с втулки рейки.
21. Извлеките сальник из втулки рейки.
22. Используя бородок, извлеките подшипник из корпуса.
23. Извлеките подшипник и сальник из корпуса.
24. Используя специнструменты, извлеките стопорную шайбу и сальник.
Проверка
1. Проверьте рейку рулевого механизма.
3. Проверьте подшипники.
- а) Убедитесь в плавности вращения и отсутствии посторонних шумов при работе подшипников.
- б) Проверьте отсутствие чрезмерного люфта в подшипниках.
- в) Убедитесь в конструктивной целостности подшипников.
4. Проверьте отсутствие повреждений на внутренней поверхности корпуса рулевого механизма.
5. Проверьте чехлы рулевых тяг на отсутствие износа, трещин и разрывов.
6. Проверьте уплотнительные кольца и сальники на отсутствие чрезмерного износа и повреждений.
Сборка
1. Нанесите рабочую жидкость усилителя рулевого управления на кромку сальника рейки рулевого механизма.
- Рабочая жидкость: PSF-3
2. Используя специнструменты, установите сальник и стопорное кольцо в корпус рулевого механизма, как показано на рисунке.
3. Нанесите смазку на подшипник.
- Смазка: SAE J310a, NGLI №2
4. Используя специнструмент, установите подшипник, как показано на рисунке.
5. Используя специнструмент, установите сальник как показано на рисунке.
Примечание:
- Не перепутайте направление установки сальника.
- Используйте только новый сальник.
6. Установите сальник во втулку рейки.
7. Нанесите рабочую жидкость усилителя рулевого управления на уплотнительное кольцо и установите его на втулку, как показано на рисунке.
- Рабочая жидкость: PSF-3
8. Нанесите консистентную смазку на зубья рейки рулевого механизма.
Внимание: не заполняйте смазкой вентиляционное отверстие в рейке рулевого механизма.
- Консистентная смазка: SAE J310a, NLGI №2 ЕР
9. Установите на рейку сальник и уплотнительное кольцо.
10. Установите в корпус рулевого, механизма сальник, рейку, втулку рейки а сборе с уплотнительным кольцом и сальником и ограничитель хода рейки.
11. Совместив отверстие в ограничителе хода рейки и паз в корпусе рулевого механизма, установите стопорное кольцо в отверстие ограничителя. Поверните ограничитель хода рейки и окончательно зафиксируйте стопорное кольцо.
Внимание: после установки стопорного кольца его концы не должны быть видны через паз в корпусе рулевого механизма.
12. Нанесите рабочую жидкость и консистентную смазку на червяк с управляющим клапаном, затем установите узел в сборе с сальником в корпус клапана.
- Рабочая жидкость: PSF-3
- Консистентная смазка: SAE J310a, NLGI №2 ЕР
13. Используя специнструмент, установите подшипник.
14. Установите сальник с помощью специального инструмента.
15. Поверните червяк по часовой стрелке до упора и затяните самоконтрящуюся гайку.
- Момент затяжки: 20-30 Нм
Примечание: не используйте самоконтрящуюся гайку повторно.
16. Нанесите анаэробный (полувысыхающий) герметик на резьбовую часть заглушки и затяните её.
- Момент затяжки: 50-70 Нм
17. Законтрите заглушку в двух местах с помощью керна.
18. Установите новую стопорную шайбу и рулевую тягу. Зачеканьте края стопорной шайбы в двух местах на рулевой тяге.
Примечание:
- Совместите выступы стопорной шайбы с выемками рулевой тяги.
- Не используйте стопорную шайбу повторно.
19. Установите вкладыш, направляющую рейки и пружину направляющей рейки в корпус рулевого механизма в последовательности, показанной на рисунке.
20. Установите крышку направляющей рейки.
- а) Нанесите герметик на резьбовую часть крышки направляющей,
- б) Установите рейку в центральное положение и, используя специнструмент, затяните крышку направляющей рейки. Выверните крышку примерно на 10° и затяните контргайку крышки.
Момент затяжки:
- крышки направляющей рейки: 20-25 Нм
- контргайки крышки: 50-70 Нм
21. Проверьте момент прокрутки червяка.
- а) Измерьте момент прокрутки червяка, как показано на рисунке.
- Момент прокрутки: 0,6-1,3 Нм
- б) Установите чехол и затяните хомуты.
Примечание:
- Используйте только новые хомуты.
- Не допускайте перекручивания хомутов.
23. Заполните консистентной смазкой внутреннюю полость и нанесите смазку на кромку защитного чехла шарнира наконечника рулевой тяги. Зафиксируйте защитный чехол на шаровом шарнире с помощью хомута, расположив его в канавке наконечника рулевой тяги.
- Консистентная смазка: SAE J310a, NLGI №2 ЕР
24. Заверните левый и правый нако-нечники рулевых тяг так, чтобы длина выступающих частей левой и правой тяг была одинаковой и соответствовала номинальному значению. Зафиксируйте наконечники контргайками.
- Номинальное значение «А»: 47,2 мм
Установка
1. Установка рулевого механизма производится в порядке, обратном снятию, моменты затяжки болтов и гаек указаны в описании процедуры снятия и на сборочном рисунке «Рулевой механизм».
2. При установке резиновых накладок совместите выступ накладки и выемку в подрамнике.
3. После установки:
- Убедитесь в отсутствии утечек рабочей жидкости.
- Убедитесь в плавности вращения рулевого колеса.
- Проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки передних колёс (см. главу «Подвеска»).
Источник
Замена рулевой рейки Hyundai Sonata ef
Потекла рулевая рейка Hyundai Sonata ef , причем в один момент, до этого течей не замечал, а тут резко и выплевывая много. Заглянув, было обнаружено что оба пыльника рулевых тяг порваны, думаю это и стало причиной износа сальников. Потекла рейка слева, глянул справа — влажно, но не течет.
Решил рейку перебрать сам, пользуясь помощью отца (все-таки инженер гидравлического завода). В сервис обращаться не стал, ибо это на 3-6 месяцев, потом менять.
Сегодня вечером пытался снять рейку без снятия подрамника, собрал друзей, и поехали на автобазу к товарищу. Все открутили, все разобрали, изматерились, не сняли — не дает подрамник, зараза. Оставили на завтра. Сниму — опишу процесс.
Заказал ремкомплект рулевой рейки:
57790-38A20 для TIRE-205/65 HR 15. У меня комплектация GL, надеюсь что подойдет.
Стоимость — 980 руб.
Так же заказал пыльники. Известно что рейка у нас Mando, поэтому не стал переплачивать за упаковку hyundai/kia и заказал пыльники Mando по 68 руб/шт, в оригинале в 2 раза дороже.
Демонтаж.
Снимать с друзьями измучились. Снял колеса, поставил на козлов, выбил рулевые наконечники, открутил шланги, слил жижу, открутил 4 болта крепления рулевой рейки, отсоединил от рейки рулевую колонку, открутил стабилизатор и вынул втулки стабилизатора, вывернул задние болты подрамника, передние расслабил, товарищ тянул заднюю часть подрамника вниз, я принимал роды рулевой рейки в сборе через арку левого колеса.
Вроде бы ничего сложного, но нужен хороший ассортимент инструментов. Терминологией не владею, объясню как знаю: для откручивания шлангов рожковый ключ плохо подходит, там очень тесно и ключами особо не размахнешься, рожковый постоянно нужно будет переворачивать, больше подойдет накидной не замкнутый, то есть с разрезом (чтоб через этот разреш шланг прошел). Не знаю есть ли такие в продаже, этот был разрезан самостоятельно. Для болтов крепления рулевой рейки нужны накидные ключи как можно короче. Головкой туда не залезешь, длинным ключом тоже, самые большие проблемы доставляет верхний левый болт.
Вскрытие.
Принес домой, вскрыл, послал все к черту. Нужно было сразу заказывать новую рейку, пришлось все это время ходить пешком пока идет новая рейка. Вскрытие показало, что на штоке рейки из-за порванного давно уже пыльника грязью повредило зеркало и бесполезно было уже менять сальник, хром облез и пошла ржавчина. Можно было бы заказать еще и эту саму зубчатую рейку со штоком (то что внутри корпуса рейки), но стоит оно порядка 4 тысяч. Не стал рисковать и надеяться на свое сомнительное мастерство по ремонту и заказал рейку в сборе.
Новая рейка.
На сонату идут три рейки: 57700-39000, 57700-38200 и 57700-39010. Первая под комплектацию с колесами r15, вторая под r16, а третья под электроусилитель. Кто-нибудь в природе видел сонаты EF с электроусилителем? У меня бомж-комплектация и мне подходит первая. В оригинале у нас Mando, не нашел смысл переплачивать за упаковку и заказал именно Mando EX57700-39000 за 10651 руб в августе прошлого года. По сравнению с европейскими и японскими иномарками цена просто смешная. Воткнул новую рейку, залил оригинальную жижу PSF-3, сделал сход развал, все отлично, кроме появившихся стуков в рулевой колонке, но об этом в следующем номере 🙂
Новая рулевая рейка в сборе
В таком виде машинка прождала меня больше недели
Вывод.
Если у вас потекла рулевая рейка из-за порванных пыльников — бесполезно ее ремонтировать, зеркало штока повреждено и заменой сальников не обойтись, смело заказывайте новую рейку.
3:438
- Мануал по рулевым рейкам соната еф