- Замена сальников, пыльников и масла в вилке.
- Что же нам понадобится для переборки вилки?
- Снятие вилки с мотоцикла.
- Разборка вилки.
- Сборка вилки.
- Ремонт вилки мотоцикла замена сальников и пыльников
- Сегодня мы поговорим о разборе и ремонте “потекшей” вилки, правильной замене сальников и пыльников на вилке мотоцикла.
- Ремонт вилки мотоцикла. Установка сальников и замена пыльников. Стаканы и перья.
- Инструменты и комплектующие.
- Разборка и ремонт вилки (передних амортизаторов) мотоцикла
Замена сальников, пыльников и масла в вилке.
ВНИМАНИЕ!DISСLAIMER! Данная статья предназначена в первую очередь для новичков и тех, у кого знание английского языка ограничивается “Лондон из зэ капитал оф грейт британ!”. Если же у вас нет проблем с чтением технической документации на английском языке, и вы уже перебирали вилки, то вряд ли эта статья будет вам сильно интересна. Я постарался максимально точно перенести информацию из service manual в эту статью, однако ошибки НЕ ИСКЛЮЧЕНЫ. Потому я настоятельно рекомендую пользоваться оригинальным сервис мануалом, ссылку на который есть в этой статье. ПОМНИТЕ! Вилка относится к критическим узлам мотоцикла, неправильная сборка и разборка может привести к некорректной работе данного узла и может повести за собой падение, увечье или смерть. Если возникают сомнения в своих силах или мандраж перед ремонтом — доверьте работу профессионалам.Например нам, с орентировочной стоимостью работа в нашей мастерской Вы можете ознакомиться в разделе Рем.Зона
По регламенту, описанному весьма подробно в сервис мануале, процедура замены масла проводится один раз в 1000 км или каждую 5-ю гонку. Сальники меняются по мере необходимости (если они вдруг потекли), пыльники обычно вместе с сальниками меняют, но если денежек совсем нет, то в целях экономии и если они не потрескались, то можно и старые оставить. По моему опыту эксплуатации эндуро мотоциклов сальники вилки начинают течь, как правило, раньше, чем набегает 1000 км. Обычно это примерно раз в пол — полтора года, в зависимости от интенсивности езды и качества сальников. Так, например, AllBalls могут и через пару выездов потечь, а Pivot Works на моем прошлом мотоцикле отходили 3 года (примерно 5000 км), а потом я продал его, и новый хозяин до сих пор не жаловался.
Что же нам понадобится для переборки вилки?
- Service Manual , там подробно описаны все процедуры, требуемые инструменты, моменты затяжек и вот это все. Сервис мануал на Yamaha WR250F ’06 , и многие другие мотоциклы, Вы можете найти в разделе Документы нашей группы ВКОНТАКТЕ: BlackBOLT’s Motorcycle Garage & Workshop
- Средство для надежной фиксации мотоцикла в вертикальном положении без риска падения. Я раньше просто ставил его на подставку под днище и все, однако после пары случаев падения мотоциклов, я установил в потолок крюки и пользуюсь большой багажной стяжкой для вывешивания колеса. Выглядит это примерно так:
Динамометрический ключ 20-100 Нм.
Емкость для слива масла. Помните, масло наносит непоправимый вред окружающей среде! Не выливайте его в почву и не выбрасывайте в помойку. Его можно сдать на переработку вместе с двигательной отработкой. Если вам некуда его деть — приносите мне, я регулярно вывожу масло из своей мастерской на пункт приема.
Магнитное корытце для снятого крепежа. (Ну, это я уж эстетствую, вполне можно обойтись и без него, но с ним гораздо удобнее)
Головку на 22 для откручивания/закручивания гайки переднего колеса.
Головка на 10 для болтов зажима оси, траверс вилки, крепления гидролинии переднего тормоза к защите вилки.
Головка на 8 для болтов крепления защиты вилки.
Накидной ключ на 8 для тех же болтов со стороны колеса, лучше с трещоткой. Головкой туда не подлезть. Можно обойтись и без него, если снимать защиту после снятия колеса, а ставить — до.
Головка на 12 для болтов крепления переднего тормозного суппорта.
Шестигранник на 19 для снятия оси переднего колеса.
Накидной ключ на 19 для работы с крышками вилки.
Головка на 19 для работы с крышками вилки.
«Вилка» для удержания пружины.
Я изготовил подобную с помощью болгарки из ключа для болгарки.
принципе можно обойтись и без нее – с помощью подходящего рожкового ключа, или, например, хирургического зажима,
или пары дополнительных рук, но с ней значительно удобнее. Помимо всего прочего эта «вилка» годится еще для отворачивания крышек некоторых вилок с мотоциклов KTM и Kawasaki, где нет шлицов, а сделаны дырочки в крышке и производитель подразумевает некий специнструмент для этой цели. Однако такой инструмент стоит денег, его надо заказывать и ждать, а подобный ключ можно приобрести в локальных магазинах. Я свой купил в ближайшем магазине автозапчастей за пару сотен рублей.
Тиски и алюминиевые накладки на губы, нам предстоит зажимать вилку, она алюминиевая и накладки необходимы, чтобы не повредить ее. Легко изготовить из кусков алюминиевого уголка, продающегося почти в любом строительном магазине.
Ножик для снятия пыльников, я пользуюсь вот таким:
Консистентная смазка я пользуюсь MOTUL GREASE MOLYBDEN — ей необходимо смазать изнутри сальники и пыльники вилки перед установкой и заложить немного между сальниками и пыльниками для продления срока службы.
Вилочное масло вязкостью 5w я пользуюсь MOTUL ForkOil Expert Light 5w .1.3l на обе ноги. (650 ml в каждую)
«Молоток для установки сальников» он же Fork Seal Driver Set.
Собственно, весь набор нам не нужен, нужна только насадка под 48 ногу и сам молоток.
Если у вас только один мотоцикл, то можно приобрести отдельно драйвер под 48 диаметр вилок.
Мерная емкость для масла объемом до 1L и с ценой деления хотя бы 10ml
Штангенциркуль, для замера уровня масла в вилке.
ну и само собой новые сальники, пыльники и на всякий случай — башинги.
Моменты затяжки
Гайка на штоке вилке к крышке вилки | 29Nm |
Крышка вилки | 30Nm |
Болты верхней траверсы | 23Nm (1-2-1-2) |
Болты нижней траверсы | 20Nm (1-2-1-2) |
Болты крепления защиты ног вилки | 7Nm |
Гайка оси переднего колеса | 90Nm |
Зажим оси переднего колеса | 23Nm (1-2-1-2) |
Гайки крепления гидролинии к защите ноги | 10Nm |
Снятие вилки с мотоцикла.
До вывешивания переднего колеса:
Откручиваем гайку оси переднего колеса.
Ослабляем болты зажима оси переднего колеса.
Откручиваем гайки крепления гидролинии переднего тормоза к защите вилки.
Снимаем передний тормозной суппорт.
Ослабляем верхние траверсы вилки.
ВАЖНО! Ослабляем именно и только верхние траверсы вилки. Нижние НЕ ослабляем. Во-первых, если ослабить их сейчас, то вилка может выскользнуть из траверс и треснуться об пол, что не есть хорошо, во-вторых, если не ослабить верхние траверсы, то могут быть проблемы с отворачиванием крышек вилки, они алюминиевые, траверса зажимает их в ноге и может «слизать» грани гаек. А если ослабить и нижние траверсы, то ноги будут проворачиваться вместе с крышками вместо откручивания.
Ослабляем крышки вилки, если не сделать этого сейчас, то после снятия вилки будет проблема удержать ноги для отворачивания крышек. Особенно это актуально, если вы перебираете вилку на своем мотоцикле впервые, и неизвестно, пользовался предыдущий хозяин динамометрическим ключом или тянул со всей своей силушкой богатырской.
ВАЖНО! Если у вас установлены клапана для стравливания воздуха из вилки, то необходимо их снять ПЕРЕД отворачиванием крышек вилки. Во-первых, их можно обломать об руль в процессе изъятия ноги из траверсы, во-вторых, они не дают воспользоваться накидным или торцевым ключом. Крышки алюминиевые, если перетянуты, то рожковым ключом есть риск «слизать» грани.
Как на фото можно откручивать только, если уверены в том, что крышка НЕ перетянута. А лучше всего — крутите накидным.
Вывешиваем переднее колесо
Снимаем защиту ног вилки.
Снимаем ось переднего колеса и само колесо.
Аккуратно ослабляем болты нижних траверс и снимаем ноги вилки одну за другой.
ВАЖНО! При ослаблении нижней траверсы необходимо страховать ноги от падения. В противном случае они могут выпасть. Снимайте ноги по очереди. Если ноги и траверсы прямые, то обычно ноги снимаются легко, иногда даже вываливаются самостоятельно, при ослаблении нижних траверс. Но с боевыми мотоциклами, видавшими всякого и побольше, частенько бывает так, что ноги не особенно то и хотят выходить из траверс. В таком случае можно воспользоваться большой отверткой и слегка раздвинуть края траверсы. Раздвигать следует очень аккуратно, ибо есть шанс их сломать, если переусердствовать.
На этом подготовительная часть закончена, ноги сняты — можно приступать непосредственно к переборке.
Разборка вилки.
Первым делом надо слить масло из ног, отворачиваем верхнюю крышку (предварительно ослабленную еще в траверсах) и сливаем масло.
ВАЖНО! Это предварительный слив масла, после этой операции значительная часть масла остается внутри, и окончательно слить его можно только после частичной разборки вилки.
На фото мы видим, во что превращается масло, если его не менять регулярно. Мерзкого вида и запаха черная жижа, естественно, с таким маслом вилка нормально работать не будет.
С помощью «вилки», головки и рожкового ключа на 19 отворачиваем вилку со штока.
снимаем упорную шайбу для пружины, пружину и толкатель клапана отскока.
Окончательно сливаем масло из вилки.
Вилку держим вертикально, в рабочем положении, и несколько раз прокачиваем вверх-вниз шток, на весь ход. Он будет ходить с усилием, поскольку в вилке еще осталось масло. Переворачиваем вилку вверх ногами над емкостью для отработки и сливаем порцию масла. Повторяем эту операцию несколько раз, до тех пор, пока шток не начнет ходить практически без усилия. После этого подвешиваем вилку вверх ногами над емкостью и оставляем минут на 15-20, чтобы максимально слить остатки.
Зажимаем вилку в тиски (не забываем про алюминиевые накладки)
С помощью ножа аккуратно демонтируем пыльник.
C помощью тонкой шлицевой отвертки снимаем стопорное кольцо между пыльником и сальником. Делать это надо аккуратно, чтобы не повредить рабочую поверхность ноги.
А теперь самая волнующая часть марлезонского балета. Теперь берем за «штанину» ну или за «стакан» кому как больше нравится и сдергиваем его с ноги.
Смелее! Нужно приложить усилие. Главное не забыть снять стопорное кольцо. В итоге получаем следующую картину
Действующие лица (слева на право):
башинг (направляющая внешняя);
башинг 2 (направляющая внутренняя);
Снимаем компоненты в следующем порядке:
Для удобства рекомендую разложить их на верстаке в том порядке как снимались, чтобы не перепутать. Перебирать вилку лучше всего на верстаке с металлическим покрытием, ибо работа очень грязная и масляная, в дерево оно неплохо впитывается и очистить его потом не просто. Ну и конечно же верстак предварительно должен быть очищен от грязи, мусора и песка, чтобы все это не прилипло к компонентам вилки.
Внутренняя направляющая (башинг 2) снимается так: чуть разгибается в стороны (ключевое слово ЧУТЬ, сильно нельзя, можно повредить) и стягивается с ноги. Остальные компоненты просто снимаются. Перед сборкой их необходимо начисто протереть ветошью, слегка смоченной в бензине, чтобы удалить остатки старого масла и грязь. Особое внимание надо уделить состоянию направляющих, если вы видите картину, как на фото ниже:
Значит надо менять его. Нету? Ну так купите? Нет в наличии? Ждать на заказ? Ну так это Россия, детка. Тут так почти со всеми запчастями, надо было заранее купить ремкомплект. Теперь необходимо промыть ноги вилки от остатков старого грязного масла, для этого заливаем внутрь грамм 300 керосина (или, если керосина нет, бензина, но я настоятельно рекомендую керосин, внутри есть несколько резиновых уплотнительных колец, а керосин более лоялен к резине, чем бензин. Хотя за те 3-5 минут, что он там будет, с резинками ничего не случится), активно качаем шток несколько раз и сливаем жижу. Даем остаткам стечь и оставляем ногу на полчасика, чтобы керосин испарился. После этого можно собирать вилку обратно.
Сборка вилки.
Зажимаем ногу в тиски за кронштейн крепления оси (не забываем про мягкие наладки), конец вилки обматываем скотчем, чтобы не повредить сальники и пыльники при установке.
Устанавливаем запчасти в следующем порядке:
Источник
Ремонт вилки мотоцикла замена сальников и пыльников
Сегодня мы поговорим о разборе и ремонте “потекшей” вилки, правильной замене сальников и пыльников на вилке мотоцикла.
Обычно перед тем, как сальники на вилке начинают пропускать масло, перо начинает “потеть” т.е. оставлять малозаметные частички масла на которые при движении попадает пыль. После того как перо начало “потеть” примерно через 1-2 месяца вилка начинает пропускать масло.
Течь масла опасна не только отсутствием и/или снижением амортизационных свойств, наиболее опасен тот факт что вытекшее масло попадает прямиком на тормозные колодки переднего контура тормозов, что само по себе уже крайне опасно.
Сальники обычно портятся либо от возраста (нагрузок), от того, что пыльник начинает пропускать грязь, воду, сальник в таком случае начинает просто “гнить”, по этому крайне желательно растрескавшиеся и совсем “деревянные” пыльники заменить на новые, однако не на все мотоциклы можно найти пыльники, например на старые модели пыльников уже не найти т.к. их просто уже не выпускают.
Многие умельцы, размачивают старые сальники в керосине пару суток и устанавливают на место, так обычно поступают в мотосервисах (иногда оставляют себе новые сальники, ваши, а старые размачивают и устанавливают ) или в “конторах” которые привозят подержанные мотоциклы так же поступают, перед продажей мотоциклетная вилка проходит “ремонт”, такие “разбухшие” сальники могут продержаться от 1 месяца до полугода, в зависимости от состояния сальников до их реанимации, однако желательно при первых же симптомах “сопливости” вилки, сразу заменить хотя бы сальники.
Ремонт вилки мотоцикла. Установка сальников и замена пыльников. Стаканы и перья.
На ниже приведенном фото проведена аналогия слэнговых выражений непосредственно к деталям мотоцикла.
В принципе разборку вилки и по следующую замену вилки осуществить не сложно. Однако первый раз проблематично. Ниже приведу набор инструментов и комплектующих которые необходимы в процессе ремонта, а так же для его успешного завершения.
Инструменты и комплектующие.
- Сменные сальники и пыльники схожего диаметра, высоты и ширины.
- Набор ключей “рожковых” и насадки “трещотки”, лучше если будет еще и удлинитель.
- Набор 6-ти гранников
- Тряпки разные разнообразные
- Тара под старое масло
- Пластиковая труба (ниже опишу зачем)
- Лучше иметь схему самой вилки на бумаге, у кого есть мануал тем всегда проще.
- Масло вилочное (специальное, обычное моторное не подойдет), вязкость и количество нужно смотреть по сервис книге для мотоцикла. Если таковой нет, можете спросить у нас на мотоциклетном форуме
Мотоцикл нужно будем вывесить, проще всего это сделать так:
Снимается весь пластик, если он есть, под нижние трубы подкладывается квадратное полено, возможно и не одно, сверху полена кладем мягкой ткани много, чуть дальше по движению труб подставляем домкрат на него опять же кладем доску на доску ветошь, начинаем поднимать мотоцикл, помощник должен придерживать мотоцикл чтобы при поднятии тот не завалился на бок. После того как мотоцикл приподнят так, чтобы переднее колесо прокручивалось, подставляем наши полена и аккуратно опускаем мотоцикл на трубы. нужно чтобы переднее колесо прокручивалось.
|
Разборку я обычно начинаю с того, что приотпускаю на каждом пере верхние пробки. Отпускать пробку нужно лишь немного, не нужно полностью выкручивать, как только пробка повернулась перестаем крутить. Теперь 6-гранным ключом снизу стакана находим отверстие, там болт, так же аккуратно откручиваем его до проворота но не выкручиваем!
|
Теперь отпускаем все болты и снимаем все, что “навешано” на вилку, начинаем ослаблять болты на траверсе и затем снимаем тормозные машинки. Так как колесо у нас уже вывешено, отпускаем ось на переднем колесе.. вытаскиваем ось и выкатываем колесо из вилки. Затем полностью демонтируем одно перо за другим.
Разборка и ремонт вилки (передних амортизаторов) мотоцикла
Как писалось выше нужно было заранее приотпустить нижний болт, теперь полностью его выкручиваем и сливаем масло, масло можно слить и через сливной болт сбоку вилки, нужно учитывать, что масло может брызнуть. Теперь переходим к верхней части пера, тут тоже нужна аккуратность, пружина находится немного в сжатом положении поэтому может “выстрелить”, мы подставляли пустую коробку и напротив нее откручивали крышку пера. Если пружина выстреливала то она летела в ящик.
После того, как пробка выкручена (рис 1), вытаскиваем проставку (рис 2), за проставкой будет шайба (рис 3), за шайбой пружина (рис 5), затем длинная ось на конце может быть маленькая пружина (рис 6). Теперь нужно до сливать оставшееся масло, через перо а не через сливной болт. Теперь стягиваем пыльник, под пыльником стопорное кольцо (из проволоки стальной).
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6 Рис 7.
Теперь взявшись за верхнюю часть пера и за верхнюю часть стакана резкими движениями выдергиваем перо из стакана.
Смотрим ниже фотографию. Справа на лево. Сальник, стопорное кольцо проставка-шайба из меди, внизу буш-слайдер (если поврежден и сильно исцарапан нужно менять). Теперь лучше вымыть и высушить и перо и стакан.
Нужно оговорится, что мы рассматриваем разборку вилки для мотоцикла Honda VFR 400 NC30 , но на множестве других мотоциклетных вилок например на Honda VFR 400 NC24 , внутри стакана, под проставкой и пружиной, длинная ось имеет грани (пазы) и если пытаться открутить болт снизу стакана (6 гранный) то сама “ось” будет поворачиваться, болт снизу стакана чуть открутится и будет просто на холостую вращаться, вытащить ось не удастся. Для того, чтобы выкрутить ось и затем выбить старые сальники, необходимо зафиксировать ось, путем установки в пазы оси т.е. через все перо внутри продеть и установить пруток с гайкой в пазы оси – пруток на который нужно наварить гайку схожего диаметра, диаметр разный, нужно методом подбора определять. Думаю не особо понятно написал, но когда вы начнете разборку и посветите фонарем внутрь пера вы увидите грани на оси. Но как писалось ранее возможно в вашей вилке, как и в вилке Honda VFR 400 NC30 , достаточно выкрутить нижний болт 6-гранный и ось можно будет вытащить, следом выбить сальники , если болт внизу – 6-гранный до опред. времени будет выкручиваться, а потом будет прокручиваться на месте то скорее всего на оси есть грани и ось нужно фиксировать.
Сборка начинается в обратом порядке. Перед усадкой нового сальника, его следует облить внутри и снаружи маслом. Чтобы усадить новые сальнкии на место, нужно его туда “загнать”.. руками этого не сделать. хотя направить сальник нужно именно руками. Далее, нам и нужна пластиковая труба из строй магазина, надрезаем эту пластиковую трубу снизу на 5-10 см и сгибаем ее относительно диаметра пера, затем подставляя сверху доску лупим по ней, пока сальник не сядет на место, сильно но аккуратно. Сальник должен сесть на такой уровень, чтобы стопорное колечко из проволоки зашло спокойно в паз. Многие усаживают сальник новый путем наложения старого и постукивая по старому.. но так намного проблематичнее усадить сальник, пластиковая труба – просто находка .
|
Перед установкой пружины, обязательно нужно закрутить 6-ти гранный болт снизу стакана, тем самым вы зафиксируете перо-к-стакану.
После установки пружины, заливаем вилочное масло. Количество масла может быть разным в левом и правом пере. Количество нужно смотреть по сервис книге к мотоциклу или спросить на нашем мото форуме . После того, как масло залито и все детали установлены, завинчиваем пробку и немного смачиваем пыльник в масле внутри и снаружи, аккуратно но сильно руками усаживаем его в стакан. Устанавливаем перья в траверсу, фиксирует болты, обожмем когда мотоцикл будет опущен, пока фиксирует, не забываем установить в риску маленькое но очень важное стопорное кольцо. Тормозные машинки устанавливаем в последнюю очередь, чтобы разжать колодки достаточно обмотав отвертку тряпкой, засунуть ее между колодками и как бы на излом разжать колодки относительно друг друга. Иногда на более старых вилках есть нипеля, вилку нужно так же подкачать, давление так же можно посмотреть по сервис книге.
Если у вас останутся вопросы пожалуйста задавайте их на нашем мото форуме . Если вам необходим комплект пыльников и сальников для ремонта вилки мотоцикла , вы всегда можете обратится в наш мото-магазин через форму заказа , сальники и пыльники есть в достаточном количестве и для разных диаметров мотоциклетных “вилок” (подборка сальников не только по марке но и по размеру старых сальников, если нужна помощь в обмерах обращайтесь на мото-форум ).
ВНИМАНИЕ – перепечатка данной статье ВОСПРЕЩЕНА, размещение авторской статьи на других ресурсах будет пресекаться! Автор © Кравченко Дмитрий http://pride-u-bike.com/
ДОПОЛНЕНИЕ от мая / 2010 года
Есл ивы столкнулись с проблемой проворачивающего “винта” в “стакане”.. можно обойтись и без сварки!
Сейчас мы шагнули дальше и ничего уже наваривать не нужно.. едем в магазин с крепежом.. находим там шпильку (спица с резьбой) – от 30 до 150 рублей цена.
В магазине бывают обрезки от 40см до 1 метра (чтобы 2 метра не покупать!).
Нам нужна на высоту сложенного пера + стакана – спросите про эти обрезки – они дешевле но на витрине их нет обычно, под шпильку покупаем 1ну гайку – на пробу.. можно прям в магазине примерять
Накручиваем на шпильку гайку – наворачиваем чтобы конец из гайки не торчал.. засовываем если диаметр гайки и диаметр паза втулки в вилке совпал – покупаем еще 3-ри гайки, если не совпал – просим дать гайку больше или меньше
Купив “верные по размеру” гайки, контрогаим их на обоих концах.. на одном конце хватаем ключом на другом ставим в паз внутри вилки… крутим
все так уже разбиралось, ничего “варить” не нужно даже.
Источник