Замена стропной системы на параплане
Замена стропной системы на параплане.
Бывает так, что у параплана падают летно-технические характеристики при том, что параплан достаточно новый и ткань в хорошем состоянии. Скорее всего, дело в стропной системе.
Такое бывает из-за того, что стропная система усаживается неравномерно: более разгруженные задние ряды садятся сильнее нежели передние. Усадка происходит из-за попадания влаги во внутреннюю часть стропы – при высыхании происходит сокращение волокон стропы и она становится меньше, были случаи усадки строп на 18 см! Поэтому нужно проверять стропную систему хотя бы раз в год, если вы часто летаете во влажной среде или в заснеженной местности.
Есть два вида строп используемых в парапланеризме на данный момент – это оплеточные стропы состоящие из внутреннего сердечника и наружней оболочки и безоплеточные без внутреннего сердечника. Разница между ними в весе, толщине и воздушном сопротивлении.
В настоящее время производители все больше отдают предпочтение безоплеточным стопам. Но есть нюанс, если сели оплеточные стропы то их можно востановить, хот и не до начального номинала, а близкого к нему. Исправляется это протяжкой, каждая стропа протягивается весом 20-30 кг. В то время как безоплеточные стропы не обладают таким свойством из-за отсутствия сердечника, при протяжке они быстро усаживаются и смысл теряется.
Производители рекомендуют менять стропную систему каждые 150 часов, но эта цифра всегда остается на усмотрение пилота. Стропную систему можно всегда заказать у парапланерных дилеров или в парамагазинах.
Замена строп подразумевает снятие всей старой стропной системы и установки новой.
Далее мы рассмотрим замену безоплеточной системы на примере моего параплана Niviuk Icepeak 7.
Для начала необходимо приобрести комплект строп под размер параплана, на котором вы будете заменять стропную систему. Выглядит набор примерно так:
С комплектом строп обычно идет карта строп, в которой схематично описана вся стропная система по элементам. Каждая стропа имеет бирку с номером для удобства монтирования.
Далее вам необходимо найти сухое и желательно большое помещение для непосредственно монтажа строп.
Сначала разбираем и раскладываем новый набор строп для дальнейшего удобства работы с ним.
Параплан.
Для удобства рекомендуется подвесить параплан так, что бы он был растянут по всей длине и находился в вертикальном положении по хорде крыла. Делается это для того, чтобы избавится от многочасового лазанья на коленках по крылу, намного удобнее это делать в вертикальном положении, так как перестроповка может занять от 4 до 9 часов, при хорошем раскладе!
Разборка.
Начинаем разбирать стропную систему со свободных концов. В первую очередь раскручиваем мольи и развязываем клеванты. Дальше есть два варианта: быстрый и долгий. Быстрый – мы обрезаем верхний ярус строп под самые петли, но с таким учетом что бы мы могли извлечь стропы из петель.
Более медленный способ это развязывание каждого узла стропы. За долгое время эксплуатации узлы на стропах могут сильно стягиваться и для большего удобства их нужно “размягчить”. Для этого нам понадобятся обычные плоскогубцы. Небольшим усилием мы прикусываем петлю по периметру как показано на фото:
Далее узел становится более податливым и его можно развязать.
Немного сложнее дело обстоит с петлями параплана, к которым крепится верхний ярус строп. Они затягиваются сильнее всего. Для ослабления нам понадобятся шило, большая игла, а лучше всего вязальный крючок.
Установка новой стропной системы.
После того как последний верхний ярус снят мы начинаем устанавливать новые стропы в обратной последовательности, т.е. начиная с самого верхнего яруса.
И тут нам опять пригодится швейный крючок! Он сэкономил наверное пару часов работы точно!
И так мы устанавливаем стропы с самого верхнего яруса до нижнего. Ничего сложного, но нужно проверять, чтобы петли затягивались ровно и равномерно.
Можно проверить и сравнить старые стропы с новыми. На данном крыле разница с новыие стропами доходила до 50 мм! Что уже критично.
А-ряд: оранжевые – новые, серые – старые стропы.
После сборки всей стропной системы и присоединения свободных концов, не забудьте мольи слегка закрутить ключом.
Старые стропы можно оставить, они еще могут пригодиться в хозяйстве 😉
Все! Теперь можно летать!
Всем красивых полетов и длинных маршрутов от Paraplanix 😉
Автор: Антон Гончаров, руководитель клуба Paraplanix, Крым
Источник
Замена стропы параплана своими руками
Вот на что хотелось бы, в первую очередь, обратить ваше внимание при ремонте парапланов любых моделей и разных производителей.
Привозя или присылая купол на ремонт, позаботьтесь о том, чтобы он был просушен, налистан (сложен гармошкой посекционно) и с разобранными стропами.
ОБОЛОЧКА
Иногда на выездах случаются неприятности — посадки на лес, на деревню, по ветру и т.д. Ссадины на коленках чаще всего заклеиваются пластырем, дырки в куполе (летать-то хочется)… тоже пластырем или рип-стопом или скотчем. Так вот, убедительнейшая просьба: как только вы налетаетесь, как можно быстрее снимайте все эти наклейки. Чем дольше они остаются на куполе, тем больше клея останется на ткани. И тем круче будут матюги, летящие в ваш адрес от ремонтников. Если вы все сняли, а клей успел налипнуть, его можно снять с помощью водки.
Для особо изобретательных — «Моментом» клеить нельзя! Да и лак для ногтей держаться на парапланерной ткани не будет!
Внимание! Купола из ткани «лаке» на ремонт не принимаются (ребята, они того не стоят). Так же это относится и к некоторым другим старым куполам (обычно, старше 5-ти лет). Если ткань продувается, то крупный ремонт может привести к тому, что половина купола будет лететь, а другая — складываться (не смейтесь, прецеденты были). Поэтому оставляю за собой право отказаться от приема купола на ремонт.
С этим разобрались, а теперь рассмотрим варианты.
Если вы живете в Москве, то можете сами привезти купол и объяснить что, где порвано и каким хотелось бы видеть свой купол в готовом виде. Но если вы живете далеко, то вам придется тщательно описать сами разрушения игде они находятся.
Это можно сделать разными способами.
При повреждении полотнищ и нервюр
Посчитайте количество полотен до поврежденного, начиная от ушного полотнища к центру, от правой или левой консоли в полетном режиме.
Если вам лень считать, или боитесь ошибиться, можно отметить поврежденное полотно и нервюры кусочками яркого рип-стопа, наклеенными на нужное полотно у воздухозаборника. Это позволит быстро найти повреждение, особенно мелкие порезы и дырки.
Что касается стоимости ремонта, то это сильно зависит от объема работ и цены данной ткани.
Замена полотна целиком
Ушные — 10-15$
Центральные — 20-25$
Нервюры — в среднем 20-30$ (зависит от сложности восстановления)
Если вы стеснены в средствах, то возможен кусковой ремонт. Это когда меняется не целиком полотно, а только его поврежденные части. На летучести это не скажется, но чисто эстетически менее красиво, чем замена целиком.
В любом случае обязательно сообщите, какой вариант вам нужен.
СТРОПЫ
Для начала давайте разберемся, нужен ли вам ремонт или замена комплекта.
Плановая замена
Нижний ярус (вне зависимости от производителя и состояния стропы) рекомендуется заменять через 100 часов или 2 года эксплуатации.
Верхние ярусы — через 200 часов или 3 года.
При активном использовании купола стропы могут стареть быстрее. Если вы постоянно летаете на буксировке, то желательно промерять нижний ярус примерно раз в полгода. Так как нагрузка на них повышенная и первый — второй ряды склонны к вытяжению. Особо стоит обратить внимание, если у вашего купола в полете наблюдается складка между вторым — третьим рядом наверху крыла.
Если вы желаете заменить комплект строп на куполе старше пяти лет, его необходимо прислать на экспертизу (как бы вам ни хотелось продлить жизнь вашему старому крылу, но если у него высыпалась пропитка на ткани, то даже замена строп ему не поможет). Теперь разберемся в том, какую стропу ставить на ваш купол: буржуйскую или феодосийскую? Если вам нужен «высокий стиль», то вы, конечно же, выберете иностранного производителя. Но учтите, что поставки ее ограничены и очень растянуты по времени, так что пока будете дожидаться, можете и полгода, и год не летать… феодосийская стропа не такая яркая, но зато более доступна и несколько дешевле. Делается она из кевлара, не уступает по надежности буржуйской, что бы вам ни говорили. Каждая партия проверяется на разрыв и имеет сертификат.
Стоимость замены комплекта варьируется в среднем от 130 до 170$, тандемные комплекты укладываются в 160-220$. Так же можно менять только нижний или средний ярус. На данный момент на крылья Стандарт и (по желанию) на Перфоманс и Компетишн ставится усиленная стропная система.
Ремонт
Если у вашего купола порвано много строп, то лучше послать его на ремонт целиком. Учтите, если это купол московских производителей — проблем не возникнет, а вот с буржуйскими или аппаратами неизвестного происхождения может потребоваться схема стропления (а она у вас вообще есть?).
Если вы посылаете купол, где нужно заменить несколько строп с грыжей, пожженных, но не оборванных, будьте добры, отметить их либо яркой лентой, завязанных на поврежденной стропе, либо четким описанием на каком ряду какой консоли (по полету), среднего или нижнего яруса. Стропы верхнего яруса легче считать по петлям крепления от центра (тяжело искать поврежденные стропы на развернутом куполе в небольшой комнате. За подобные процедуры берется дополнительные 20$).
Если вы живете не близко, возможен такой вариант: вы аккуратно нумеруете стропы, симметричные порванным, снимаете их и отправляете нам. Эта схема обычно применяется для буржуйских и безымянных куполов, не имеющих паспортов и стропных схем. Для парапланов московских фирм все намного проще: к примеру купол «Хантер» фирмы «АСА» снабжен паспортом, в котором есть схема стропления. Вам достаточно позвонить и сообщить номера, количество нужных строп и серийный номер купола (там указана дата изготовления, площадь и серийный номер).
Стоимость замены единичных строп 3-5$/шт. Замена яруса — стоимость стропы + работа.
Оборвалась стропа. Лететь или не лететь?
С каких только площадок не приходится стартовать парапланеристам.
Бывает, рванёшь в стартовой горячке купол, и. с досадой осознаёшь что старт придётся отложить. Если небольшой порыв ткани можно заклеить рипстопом (кто его с собой носит?) или даже проигнорировать (проблем не будет) то вот обрыв стропы дело критичное. С вами такого не случалось? Ничего у вас ещё всё впереди.
От чего рвутся стропы. Ведь прочность стропы от 60 до 200 кг и надо со значительным усилием рвануть купол, чтобы порвать её. Аккуратный пилот так с куполом не обращается (а не аккуратные долго не живут;-). И, тем не менее обрывы стропы совсем не редкость.
Прочность стропы, что обозначена в паспорте — это статичная прочность нагруженной на растяжении стропы без перегибов скручивания и сдавливания. Так стропа работает лишь в полёте, а на склоне стропы стараются зацепить всё что возможно. Острые края камней, колючие кустарники, соседние стропы (кроме того, при подготовке к старту на них нередко наступают). К примеру, если стропу перегнуть через острый край камня, то она выдержит от силы половину номинала, а если нагруженную стропу ещё и протащить через острый край камня то усилия в 10-20 кг будет достаточно.
Но речь не о том, отчего они рвутся, а о том, что делать, ведь топать вниз не хочется, да и погода шепчет, друзья летают. А запасной стропы именно этой длины нет. Кстати, вы задумывались, сколько типоразмеров строп на среднестатистическом параплане? — около полусотни 8-(, вряд ли кто носит с собой комплект где каждой хотя бы по одной.
Я расскажу о проверенном способе ремонта строп в полевых условиях, правда вам всё-таки понадобится кусок стропы средней прочности около метра, ножик и зажигалка. Но это более реально на склоне чем комплект запасных строп на весь купол.
Что есть стропы — конечно верёвки, а верёвки можно связывать, значит мы будем вязать узлы, однако у нас есть три основных требования: 1 длина; 2 надёжность; 3 прочность.
1) ошибаться можно в пределах сантиметра (больше не стоит).
2) узел должен гарантировать невозможность самороспуска.
3) любой узел снижает прочность («обыкновенный» или «прямой» узел аж на 60%! как раз за счёт комбинации перегибов и сжатия).
Не буду грузить знанием узлов. Матросы, за историю человечества, маясь от безделья, напридумывали их больше чем можно вообразить. Мне представляется пригодным лишь один узел — «грейпвайн». Узел 100% надёжный, однажды затянув, его невозможно развязать умышленно, не то что бы случайно, он снижает прочность стропы лишь на 20%, при его вязке, даже не прибегая к посторонней помощи можно выдержать длину стропы с погрешностью до + — 5 мм, а это допустимые производителем погрешности, он гаранитрованно позволяет связывать стропы отличные по диаметру в 2 раза. Ну и последнее: он очень компактный и красивый.
Посмотрите внимательно на фотки. Думаю нет нужды раписывать всё поэтапно, и так всё понятно. Замечу лишь что этот узел является комбинацией двух узлов, связанных симметрично.
А вот как сделать так чтобы длинна отремонтированной стропы была равна длинне целой, расскажу подробней.
1) Сначала нужно связать один конец оборванной стропы с куском запасной (вставкой). Обращаю внимание на то что прежде чем стянуть узел, нужно сначала стянуть (уплотнить) каждую из половинок узла, и лишь потом сдвинуть половинки. Старайтесь чтобы половинки узла были изначально как можно ближе друг к другу, в противном случае вы рискуете повредить оплётку внутри узла при протаскивании половинок.
2) Второй конец оборванной стропы свяжите со вставкой лишь одной половиной узла и слегка затяните её. Таким образом у вас будет возможность протаскивать стропу через половину узла и менять её длинну по необходимости.
3) Найдите на параплане стропу симметричную оборванной. Она будет эталоном длинны. Сравните стропы и при необходимости скорректируйте длинну ремонтируемой стропы.
4) Теперь аккуратно! Втяните (уменьшите длинну) ремонтируемой стропы на 5 — 7 мм. в зависимости от толщины. Свяжите вторую половину узла так, чтобы она была максимально приближена к первой, затяните вторую половину (уплотните). Сравните ещё раз обе стропы, отремонтированная должна быть на 5 — 7 мм. короче.
5) Теперь сдвиньте обе половины. Сравните ещё раз стропы. При некотором навыке можно добиться полной идентичности длинны.
6) Если разница допустима (не более10 мм. а лучше 5мм) то обрежте ненужные хвосты, оставляя не более 10мм. и оплавьте зажигалкой края оплётки.
7) Убедитесь что при вязке узла вы не запутали стропы, и что для эталона вы выбрали правильную стропу.
Теперь ваш параплан пригоден к эксплуатации до тех пор пока у вас не будет возможности произвести замену стропы.
Давным-давно, когда у меня был лакешный «Премьер» и всего несколько метров запасной стропы, я ремонтировал стропы именно таким образом. Через четыре года жестокой эксплуатации на моём параплане было около 20ти узлов и ни один меня не подвёл.
Конечно любой ремонт лётной техники должен производиться специалистом и при наличии соответствующей инструментальной базы. Однако откладывать полёт из за такой мелочи не стоит, да и людям живущим на периферии не так то просто быстро найти ближайшую мастерскую по ремонту парапланов.
В этой статье я рассказал о ремонте строп с оплёткой — наиболее популярных стропах на современных парапланах. А ведь есть ещё и стропы без оплётки (компетишн), подобные стропы применяются на лебёдках и парашютах. Но об этом в другой статье.
P.S. С этой статьи я хочу начать серию статей о мелком, и не мелком ремонте парапланерной техники своими силами. Если у вас есть тема или конкретные вопросы — смело пишите и я постараюсь вам помочь (не обещаю что очень быстро:-(
Заплатка
Хочу заметить, что этот способ без изменений пригоден не ко всем куполам, т.к. крой разный, но ухватив принцип, можно варировать или, в крайнем случае, поставить обычную квадратненькую заплатку.
Данный способ требует некоторых навыков работы с машинкой, но позволяет ремонтировать значительные порывы без внешних признаков существования этих порывов. Используемые нитки: капрон или полиэстер.
Если это ваш первый опыт общения со швейной машинкой, то лучше обратитесь к специалисту или воспользуйтесь рип-стопом.
Приключился такой вот порыв и вы хотите аккуратно и надежно его зашить не используя рип-стоп. Предварительно швейную машинку надо настроить, чтобы она не тянула на кусочке парапланерной тряпки, стежок миллиметра 4.
Секция распарывается по нервюрам, длинною сантиметра на 3 с каждой стороны дальше порыва.
Из парапланерного материала вырезается прямоугольная заплатка шириной на 4 см больше ширины секции и длиной на 6 — 7 см длиннее порыва.
Пришиваем заплатку, как показано на рисунке, отступив от порыва 2 см и от края заплатки 1,5 см.
Затем загибаем заплатку по шву, накладывая на порыв и прошиваем сверху, рядом с уже сделанным швом.
С непришитой стороны подворачиваем заплатку сантиметра на полтора, разглаживаем, чтобы она ровно лежала на порыве, для этого внутрь параплана можно вложить дощечку, а саму заплатку иногда фиксируют резиновым клеем, или проводим линию карандашом, или наметываем ниткой, чтобы ровно пришить. Ну и соответственно, вытаскиваем дощечку и пришиваем поперек секции с непрошитой стороны. (Вообще говоря, после разметки загибов и швов на заплатке, кусок с дыркой можно вырезать, при этом второй шов лучше сделать двойным, как на джинсах.)
Заворачиваем заплатку в распоротые отверстия вдоль нервюры. Затем изнутри пришиваем полотнища секций к нервюрам, как они и были пришиты, заложив петельки для крепления строп в те же места, где они и были. Петельки лучше предварительно приметать, т.к. вам придется постоянно контролировать, чтобы полотнища не уезжали друг отосительно друга, а при этом можно вообще забыть заложить петельки в нужном месте. Чтобы повысить точность сшивания можно поставить реперные точки на все сшиваемые полотнища.
Теперь завязываем все концы ниток узелками и отрезаем лишние.
При значительных порывах проще пришивать в следующей последовательности: поперек, по нервюрам и опять поперек.
Конечно, если у вас порыв менее сантиметров 15, то проще заклеить рип-стопом. Еще надо помнить, что многочисленные распарывания и зашивания ослабляют ткань в месте шва.
Источник