Замена ступичного подшипника Нива своими руками
Вам нужно самостоятельно заменить ступичный подшипник на Ниве без подъёмника, ямы и спец инструмента? Вы в нужном месте. Здесь процесс пошагово, со всеми нюансами.
Заменить ступичный подшипник самостоятельно, можно и в своём родном гараже и даже без такового, если погода позволяет.
Времени на это уйдёт от силы 2 часа, с учётом того, что делаете это Вы впервые.
- Ключи — №№ 22, 19, 27, балонник. Лучше торцевые головки с воротком, но можно обойтись и накидными или рожковыми.
- Молоток не меннее 1 кг.
- Лом
- Большая плоская отвёртка, или стамеска.
- Желательно выколотку из твёрдого металла, например из метчика (картинка с описанием ниже)
Из запчастей покупаем ступичный подшипник. В комплекте должны быть:
- Два конусных подшипника.
- Два сальника.
- Два проставочных кольца.
- Одна гайка с контрящейся юбкой.
Желательно запастись запасными пыльниками для шаровых опор (3 шт.). Стоят копейки, а вот если с непривычки порвёте пыльник во время демонтажа, то запасные будут очень-очень кстати.
Итак, поехали. Поднимаем машину домкратом и снимаем колесо. Если домкрат рожковый, то желательно подстраховать его чурбаком.
Если меняем правый подшипник, то выворачиваем руль до предела влево, если левый подшипник, то руль вправо, так как первое, что потребуется отсоединить — это рулевая тяга и в таком положении к ней наилучший доступ.
Вынимаем шплинт, ключом на 22 откручиваем гайку, затем берём лом, или что-то подобное, просовываем его по низу рычага и по верху рулевой тяги, так, чтобы можно было потянуть лом вверх и тем самым создать хорошее усилие на выход пальца шарового наконечника из сошки рычага поворотного кулака.
Затем, одновременно, поднимаем лом вверх за противоположный конец и стучим по сошке молотком, до тех пор, пока наконечник не выскочит из втулки. Обычно хватает 3-х — 5-и ударов.
Осторожно! Именно при ударе молотком по сошке можно порвать пыльник.
Бывает, что концевик так прикипит к сошке, что без съёмника его выбить не удаётся. В таком случае гайку и колесо на место, и вперёд на поиски съёмника.
После того, как рулевая тяга будет отсоединена, и диск можно будет спокойно поворачивать вправо-влево, приступим к демонтажу суппорта.
Суппорт крепится к поворотному кулаку двумя болтами под ключ на 17, которые можно увидеть с обратной стороны.
Вывернув эти два болта нужно отжать толкатели суппорта стамеской или отвёрткой, снять его с диска вместе с колодками и уложить на верхний рычаг, чтоб не мешался в дальнейшем. Тормозные шланги при этом можно не отсоединять.
Затем разбираем шаровую опору верхнего рычага. Откручиваем гайку и бьём по сошке, пока палец не выскочит, так-же как и на рулевой тяге. Все шаровые разбираются одинаково.
Пружина между рычагами, при этом создаёт необходимое усилие, для выхода пальца из сошки, поэтому никаких дополнительных усилий прилагать не потребуется.
Нижняя шаровая разбирается последней. Она самая трудная. Тут уж в помощь только вес диска и поворотного кулака. Никакого рычага не приспособишь.
Теперь можно снять ступицу с тормозным диском и поворотным кулаком. Для этого снимаем крышку ступицы и отворачиваем гайку под ключ на 27. Гайка хоть и с законтренной юбкой, но обычно откручивается легко. Можно открутить обычным рожковым ключом.
Ступичный подшипник находится в поворотном кулаке.
Отвёрткой или стамеской вынимаем сальники подшипника с одной и с другой стороны. Сальник выходит довольно туго, может повредиться, но он больше и не нужен.
После сальников вынимаем внутренние обоймы подшипников и промываем поворотный кулак, так как для дальнейшей работы нужно хорошо видеть кромку внешней обоймы, а она очень тоненькая.
Вот теперь потребуется выколотка из твёрдого, но не калённого металла. Я сделал из метчика. Мягкий метал, типа отвёртки, срубается обоймой при выколачивании, а калёный, типа напильника, крошится.
Устраиваем поворотный кулак так, чтоб он не бултыхался при ударе и находим кромку противоположного, в нашем случае нижнего, подшипника.
Так как внешняя обойма имеет выработку, то скорее всего кромка будет видна не по всей окружность, а только на каком-то сегменте. Вот его и нужно увидеть.
Вот в эту видную часть кромки упираем выколотку и начинаем выбивать. Идёт поначалу туго, но как только обойма чуть-чуть сдвинется с места, то и доступ к кромке по всей окружности становиться лучше и обойма, соответственно, выходит легче.
Так выбиваются обе внешние обоймы, и на этом демонтаж старого подшипника закончен.
Теперь нужно поставить новый. Тут основная трудность заключается опять же во внешней обойме, вернее в её запрессовке.
Сложность заключается ещё и в том, что подшипник конусный и внешняя обойма садится широкой кромкой внутрь, а верхняя кромка такая тонкая, что подобрать под неё оправку-выколотку, практически не возможно.
Такие оправки являются уже спец. инструментом и в сервисах они, конечно же есть, но мы-то не в сервисе, поэтому обойдёмся тем, что есть под руками.
А под руками есть старая внешняя обойма. Вот с помощью неё и будем запрессовывать новую.
Сначала новая обойма запрессовывается обычным молотком. Потихоньку обстукиваем её по кругу и просаживаем до момента, когда её нужно будет притопить.
А дальше ставим старую обойму на новую, сначала тонкой кромкой вниз, то-есть получается тонкая на тонкую.
Почему так? Потому, что так легче проконтролировать точность установки, чтоб ничего никуда не смещалось. Поначалу, при ударах, пока новая обойма чуть не просядет, старая будет с неё соскакивать, и её придётся постоянно подправлять, пока она не закусится в посадочном месте.
Как только новая обойма чуть просядет, а старая чуть сядет в посадочное место, её нужно выдернуть, поначалу это легко возможно, и перевернуть широкой кромкой вниз, чтоб потом можно было, без проблем, выбить.
Вот теперь можно запресовать новую обойму на её место, а затем, с обратной стороны, легко выбить старую.
После запрессовки внешних обойм, обильно накладываем солидол на внутреннюю, с втиранием меж роликов, и устанавливаем обойму на место.
Затем ставим проставочное кольцо и сальник. Сальник запрессовывается тоже с помощью старой внешней обоймы, что исключит его повреждение, Которое может получится, если запрессовывать только молотком. Обойма ставится на сальник широкой кромкой.
На этом, считай всё — можно собирать весь узел обратно. Никаких особых нюансов при сборке нет.
Разве что, желательно проверить, нет ли люфта между шейкой ступицы и внутренней обоймой подшипника. Ступица должна входить в обойму от руки, но плотненько.
Если есть чувствующийся люфтик, то ступицу желательно заменить.
Так-же, раз уж залезли в этот узел, надо проверить, не бултыхаются-ли пальцы в шаровых опорах. Пальцы должну отклоняться с большим усилием, и если они двигаются свободно, без напряга, то шаровые лучше тоже заменить.
Источник
Замена подшипников передней ступицы
Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Вывешиваем переднюю часть автомобиля и снимаем колесо.
Отсоединяем суппорт с направляющей колодок (см. тут)
…и подвязываем их проволокой к верхнему рычагу. Отворачиваем регулировочную гайку подшипников ступицы (см. тут) Вынимаем конусную втулку. Зубилом разгибаем край стопорной пластины гайки переднего крепления рычага к поворотному кулаку. Аналогично расконтриваем гайку заднего крепления. Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку заднего крепления рычага к поворотному кулаку. Аналогично отворачиваем гайку переднего крепления. Снимаем стопорную пластину. Сняв рычаг с болтов, отводим его от поворотного кулака. Отсоединяем тормозные шланги от поворотного кулака (см. тут) Отсоединяем крепление верхней и нижней шаровых опор от рычагов (см. тут и тут) Со шлицев корпуса наружного шарнира привода переднего колеса снимаем поворотный кулак в сборе с шаровыми опорами, ступичным узлом и тормозным диском. Разъединяем поворотный кулак и ступицу с тормозным диском. При затруднении в разъединении деталей зажимаем поворотный кулак в тиски… …и выколоткой из мягкого металла выбиваем ступицу. Теперь можно вынуть болты крепления рычага к поворотному кулаку. Для разъединения ступицы и тормозного диска наворачиваем гайку на шпильку… …и выбиваем шпильку. Отвернув гайку, вынимаем шпильку. Аналогично демонтируем другие шпильки. Разъединяем ступицу и тормозной диск. Зубилом сбиваем грязезащитное кольцо. Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления защитного кожуха… …и снимаем кожух. Для демонтажа сальников и подшипников ступицы зажимаем поворотный кулак в тиски. Поддеваем отверткой сальник… Вынимаем внутреннее кольцо наружного подшипника с сепаратором и роликами. Аналогично вынимаем сальник, кольцо и внутреннее кольцо другого (внутреннего) подшипника с сепаратором и роликами. Бородком выбиваем наружное кольцо наружного подшипника… Аналогично выбиваем наружное кольцо внутреннего подшипника. Перед установкой подшипников очищаем внутреннюю полость поворотного кулака от старой смазки. …наружные кольца подшипников. Закладываем в полость поворотного кулака и в сепараторы подшипников 40 г смазки Литол-24. Подходящим отрезком трубы запрессовываем сальники. Установив грязезащитное кольцо,… …зубилом вдавливаем в нескольких местах металл кольца в проточку поворотного кулака. Соединив тормозной диск со ступицей,… …выколоткой из мягкого металла запрессовываем шпильки. Головки шпилек фрезерованной поверхностью должны быть обращены к цилиндрической поверхности тормозного диска. Чтобы болты крепления рычага к поворотному кулаку при его установке на автомобиль не выпали,… …наворачиваем на них гайки. Вставив хвостовик наружного шарнира привода в шлицы ступицы. …монтируем поворотный кулак. По окончании сборки регулируем зазор в подшипниках (см. тут) Видео Источник Замена и регулировка переднего ступичного подшипника Нива 2121Звук вышедшего из строя подшипника передней ступицы 2121 часто практически не отличим от дорожного шума, особенно зимой при движении в шипованной резине по асфальту. Однако по мере износа узла он начинает усиливаться и сопровождает водителя уже непрерывно.
При первых подозрениях на конкретную неисправность нужно заняться ее поиском, а затем поменять деталь, в противном случае, нарушается не только акустический комфорт. Возникает вероятность полного разрушения подшипника, появления выработки на ступице с ее последующей заменой и в самой запущенной ситуации – перекос и клин колеса, что позволит запросто «сделать уши» с подачи короткой базы и уникальной настройки подвески Нивы 21213 и 21214. ДиагностикаВ отсутствие специального стенда выявить проблему можно. Для этого с соблюдением предосторожностей вывесите предположительно неисправное колесо. А затем возьмитесь за крайние точки в горизонтальной и вертикальной плоскостях и проделайте качающие движения. Исправный подшипник не имеет люфта либо он незначителен, требующий замены, наоборот. Кроме того, при повороте слышны звуки перекатывания или треск. Что потом? Необходимо самостоятельно поменять ступичный подшипник, ведь о регулировке уже речи нет. ЗаменаДля замены переднего ступичного подшипника на ниве необходимо снять суппорта тормозного механизма передней оси. Для чего следует:
Снятие ступицыДля этого осуществляется демонтаж конусной втулки. Расконтривание гаек производится аккуратными постукиваниями через зубило. После чего ключом «19» размерности откручиваются последовательно заднее и переднее фиксаторы рычага к кулаку, не забывая избавиться от стопорной пластины. Затем с помощью ключей на «17» и «10», а также плоской отвертки от поворотного кулака убираются шланги тормозного контура. Подставив упор под рычаг снизу, двумя ключами на «13» откручивают гайку, расположенную на болте, фиксирующем шаровое крепление к верхнему рычагу. Аналогично откручивают еще 2 гайки. И отводят узел в сторону. Так же проводят демонтаж нижней шаровой опоры. Когда деталь оказывается освобождена от креплений, придерживая двумя руками кулак поворотный совместно со ступицей, тормозным диском, верхней и нижней шаровыми опорами, ее вынимают. При разобщении деталей может понадобиться зажать поворотный кулак в тиски, после чего без лишних усилий выколачивают ступицу. Следом убираются болты, крепившие поворотный кулак к рычагу. Тормозной диск выбивается путем накручивания гаек на шпильку с последующими концентрированными ударами по образовавшейся конструкции. Результат работы на данном этапе: отделенные друг от друга диск тормозной системы и ступица. Подцепляют кольцо, защищающее от грязи, после чего ключом на «10» снимают кожух, защищающий поворотный кулак. Замена ступичного подшипникаПоворотный кулак помещают в тиски, затем вынимают прямошлицевой отверткой уплотнитель (сальник). Далее последовательно вытаскивают колечко с сепаратором в составе внутреннего кольца. Схожим образом вынимаются составляющие подшипника изнутри. Обратите внимание на сторону наружного подшипника и извлеките оттуда наружное кольцо пробойником. Такие же манипуляции характерны для противоположного наружного кольца. Разборка окончена. Производится дефектовка деталей, чтобы затем при необходимости самостоятельно заменить на новые, очистка узлов от старой смазки, забивка новым составом.
Сборка – в обратной последовательности с применением подходящих по размеру отрезков трубы для запрессовки подшипников, сальников и пр. РегулировкаВосстановив конструкцию до момента возврата суппортов с колодками на свое место, на поворотном кулаке размещается фиксатор индикатора часового типа. Индикатор располагается таким образом, чтобы его ножка упиралась в регулировочную гайку. Соорудив рычаг на шпильках, механизм плавно поворачивается вокруг своей оси. В случае превышения допустимого зазора 0,15 мм, проводится замена регулировочной гайки на новую. Последовательно изменяя степень закручивания, измеряется зазор в подшипниках. По окончании работы гайка стопорится. Есть ли альтернатива постоянному ремонту?Надо признать, но ступично-подшипниковый узел нивы 4х4, являясь одним из самых нагруженных в машине, так и не научился быть надежным. Что виной, плохие комплектующие или ошибки при проектировании, разобраться не просто. Однако опыт владельцев подсказывает использовать альтернативные варианты, например, заменить «сток» на двурядные подшипники (IVECO, Москвич и т.д.). В отличие от стандартного:
Сложность внедрения заключается в необходимости расточки ступицы под двурядный подшипник, а также относительно высокая стоимость компонентов. Зато краткосрочных попыток поменять снова ступичный подшипник, скорее всего, уже не последует. Видео инструкцияРегулировка переднего моста на Ниве 21214 Замена сайлентблоков Нива 2121 Устройство полуосей и инструкция по замене подшипника и сальника задней полуоси на Шевроле Нива своими руками Источник |