Химические опыты в домашних условиях: 12 лучших
Химические опыты в домашних условиях, проделанные вместе с детьми, помогут родителям весело и с пользой провести время и с малышами, и со школьниками. Тот, кто сказал, что химия скучный предмет – был не прав. И мы это докажем. Следуйте инструкциям и экспериментируйте с теми веществами, которые найдете у себя дома.
Опыты с водой
Опыт первый: неньютоновская жидкость
- Налейте воду в пластиковый контейнер.
- Насыпьте в воду крахмал и перемешайте, чтобы получилась густая, как сметана, смесь.
- В такую полужидкую среду легко должны погружаться пальцы и ее легко собирать в комочек с поверхности стола, но если ударить по ней кулаком, то почувствуете, что она имеет твердую поверхность.
- Положите на нее аккуратно дощечку и попробуйте вбить в нее гвоздь. Он легко войдет в дерево. Но действуйте аккуратно, ведь если хотя бы краешек доски окунется в неньютоновскую жидкость, то вся деревяшка тотчас же пойдет ко дну.
- При желании такую жидкость легко окрасить в любой цвет.
Опыт второй: для самых маленьких
На видео показаны несколько простых, но занимательных опытов для самых маленьких деток. Некоторые из них под силу сделать даже трехлеткам.
Опыт третий: растворение красок и чернил
- Наберите в банку воду из-под крана. Она должна отстояться сутки, чтобы из нее испарился весь хлор.
- Часть воды отлейте в стеклянный стакан и капните туда пару капель чернил. Можно взять чернила разного цвета. Понаблюдайте, как краситель растворяется в воде, расходясь неравномерно в виде клубов разноцветного дыма.
- Налейте воду в другой стакан и сверху покройте ее пеной для бритья.
- С помощью пипетки или шприца капайте на пену разноцветные жидкие красители (как вариант – разведенную в воде гуашь).
- Посмотрите, как через некоторое время из пенного облака пойдет разноцветный «дождик».
Опыт четвертый: прыгающие капли
- Разогрейте на плите чистую сковородку или кастрюльку.
- Снимите посуду с огня и капайте на горячую поверхность воду из чайной ложки.
- Понаблюдайте как капли «танцуют».
Опыт пятый: несмешивающиеся жидкости
- В один стакан налейте холодной воды и окрасьте ее с помощью гуаши, акварели или пищевого красителя в любой цвет.
- Накройте емкость плотным, но не толстым картоном.
- В другой стакан налейте теплой (но не горячей) воды и при желании тоже окрасьте, но в любой другой цвет, отличный от воды в первом стакане.
- Положите ладонь на картон, быстрым движением переверните первый стакан и аккуратно поставьте его на второй, чтобы горлышки ровно соприкасались.
- Осторожно выньте картон между стаканами.
- Жидкость (холодная) в верхнем стакане «зависнет» и не будет переливаться.
- Но если стаканы поменять местами, то разноцветная вода станет смешиваться между собой, образуя красивые узоры.
Опыт шестой: радуга из бумаги или из живых цветов
- Понадобятся 7 стаканчиков. Поставьте их в один ряд и через один налейте воды, в которую добавьте красителей в таком порядке: красный, желтый, голубой, фиолетовый.
- Сверните бумажные полотенца, чтобы получились длинные полоски и согните полоски таким образом, чтобы они легко вставлялись в стаканчик гармошкой.
- Вставьте согнутые полоски в стаканчики. Должно получиться так, как показано на фото.
- Через пару часов персональная радуга на подоконнике обеспечена.
- Тот же опыт проделывается с цветами. Только разноцветная вода должна быть во всех стаканчиках и сиять уже всеми цветами радуги. Цветы же должны иметь только белые лепестки, которые через сутки приобретут окраску жидкости, в которой стоят.
Опыт седьмой: крахмал, окрашенный йодом
На видео видно, что разведенный в воде крахмал отлично окрашивается йодом. В какой цвет и почему, узнайте, посмотрев опыт.
Опыт восьмой: как набрать воду в перевернутый стакан
- Налейте в тарелку воду.
- Подкрасьте ее гуашью.
- Возьмите немного пластилина и придавите его ко дну тарелки с водой.
- В пластилин воткните две спички и подожгите их.
- Быстро накройте все стеклянным стаканом.
- После того как огонь на спичках погаснет, вода из тарелки станет медленно подниматься в стакан.
Опыты с разными веществами
Опыт первый: песочная «змея»
На видео посмотрите как из песка, соды, сахара и изопропанола получается «змея» Фараона.
Опыт второй: «горячий» лед
- В кастрюлю вливаем один стакан уксуса.
- В него порциями и помешивая, добавляем 200 г соды.
- После того, как реакция взаимодействия соды и уксуса закончится и все пузырьки пропадут, поставьте кастрюлю на плиту и нагревайте на медленном огне до выпаривания лишней жидкости. На стенках кастрюли появятся кристаллики белого цвета – это должно означать, что нагревать больше не нужно.
- Даем смеси остыть до образования корочки. Если ее не будет, значит, не вся жидкость еще испарилась и придется продолжить ее выпаривание.
- После остывания вливайте в смесь небольшими порциями горячую кипяченую воду до образования однородного раствора и исчезновения корочки.
- Перекладываем раствор в стеклянную банку и остужаем его до комнатной температуры в холодильнике.
- Достаем банку и добавляем в содержимое немного соли, буквально щепотку.
- Смесь начнет кристаллизоваться, образуя массу, похожую на лед. Но не холодную, а теплую. Это и будет «горячий» лед.
Опыт третий: опыты с уксусом
- Уксус растворяет практически все. Даже мел и яичную скорлупу. Пример растворения мела на видео. Там очень хорошо объясняется, как происходит реакция растворения.
- С яичной скорлупой реакция происходит гораздо медленней, а эффект намного интересней. Яйцо полностью погрузите в уксус, и выжидайте пару дней, после чего аккуратно достаньте яйцо. Оно будет покрыто тонкой, но все еще твердой оболочкой. Если посмотреть на его внутреннее содержимое через свет фонарика, то прекрасно будет виден желток. Ко всему прочему, яичко «вырастет» и увеличится в размере.
Опыт четвертый и пятый: с перекисью и марганцовкой
Посмотрите на видео отличные и занимательные опыты с использованием перекиси водорода, моющего средства, глицерина и перманганата калия.
Источник
Научные опыты с детьми: 5 домашних химических экспериментов
Занимательная химия для детей: клей-карандаш своими руками
Как пробудить интерес ребенка к научным знаниям — например, к химии? Стоит испробовать практический подход. Теория суха и легко забывается, а знания, подтвержденные удачно проведенным экспериментом, надолго осядут в сознании.
В результате серии экспериментов «Клеящие вещества» родители вместе с ребенком могут создать клеящий карандаш, попутно многое узнав о химических свойствах знакомых нам веществ. Никаких эффектных взрывов и искр, зато опыты научно обоснованы и легко проводятся в домашних условиях.
Эксперимент 1
Нам понадобится: вода, сахар, сода, соль, кукурузный крахмал, бумага.
Эксперимент поможет разобраться, как делается клей и что именно придает ему такое свойство, как липкость. Для начала попросите детей вспомнить и подумать, какие продукты, имеющиеся на вашей кухне, оставляют после себя липкие следы? На каждой кухне найдутся порошкообразные ингредиенты, что произойдет, если разбавить их с водой? Что бы узнать, нужно попробовать! Смешайте с водой сахар, соду, соль, кукурузный крахмал или аналогичные образцы. Удастся ли этими растворами склеить пару листов бумаги?
Эксперимент 2
В предыдущем эксперименте мы узнали, что при смешивании крахмала с водой образуется липкое вещество. Крахмал является природным сырьем. Как же узнать где есть крахмал, а где его нет?
Итак, в этом эксперименте используется два образца: положительный образец, содержащий кукурузный крахмал, и отрицательный образец, содержащий вещество, которое по виду похоже на кукурузный крахмал (например, сахарная пудра).
Перед началом эксперимента предложите детям подумать о том, какие продукты могут содержать крахмал. Они могут проверить свои предположения, используя метод определения, приведенный ниже.
- Раствор Люголя (раствор йода/раствор иодида калия).
- Одноразовые пипетки.
- Лабораторные пробирки или небольшие стеклянные емкости, в которых можно смешивать исследуемые вещества с раствором Люголя (вполне подойдет и кухонная утварь — например, рюмки).
- Кукурузный крахмал и сахарная пудра для контрольных образцов.
- Пищевые продукты, содержащие крахмал, например, картофель, заранее замоченные зерна пшеницы, кукурузная мука.
- Пищевые продукты, не содержащие крахмал, например, огурцы.
Используйте лопатку, чтобы поместить небольшое количество кукурузного крахмала в лабораторную пробирку. Добавьте 2 мл (1/2 чайной ложки) воды, осторожно встряхните пробирку. Затем добавьте в пробирку 4 капли раствора Люголя. Что произошло? В образцах, содержащих крахмал, раствор примет характерную синюю окраску.
Присутствует ли крахмал в вашем клеевом карандаше? Теперь вы можете сами проверить это.
Пришло время узнать в каких же продуктах содержится крахмал. Предложите своему ребенку заполнить следующую таблицу:
Продукт | Инструкции | Крахмал | Нет крахмала |
Картофель | Капните 4 капли раствора Люголя на половинку картофелины. | ||
Огурец | Отрежьте несколько ломтиков огурца и капните на них несколько капель раствора Люголя. | ||
Рис | Раздробите несколько зерен риса и поместите их в пробирку. Добавьтее несколько капель раствора Люголя. | ||
Кукуруза | Раздробите несколько зерен кукурузы в ступке, поместите их в пробирку. Добавьтее несколько капель раствора Люголя. |
Эксперимент 3
Итак, мы узнали, что в картошке крахмал есть, а в огурцах — нет. Как же его теперь оттуда, из картошки, достать?
Полезным отправным пунктом может стать наблюдение того факта, что вода становится мутной, если в нее несколько часов положить продукты, содержащие крахмал. Это становится особенно заметным, если в воде замочить зерна риса. Мутность означает, что из продукта в воду перешло некое вещество. Для того, чтобы показать это ребенку, рекомендуем приготовить образец заранее — например, замочить рис в тарелке с водой.
- 3-6 картофелин (в зависимости от размера).
- 150 г кукурузной муки.
- Старые кухонные полотенца.
- 4 пластмассовых чашки среднего размера.
- 1-2 терки.
- 2 фарфоровых тарелки или термостойких кристаллизатора.
- Мерный стакан.
- Вода.
- Выберите один из продуктов (3-6 картофелин или 150 г кукурузной муки), измельчите его на терке, если это необходимо (в пластмассовой или металлической чашке).
- Добавьте 300 мл воды к измельченным продуктам в чашке и перемешайте стеклянной палочкой.
- Накройте вторую чашку кухонным полотенцем, вылейте смесь на полотенце и отожмите воду (жидкость). Соберите жидкость в чашку.
- Поместите оставшуюся смесь в первую чашку, повторите этапы 2 и 3, но используйте только 200 мл воды. Подождите пять минут и осторожно слейте воду. Оставьте белый осадок на дне чашки.
- Переложите осадок на тарелку и поместите ее в духовой шкаф при температуре 180°C на 20 минут. После этапа сушки на тарелке останется плотное вещество беловатого цвета: крахмал.
Эксперимент 4
В первом эксперименте, мы узнали, что при соединении крахмала с водой образуется клейкое вещество. Но это вещество еще непригодно для использования в качестве клея. Для этого с полученной смесью необходимо проделать еще несколько действий.
Во-первых, из этого эксперимента дети узнают, что при нагревании с водой крахмал превращается в желеобразную клейкую пасту. Во-вторых, они узнают, что для хорошего клея нужна правильная консистенция.
Спросите своего ребенка, как он думает: что нужно сделать с крахмалом, чтобы он стал более клейким?
- Крахмал, полученный в эксперименте ранее, или готовый кукурузный крахмал (свой, конечно, использовать гораздо интереснее).
- 1-2 огнеупорных стеклянных стакана или кастрюли.
- Плита или духовой шкаф.
- 1-2 стеклянных палочки или ложки для перемешивания.
- Термометр.
Для приготовления крахмальной пасты необходимо смешать 1 г (1/4 чайной ложки) крахмала с 5 мл (чайной ложкой) воды и нагревать при температуре около 80°C, пока смесь не начнет прилипать к палочке или к ложке. Крахмал набухает при нагревании. Набухание вызвано тем, что растворитель (вода) поглощается под воздействием силы капиллярности, а затем испаряется. Примерами из повседневной жизни могут служить приготовление пудинга или густых соусов.
Итак, у нас есть крахмальная паста. Можем ли мы начать склеивать ей различные поверхности? Почти!
Эксперимент 5
Держитесь, мы почти закончили!
Что же отделяет нас от настоящего клея? Попробуем сделать следующее:
- Поместите крахмальную пасту на кончике лопатки в лабораторную пробирку, добавьте 5 мл воды, закройте пробирку пробкой.
- Встряхивайте пробирку в течение примерно 30 секунд.
- Повторите процесс с веществом, из которого изготовлен клеевой карандаш.
Скажите, в чем была разница? Не было у вас ощущения, что материал, из которого изготовлен клей-карандаш, вспенился совсем как мыло?
Что же, попробуем приготовить крахмальную пасту, но на этот раз — с добавлением мыльной стружки.
- Крахмал, полученный в процессе эксперимента, или готовый кукурузный крахмал.
- Кусок мыла, по возможности без отдушки.
- 1-2 огнеупорных стеклянных стакана или кастрюли.
- Плита или духовой шкаф.
- 1-2 стеклянных палочки или ложки для перемешивания.
- Термометр.
Измельчите примерно четверть куска мыла, используя терку для картофеля.
В стакане объемом 150 мл тщательно растворите 1 г (1/4 чайной ложки) натертого мыла в 14 мл (чайная ложка) воды; в результате должна получиться мыльная пена.
Добавьте 4 г (чайную ложку) крахмала к мыльному раствору и тщательно перемешайте с помощью стеклянной палочки.
Нагрейте смесь на плитке до температуры 80°C, периодически перемешивая стеклянной палочкой.
Что у вас получилось? Можно ли как-то поменять свойства получившийся массы?
Повторите этапы со второго по четвертый, используя 2 г (1/2 чайной ложки), 3 г (3/4 чайной ложки) и 4 г (чайную ложку) мыла.
Варьируя количество мыла, можно приготовить клей абсолютно любой консистенции.
Итак, мы только что приготовили настоящий клей-карандаш. Остальные опыты маленькие экспериментаторы смогут провести на бесплатных занятиях «Мира Исследователей «Хенкель». Узнать о месте и времени проведения занятий, а также записать своего ребенка на них можно на сайте программы.
Источник