Запарник для батика своими руками

Как запаривать батик?

Запаривание – это способ закрепления красок на натуральной ткани. Данный процесс осуществляется с использованием влажного пара.

Запаривание можно выполнять не только на профессиональных установках (автоклавах, которые обеспечивают наличие условий, необходимых для закрепления красок – высокой температуры и давления), но и в домашних условиях.

Что многие художники по ткани с успехом и делают. Об этом и поговорим.

Необходимое оборудование, материалы

Чтобы запарить батик дома, необходимо воспользоваться металлическим ведром, высокой кастрюлей или баком. Для реализации данной задачи также подходят мультиварка, пароварка и скороварка. Как нужно правильно запаривать батик, можно посмотреть в интернете (например, на Ярмарке мастеров, раздел – батик), там такой информации достаточно много. Мастерицы часто выкладывают мастер-классы, в которых подробно рассказывают и показывают, как надо делаь эту непростую процедуру.

Закрепление красок на шелке путем воздействия пара – дело простое, но довольно таки капризное. Результат запаривания определяется множеством факторов. Он зависит от площади кухни и от того, сколько раз был прокрашен шелк, какая емкость применялась для закрепления краски.

Первое запаривание рекомендуется выполнять вместе с мастером, который хорошо знаком с данным методом.

Запаривание можно производить на газовой или электрической плите, используя при этом высокую кастрюлю либо ведро. Кроме того, для закрепления краски паром требуется наличие:

  • деревянной палочки;
  • старой простыни;
  • одеяла или подушки, которые хорошо пропускают пар;
  • шнура или веревки (но не из синтетического волокна);
  • старых газет.

Важно следить за тем, чтобы обрабатываемое изделие пропарилось равномерно.

Запаривание батика: последовательность действий

Расписанный шелк раскладывают на простыне так, чтобы изделие поместилось на ней полностью. Обе ткани вместе аккуратно сворачивают рулончиком.

Рулон заворачивают в старые газеты (новые не подходят, т. к. свежая типографическая краска может испачкать изделие), после чего сворачивают «бубликом» и закрепляют в нескольких местах (с «заломами» газеты надо обращаться особо осторожно).

Шнур надежно закрепляют поперек ведра. Чтобы он не провисал, можно подложить деревянную ложку.
Для одновременного соединения свертка и ложки из двух веревочек одинакового размера (10-14 см) делают петельки.

При подвешивании тканевого свертка важно обеспечить некоторую отдаленность от стенок емкости и позаботиться о том, чтобы он не был расположен слишком низко.

Обязательно надо следить за тем, чтобы на поверхности рулона и на шнуре не собирался пар, и чтобы от его воздействия не размокли газеты (при запаривании батика применяется сухой способ нагревания свертка).

После надежного закрепления тканевого рулона в емкость набирают немного воды, заполняя ее примерно на 1/4. На дно ведра можно положить блюдечко или камень. Блюдечко позволит контролировать уровень воды, а камень хорошо ее прогреет.

Запаривание выполняют на медленном огне, накрыв ведро одеялом или подушкой. При этом используемое изделие не должно впитывать в себя влагу. Подойдет подушка (одеяло), которая защитит сверток от конденсата. Поскольку запаривание батика выполняется сухим способом, крышкой ведро не накрывают.
Длительность процесса обычно составляется 1,5-2 часа. Запаривание окрашенной ткани требует постоянного контроля. Нужно постоянно следить за уровнем воды, смотреть, чтобы она не выкипела.

По истечении определенного времени сверток достают из ведра, ждут, пока он остынет, и аккуратно разворачивают, затем приступают к стирке ткани в воде, температура которой составляет 30 °C (можно добавить немного уксуса). Ткань рекомендуется стирать через день, дав ей немного полежать. Когда из шелкового изделия стечет вода (нельзя выкручивать), его следует прогладить утюгом и развесить.

Читайте также:  Бетонные тумбы под столбы своими руками

Часто применяются и другие варианты запаривания батика. Ознакомившись с советами специалистов, можно подобрать для себя наиболее удобный способ. Главное хорошо разобраться и следовать основным рекомендациям, тогда все получится.

Источник

Как я запариваю батик шириной 90 см. Запарник для шелка

Здравствуйте, дорогие друзья!

Я занимаюсь батиком с 2000 года. Часто использую расписанный шелк для валяния. Мастера батика знают, что процесс закрепления красок — самый трудоёмкий этап. Вы наверняка сталкивались с такой ситуацией: создали прекрасную работу, осталось закрепить краски методом запаривания. Но во время запаривания бумага промокла, а на шелке получились досадные пятна и заломы. Работа испорчена, настроение тоже. За 15 лет творчества я сама много раз сталкивалась с этой проблемой. В настоящий момент ситуация усугубляется ещё и тем, что ткани сами по себе сильно подорожали.. Испортить готовую работу не только обидно, но еще и бьет по карману. Я перепробовала множество способов. Приходилось скручивать материал, подвешивать на кастрюлей, следить за тем, чтобы ткань не намокла. Использовала пароварку, даже придумывала дугообразную конструкцию. На просторах интернета я сталкивалась с различными вариантами запарников. Я рассматривала конструкции самодельных и промышленных запарников и находила моменты, которые меня не устраивают. У промышленных цена, и необходимость работы от электричества. Это дополнительное увеличение себестоимости. Самодельные порой неудобные и громоздкие с кучей одеял. Пришлось переработать конструкцию под себя.

Я уже точно знала, каким должен быть мой запарник, чтобы ткань не намокала от стенок трубы и на неё не капал конденсат с крышки. Но мне пришлось искать мастера, который бы взялся за создание и смог сделать всё точно. Честно, я не сразу нашла мастера. Толковые мастера нынче почему-то большая редкость. В течение нескольких месяцев мы работали над конструкцией. Несколько раз переделывали. В итоге получился проверенный на практике запариватель, которым я пользуюсь сейчас. На котором запариваю большие отрезы шёлка, и даже несколько отрезов одновременно, и получаю стабильный результат без пятен, потёков и заломов.

Самое главное для мастера — это облегчить себе работу, экономно вкладывая средства. И при этом иметь качественный результат на выходе. Поэтому для себя я сделала выбор вертикального запаривания.

Обратите внимание, что запарник может быть украшением интерьера мастерской.

Предлагаю посмотреть видео. Вы можете посмотреть короткий ознакомительный ролик или полную версию.

Демо версия 1м 30 сек

Запарник для батика. Запариватель для шелка.

Состоит из частей: кастрюля стандартного размера диаметром 20 см, переходник, труба-удлинитель, внутренняя сечатая труба, конусообразная притёртая крышка с крючком для подвешивания сечатой трубы.
— Основная труба имеет диаметр 20 см и высотоу —. Это позволяет запаривать ткань шириной до 100 см и длиной до 15 м.
— Ткань запаривается в вертикальном положении в скрученном рулоне. Можно запаривать как маленькие отрезы, так и несколько больших отрезов одновременно без риска испортить рисунок.
— Сетчатая внутренняя труба обеспечивает наилучшее пропаривание, она подвешивается на крючок на крышке и не соприкасается с внешней трубой. Хорошо притёртая крышка специальной конструкции не даёт капать конденсату.
— Весит около 3кг, легко собирается и разбирается, без проблем можно перевезти, например, на дачу. Можно использовать как на газовой, так и на электрической плите.
— Создан из прочных, не поддающихся коррозии материалов. Поэтому при правильном использовании срок годности не ограничен.

Источник

Как я запариваю большие отрезы шелка для палантинов. Запарник для батика.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мастера батика знают, что процесс закрепления красок — самый трудоёмкий этап. Вы наверняка сталкивались с такой ситуацией: создали прекрасную работу, осталось закрепить краски методом запаривания. Но во время запаривания бумага промокла, а на шелке получились досадные пятна и заломы. Работа испорчена, настроение тоже. За 15 лет творчества я сама много раз сталкивалась с этой проблемой. В настоящий момент ситуация усугубляется ещё и тем, что ткани сами по себе сильно подорожали.. Испортить готовую работу не только обидно, но еще и бьет по карману. Я перепробовала множество способов. Приходилось скручивать материал, подвешивать на кастрюлей, следить за тем, чтобы ткань не намокла. Использовала пароварку, даже придумывала дугообразную конструкцию. На просторах интернета я сталкивалась с различными вариантами запарников. Я рассматривала конструкции самодельных и промышленных запарников и находила моменты, которые меня не устраивают. У промышленных цена, и необходимость работы от электричества. Это дополнительное увеличение себестоимости. Самодельные порой неудобные и громоздкие с кучей одеял. Пришлось переработать конструкцию под себя.

Читайте также:  Изготовление кобуры своими руками

Я уже точно знала, каким должен быть мой запарник, чтобы ткань не намокала о стенки трубы и на неё не капал конденсат. Но мне пришлось искать мастера, который бы взялся за создание и смог сделать всё точно. Честно, я не сразу нашла толкового мастера. В течение нескольких месяцев мы работали над конструкцией. Несколько раз переделывали. В итоге получился проверенный на практике запариватель, которым я пользуюсь сейчас. На котором запариваю большие отрезы шёлка, и даже несколько отрезов одновременно, и получаю стабильный результат без пятен, подтёков и заломов.

Самое главное для мастера — это облегчить себе работу, экономно вкладывая средства. И при этом иметь качественный результат на выходе. Поэтому для себя я сделала выбор вертикального запаривания.

Обратите внимание, что запарник может быть украшением интерьера мастерской.

Предлагаю посмотреть видео и выразить свое мнение в комментариях. Вы можете посмотреть короткий ознакомительный ролик или полную версию

Полный видео клип.

Он имеет следующие характеристики:

— Состоит из пяти частей: кастрюля стандартного размера диаметром 20 см, переходник, труба-удлинитель, внутренняя сечатая труба, конусообразная притёртая крышка с крючком для подвешивания сечатой трубы.

— Основная труба имеет диаметр 20 см и высотоу —. Это позволяет запаривать ткань шириной более 100 см и длиной до 15 м. Для себя вы можете заказать трубу другого размера.

— Ткань запаривается в вертикальном положении в скрученном рулоне. Можно запаривать как маленькие отрезы, так и несколько больших отрезов одновременно без риска испортить рисунок.

— Сетчатая внутренняя труба обеспечивает наилучшее пропаривание, она подвешивается на крючок на крышке и не соприкасается с внешней трубой. Хорошо притёртая крышка специальной конструкции не даёт капать конденсату.

— Весит около 3кг, легко собирается и разбирается, без проблем можно перевезти, например, на дачу. Можно использовать как на газовой, так и на электрической плите.

— Все части сделаны из оцинкованного непищевого металла. Срок службы неограничен.

Самое главное для мастера работающего с шелком — это облегчить себе работу, имея качественный результат на выходе. Поэтому для себя я сделала выбор вертикального запаривания.

Источник

Закрепляем краски — запариваем батик в обычном ведре

Раньше я запаривала свои работы в пароварке . Теперь в большинстве случаев использую обычное ведро — оно просторнее, чем пароварка и подготовить работу легче.

Для начала — крик души: девочки, милые мои, дорогие! Не надо бояться запарки и отказываться из-за этого от парозакрепляемых красок. Запарка — это просто и быстро, если работа подготовлена правильно — проблем не будет.

Ну, начнем. Вот я готовлю фон для свободной росписи, и для дальнейшей работы мне требуется его закрепить. Для фона я использовала элементы горячего батика — набрызгала расплавленным парафином и закрасила сверху красками, а когда высохло — выпарила парафин через газеты. Кстати, обратите внимание на жирные пятна вокруг белых точек — это не полностью выпаренный парафин, выгладить шелк так, чтобы исчезли эти ореолы очень трудно, да и не надо. После запаривания они сами исчезнут.

Читайте также:  Как сделать забор для дачи своими руками

Чтобы подготовить платок к запарке, я раскладываю его на старой простыне.

И начинаю сворачивать простыню вместе с платком в рулет. Тут главное — чтобы части платка не касались друг друга и везде были проложены тканью.

Вот такая колбаска у меня получается.

Теперь сворачиваю ее в такую улиточку и закрепляю бумажным скотчем.

Заворачиваю улиточку в пару газет и снова прихватываю скотчем. Газеты — это на всякий случай защита от брызг, когда сверток будет запариваться. Бумага хорошо впитывает воду, и случайные капли остаются на газете, и не проникают внутрь ткани.

Сверток привязываю к середине рейки. Концы рейки должны быть такой длины, чтобы лечь на края ведра.

Теперь готовим ведро к запарке. На дно надо положить несколько черепков (у меня разбитый чайничек и остатки цветочного горшка) или блюдце донышком вверх. И наливаем воды пальца на два-три. При кипении черепки будут разбивать водяные пузыри и не позволять им слишком брызгаться. Кроме того, дребезжание черепков слышно невооруженным ухом, пока дребезжат — вода в ведре есть, если затихли — срочно спасать ведро, чтобы не прогорело. Ведро, конечно, через некоторое время будет годиться только под запарку, под пищевые продукты его уже не употребишь.

Момент истины — вешаем наш сверток с шелком в ведро. Вешаем так, чтобы он не касался стенок, по которым будет стекать конденсат. И так, чтобы снизу оставалось максимальное расстояние до воды (поэтому длинные и высокие баки-выварки для белья были бы еще лучше ведра, но где их найти, увы! Но в целом высоты ведра хватает для безопасной запарки).

И — финальный аккорд: накрываем ведро полотенцами, одеялами, синтетическими подушками и чем найдется. Поверх полотенец можно накрыть ведро крышкой. И включить плиту, конечно же. Сперва на максимум, потом чуть убавить огонь, чтобы вода постоянно кипела. На этом этапе наша цель — позволить перегретому пару копиться внутри ведра и проходить через препятствие, не собираясь в капли над свертком и не капая на него водой.

Таким образом запариваем наш шелк в течении часа — двух или сколько требует инструкция изготовителя красок. Следим, чтобы вода не выкипела полностью — шелку ничего не будет, а ведро погибнет. Если черепки не слышно — снимаем полотенца (осторожно, чтобы не обжечься паром) и вынимаем сверток, добавляем воды на два пальца и восстанавливаем конструкцию.

По прошествии нужного времени сверток вынимаем, разворачиваем (осторожно, он очень горячий), осматриваем шелк и дивимся, какими яркими стали краски после запарки. Если все предварительные этапы были проделаны правильно, и в итоге брызги воды не попали в сверток во время запаривания — никаких помарок в работе не будет.

Платок после запарки можно сразу постирать — проверить, хорошо ли держится краска (должна хорошо закрепиться), вымыть излишек краски, смягчить при полоскании шелк кондиционером или уксусом.

Ткань отжимаем в кулаке, не выкручивая. Можно сразу, во влажном состоянии, выгладить утюгом на позиции «хлопок, лен», шелк не боится высоких температур. А можно обратно натянуть ткань на подрамник, где она высохнет (я делаю именно так).

Вот и все сложности. Буду рада, если мой опыт окажется полезен!

Источник

Оцените статью