- Как собрать велосипед из запчастей?
- Преимущества сборочного велосипеда перед покупным
- Как правильно сочетать новые и б/у детали
- Последовательность сборки велосипеда по частям
- Как собрать велосипед самому по запчастям – инструкция для новичков
- Плюсы и минусы собранного велосипеда
- Советы тем, кто решил собрать велосипед с нуля
- Гармоничное сочетание новых и б/у запчастей
- Инструкция по сборке велосипеда с нуля
- Заключение
Как собрать велосипед из запчастей?
10 минут Автор: Михаил Скворцов 2393
Любители велосипедов не стоят на месте, они постоянно в движении. Это касается не только дальних поездок и марафонов, но и технически-модельного аспекта. Одни покупают более совершенные модели, навсегда расставаясь с предыдущим байком. Другие постоянно совершенствуют свой байк, меняя родные запчасти на новые или б/у с других великов. А есть те, кто предпочтет собрать велосипед с нуля.
Вообще, как таковая, сборка велосипеда была всегда. Осталась она и сейчас, несмотря на широкое разнообразие моделей в продаже. Каждому не угодишь, хотя производители стараются, внося коррективы и меняя названия брендов. Собранный своими руками велик – это отличный вариант дотошному любителю, который строго подходит к выбору характеристик. Впрочем, заняться этим может любой желающий. Разберем, чем такой байк лучше купленного в магазине, как подойти к выбору деталей и, конечно, последовательность действий.
Преимущества сборочного велосипеда перед покупным
Модели велосипедов в магазинах делаются не под конкретного пользователя, а с учетом средних потребностей. Также у них жестко закрепленная комплектация – типы ободьев, покрышки, вилка, тормоза, седло и т.д. То есть у модели уже все прописано, а изменения хоть и вносятся, но нечасто. Что же делать покупателю, которому нравится модель в общем, но не устраивает тип вилки или качество тормозной системы?
Здесь можно пойти тремя путями:
- купить велосипед, затем тюнинговать его по своему усмотрению;
- заказать сборку байка с нуля;
- собрать самому из запчастей.
Если идти первым путем, то придется выделить кругленькую сумму: покупка нового велосипеда + затраты на новые запчасти. Можно купить дешевый велик с рук, а затем совершенствовать его. Правда, затраты от этого не уменьшатся, наоборот, от б/у-шного байка пригодной может остаться только рама. Остальное придется покупать заново, считай, сборка велосипеда, только дорогая.
Велик на заказ – это здорово. Сложности кроются в цене всех запчастей и работ по сборке. Если кратко, стоить будет еще дороже, чем апгрейд купленного вела в магазине. Кроме этого, надо иметь точный план, что именно хочется получить в результате. А его может не оказаться.
Создание новой модели с нуля – более перспективное направление по сравнению с двумя предыдущими вариантами. Здесь есть возможность выбирать необходимые детали, сочетать новые запчасти с подержанными, а также получить сбалансированные характеристики.
Не понаслышке многие знают, как на покупных великах соседствуют долговечные и качественные детали с дешевыми подделками. Стоимость на это все будет существенно ниже, так как:
- не нужно покупать новый велосипед;
- не надо платить за работу самому себе;
- многие хорошие детали можно купить недорого в интернет-магазинах;
- возможно использование б/у запчастей.
Это все отлично, теперь стоит определиться, какие компоненты можно покупать с рук, а какие – только новые. Велосипед – это сложная система, поэтому подходить к его сборке нужно ответственно.
Как правильно сочетать новые и б/у детали
Для начала придется перечислить основные узлы будущего велосипеда. Допустим, собираем обычный скоростной байк. Для этого необходимы:
- Рама.
- Готовые колеса.
- Камеры и покрышки.
- Вилка.
- Руль и вынос.
- Седло и подседельный штырь.
- Каретка и шатунно-педальная пара.
- Трансмиссия: манетки, тросы, переключатели, кассеты, цепь.
- Тормозная система.
- Дополнительные навесы: крылья, багажник и т.д.
Итак, что из них должно быть новым, а что можно и купить через доски объявлений и на барахолке?
На этапе выбора несущей конструкции сразу решается вопрос о том, какой будет велосипед: прогулочный, шоссейник, гибрид или горный. Раму можно покупать с рук при условии ее 100%-ного качества. Помним, что от рамы зависит, какой мы вообще получим велосипед – хороший или плохой в классическом понимании. Если б/у-шных вариантов поблизости нет или они не вызывают доверия, покупаем новую раму, так надежней. Скорее всего придется походить по магазинам. Там могут вообще склонять к покупке готовой модели. Идея собрать байк еще не исчезла? Тогда обязательно находим раму и продолжаем дальше.
Колеса. Такой же двоякий вариант, хотя их желательно покупать с завода, а не б/у. Почему? Покатанные колеса могут уже быть с дефектами ободьев или спиц. Берем подержанные колеса только в том случае, если они, действительно, отвечают всем требованиям безопасности. При покупке новых не стоит выбирать дешевые низкосортные варианты, лучше переплатить. А вот покрышки вполне можно купить с рук. Опять же, смотрим на качество резины и рисунок протектора.
Купить б/у можно вилку, руль, седло со штырем и дополнительные обвесы. Внимательно стоит отнестись к амортизационным вилкам. Они могут быть низкого качества. Штырь под седло – это, по сути, обычная металлическая труба, и если она успешно служила другому велосипеду долгое время, то почему она не послужит еще? С дополнительными навесами все и так ясно, главное, чтобы они подходили к собираемому велосипеду.
На скупке можно поискать хорошие переключатели скоростей, манетки и металлические тросики. При покупке внимательно нужно осмотреть их состояние, при любом подозрении лучше отказаться в пользу новых.
А вот остальные детали покупать с рук ни в коем случае нельзя! Здесь остаются технически важные компоненты, и к этим запчастям должны предъявляться максимальные требования.
Теперь немного о последствиях покупки их с рук:
- Изношенная каретка плохо скажется на скорости велосипеда и передаче крутящего момента.
- Обкатанные шатуны могут плохо держаться, битые вообще не будут держаться.
- Не стоит говорить, чем опасны случайно неисправные тормоза.
- Поношенная цепь и звездочки – это плохое переключение передач, проскальзывания, да и вообще плохая езда.
Итак, подведем итог, что можно покупать с рук, а какие компоненты необходимы только в новом виде:
Запчасть | Б/у |
Рама | +/- |
Колеса | — |
Шины | +/- |
Вилка | +/- |
Руль | + |
Седло и штырь | + |
Каретка | — |
Шатуны | — |
Манетки | +/- |
Тросики | +/- |
Переключатели | +/- |
Звезды | — |
Цепь | — |
Тормоза | — |
Дополнительные обвесы | + |
Последовательность сборки велосипеда по частям
Сборка состоит из нескольких этапов:
- Установка кареточного узла, шатунов и передних звезд.
- Монтаж кассеты к заднему колесу.
- Вставка рулевой и вилки в передний стакан рамы.
- Установка руля в корпус вилки, подседельного штыря и седла.
- Монтаж камер и покрышек на колеса.
- Установка заднего колеса, переключателей и цепи.
- Прикручивание переднего колеса к вилке.
- Установка тормозов.
На первых этапах понадобятся специальные инструменты:
- съемник каретки;
- съемник звездочной кассеты;
- хлыст (для кассеты).
Ось и подшипники каретки устанавливаются в нижний стакан рамы, затем с помощью инструмента устанавливаются шатуны. При установке кареточного узла потребуется хорошее усилие. То же касается и монтажа задней кассеты к втулке заднего колеса.
За установкой новой вилки желательно обратиться в веломастерскую: там понадобится точность запрессовки корпуса в стакан. Особым способом внутрь устанавливаются подшипники, таким образом, чтобы вилка смогла свободно проворачиваться вокруг оси при повороте руля. Впрочем, запрессовать вилку можно самому. Для этого нужно:
- Вставить рулевую колонку в стакан, запрессовав последовательно верхний и нижний стаканы.
- Аккуратно вставить шток вилки в рулевую колонку.
- Затянуть контрагайку до упора.
Положение колонки в стакане должно быть строго вертикальным, иначе и труба и вилка быстро износятся.
Следующий этап – это установка руля и подседельного штыря . Заранее определяется высота, на которой должны находиться седло и руль относительно друг друга. Для обычного велика это примерно на одной линии, для горного велосипеда седло будет располагаться выше руля, у шоссейника – еще выше. Также на шоссейном велосипеде нужно установить более длинный вынос руля.
Монтаж камер и покрышек . На внутреннюю поверхность обода кладется флиппер, чтобы защитить камеру от острых кончиков спиц. Если флиппера нет, можно воспользоваться обычной изолентой. Далее сосок камеры ставится в отверстие обода, камера равномерно распределяется по поверхности колеса. Сверху одним бортом надевается покрышка. Далее при помощи лопаток или других неострых инструментов поддевается второй край и с силой втаскивается за стенку обода. Накачиваем шины до нужного давления.
Заднее колесо вместе с кассетой монтируется на перья. Если крепление гайковое, то, скорее всего, для закручивания пойдет ключ на 15. Можно воспользоваться универсальным разводным гайковертом. Устанавливаем манетки на руль и переключатели на кассеты. Манетки соединяются с переключателями с помощью приводных тросиков. Заранее выбираем положение тросов, чтобы они не переплетались. На низшие передачи звезды надевается цепь, затем проверяется работа переключателей, по необходимости их нужно правильно отрегулировать. После этого можно прикручивать переднее колесо.
Установка тормозов . Это будет последним этапом, если ставится тип V-brake. Диски монтируются на колеса еще до того, как они будут надеты на велосипед. Последовательность сборки тормозов:
- Установить рычаги на ручки руля.
- Прикрутить корпус тормоза к вилке и перьям.
- Соединить прижимной механизм с рычагами.
- На корпус поставить тормозные колодки.
- Отрегулировать натяжение троса: тормоза должны срабатывать моментально после нажатия и сброса рычага.
- Настроить зазор между колодками и тормозной поверхностью: для дисковых – 0.3 мм, v-brake – до 3 мм.
Создание велосипедов с нуля – достаточно долгое мероприятие. Это поиск всех необходимых запчастей, подбор их друг к другу и сборка. Правильная последовательность помогает ускорить этот процесс, а также качественно установить каждый из узлов. После того, как велик собран, его самое время обкатать, выявить все недочеты, исправить их и насладиться, наконец, желаемыми результатами.
Источник
Как собрать велосипед самому по запчастям – инструкция для новичков
Когда велосипед перестает быть просто увлечением, а становится полноценным хобби и неотъемлемой частью жизни, возникает вполне логичный вопрос: а не собрать ли полноценный агрегат самостоятельно? Ведь в этом случае можно получить кастом, который от болта до трансмиссии будет полностью соответствовать требованиям владельца. Остается только понять, как собрать велосипед с нуля.
Сегодня мы расскажем, что лучше: собирать велосипед с нуля или все-таки отправиться на поиски готовой модели. А также рассмотрим основные моменты, которые следует предусмотреть заранее.
Плюсы и минусы собранного велосипеда
С одной стороны, готовый велосипед – это и есть готовый велосипед. Производитель уже за вас побеспокоился о внешнем виде и технической составляющей байка – остается только купить и наслаждаться слаженной работой всех механизмов.
С другой стороны, можно походить по велобарахолкам, заглянуть в мастерские, подключить социальные сети для поиска нужных компонентов и собрать свой кастом, который получится чуть дешевле магазинного аналога, но ближе к сердцу, потому что собран вручную и с любовью.
Плюсы собранного велосипеда:
- Практически каждая деталь подогнана друг к другу с учетом пожелания владельца и советов бывалых велосипедистов.
- Итоговая сумма самосбора может «догнать» стоимость готового байка, но качество сборки, как правило, оказывается выше, поэтому самостоятельно собранный велосипед зачастую оказывается куда более выгодным вложением
- Сборка велосипеда с нуля – это увлекательный процесс, который позволяет сродниться с байком, прочувствовать каждое его сочленение и получить еще больше удовольствия от катания.
Что касается минусов, то здесь можно отметить лишь один момент – это время, потраченное на поиски подходящих деталей и механизмов, сборку и настройку всех компонентов. Но время, потраченное с удовольствием, вряд ли можно назвать негативным фактором.
Советы тем, кто решил собрать велосипед с нуля
Несколько советов от тех, кто собирал свой велик самостоятельно, точно не будут лишними – они помогут избежать распространенных ошибок и наметить четкий план действий:
- «Поселитесь» на велораспродажах и форумах, где обитают заядлые велосипедисты, постоянно следите за поступлениями в ближайших веломагазинах – это позволит сэкономить на покупке запчастей.
- При покупке той или иной б/у детали обратите внимание на продавца. Если это девушка или худощавый парень-ботаник – можно брать. Если брутальный гонщик, весящий под 100 кг – лучше откажитесь от сделки.
Наиболее подходящий кандидат на донорство велосипедных запчастей – мажор-фетишист, который протирает свой байк ушными палочками. Как правило, у таких постоянно возникают потребности в апгрейде, а от «старого барахла» они спешат избавиться за полцены.
- Некоторые запчасти можно смело покупать даже после интенсивной эксплуатации. Например, передний переключатель практически не изнашивается. Манетки, кстати, тоже – они часто переживают других «соседей» по трансмиссии.
А вот с вилками и амортизаторами следует быть повнимательней – здесь пригодится экспертное мнение. На колеса также следует обращать внимание – ободья должны быть целыми, без трещин и вмятин. Если проект самосбора предусматривает нестандартные спицы, подумайте заранее, где будете искать нужные элементы.
- На раме экономить нельзя. Кастом должен собираться из расчета желания и здравого смысла, а не возможностей. Поэтому эту деталь следует покупать в магазине, а не с рук.
- Если уж решились собрать велосипед самостоятельно, то подбирайте компоненты, которые будут гармонировать друг с другом. Это касается цвета, формы, размера, дизайна и т.д. То же самое можно сказать и о брендах – не смешивайте между собой Shimano и SRAM. Также нежелательно ставить на шоссейный велосипед детали от горных моделей.
- Старайтесь периодически отвлекаться от своего проекта. Когда желание собрать свой велосипед отнимает большую часть времени, могут появиться «побочные эффекты»: апатичность и нежелание продолжать начатое дело.
И еще один совет, который имеет более психологический, нежели технический уклон – будьте готовы к критике. Обязательно найдется тот, кто забракует вашу работу, скажет, что в магазине стоит велик получше и подешевле. Не обращайте внимания – пусть человек выплеснет свою энергию, ведь на большее он, в отличие от вас, не способен.
Гармоничное сочетание новых и б/у запчастей
Перед тем, как стать завсегдатаем велоразборок, нужно понять, что искать и в каком состоянии должны быть детали. Как мы уже говорили, не всегда запчасти должны быть новыми – кое-где можно и сэкономить, купив б/у механизм. Итак, перечислим основные компоненты, которые понадобятся для сборки:
- рама;
- вилка;
- колеса (ободья, спицы, камеры, покрышки, кассета со звездами);
- руль с выносом;
- седло и подседел;
- шатуны с кареткой и передними звездами;
- трансмиссия (переключатели скоростей, тросы, кассета, цепь);
- тормоза.
Это основные механизмы и узлы любого велика. Здесь важно четко видеть конечный результат – городской это будет байк или шоссейный, горный велосипед или гибридный. Сейчас разберемся, что из этого списка должно быть новым, а что можно купить и в б/у состоянии – рассмотрим на примере шоссейника.
Итак, начинаем с рамы. Ее можно покупать с рук, но при условии, что она будет 100% качества, без единой вмятины, трещины и прочих дефектов. Если этот момент вызывает сомнения, то разумней приобрести новую деталь от проверенного производителя.
Следующие в поиске – колеса. Можно, конечно, потратить время и попробовать найти достойный вариант среди многочисленных предложений б/у запчастей. Но лучше купить новые ободья и шины. Дело в том, что у б/у колес могут быть дефекты, которые нельзя увидеть сразу, например, симптомы усталости металла. Покрышки можно брать с рук, но следует обратить внимание на рисунок протектора и качество резины.
Поддержанные седло с подседельным штырем, вилка, руль и другие обвесы гармонично впишутся в конструкцию самосбора. Особое внимание следует уделить амортизационным вилкам – часто среди б/у запчастей встречаются изделия низкого качества. Подседел – это обычная металлическая труба, которая соединяет седло с велосипедной рамой. Обращать внимание нужно на длину подседельного штыря и целостность трубы. Что касается дополнительных навесов, то они должны подходить к собираемой модели.
На барахолках велосипедистов можно найти хорошие переключатели скоростей, манетки неплохого качества, тросики и другие элементы, которые пригодятся для сборки велосипеда. Крайне нежелательно покупать компоненты, качество которых вызывает сомнения – в данном случае следует сделать выбор в пользу новых деталей.
Что касается остальных элементов, то покупать на велоразборках тормоза, элементы трансмиссии и другие запчасти не рекомендуется. К технически важным компонентам предъявляются повышенные требования, поскольку они отвечают за безопасность езды и долговечность собранного агрегата.
А теперь стоит сказать несколько слов о возможных последствиях покупки технически значимых элементов с рук:
- Поддержанная каретка с большой долей вероятности скажется на скорости велосипеда и передаче крутящего момента.
- Бывшие в употреблении шатуны плохо держатся, а битые вообще не будут держаться на своем месте.
- Стоит ли говорить о том, какую опасность в себе таят изношенные и неисправные тормоза?
- Изношенная цепь и звездочки – это постоянные проблемы с переключением передач, регулярные проскальзывания и отсутствие удовольствия от катания.
А теперь подведем итог: обозначим, какие запчасти можно покупать с рук при условии их хорошего качества, а какие следует приобретать только новыми в магазинах:
Деталь | Можно ли покупать б/у |
---|---|
Рама | +/- |
Колеса | — |
Шины | +/- |
Вилка | +/- |
Руль | + |
Седло и штырь | + |
Каретка | — |
Шатуны | — |
Манетки | +/- |
Тросики | +/- |
Переключатели | +/- |
Звезды | — |
Цепь | — |
Тормоза | — |
Дополнительные обвесы | + |
Инструкция по сборке велосипеда с нуля
Для большой работы понадобятся специальные инструменты:
- съемник каретки;
- хлыст и съемник (для кассеты);
- кусачки;
- плюсовые и минусовые отвертки;
- ключи для затяжки педалей;
- смазка;
- ключ-рожок;
- чистая сухая ветошь.
Итак, вы собрали «костяк» велосипеда – он пока представлен отдельными элементами, но очень скоро все детали станут на свои места и будущий кастом начнет приобретать узнаваемые черты.
Сборка велосипеда состоит из нескольких этапов:
- Установка кареточного узла, передних звезд и шатунов.
- Установка кассеты на заднем колесе.
- Монтаж рулевой и вилки в передний стакан рамы.
- Монтаж руля в корпус вилки, подседела и седла.
- Установка камер и покрышек на колеса.
- Монтаж заднего колеса, цепи и переключателей.
- Монтаж заднего колеса к вилке.
- Установка тормозов.
А теперь детальней разберем каждый этап. Ось и подшипники каретки устанавливаются в нижний стакан рамы, после чего с помощью специального инструмента монтируются шатуны. Для установки кареточного узла требуется приложить небольшое усилие. Этот момент касается и монтажа задней кассеты к втулке заднего колеса.
Установить вилку самостоятельно можно, если есть соответствующий опыт, но лучше обратиться за помощью в веломастерскую. Поскольку этот процесс предусматривает точность запрессовки корпуса в стакан. Подшипники устанавливаются таким образом, чтобы вилка могла свободно проворачиваться вокруг оси при повороте руля. Здесь тоже желательно обратиться к профессиональному механику, но при желании можно попробовать и самому. Для этого нужно:
- Вставить рулевую колонку в стакан, последовательно запрессовав верхний и нижний элементы.
- Осторожно вставить шток вилки в рулевую колонку.
- Затянуть до упора контргайку.
Обратите внимание на положение колонки в стакане – оно должно быть строго вертикальным. В противном случае износ трубки и вилки не заставит себя долго ждать.
Следующий этап сборки велосипеда с нуля – монтаж руля и подседельного штыря. Здесь необходимо заранее определиться с высотой, на которой будет располагаться седло относительно руля. Если собирается обычный велик, то руль и седло находятся приблизительно на одном и том же уровне. Если это горная модель – седло находится чуть выше руля. Если шоссейный велосипед – седло должно быть еще выше, чем у горной модели. Кроме того, в процессе сборки шоссейного велосипеда необходимо устанавливать более длинный вынос руля.
Теперь можно переходить к сборке шин и покрышек. Для этого на внутреннюю поверхность обода укладывается флиппер, который защищает камеру от острых кончиков спиц. Если флиппера под рукой не оказалось, сгодится обычная изолента. После этого нужно установить сосок камеры в соответствующее отверстие обода и равномерно распределить камеру по поверхности колеса. После этого надеть покрышку одним бортом. Далее с помощью лопатки или любого другого неострого предмета поддеть второй край и втянуть покрышку за стенку обода. Остается только накачать шины велосипеда.
Теперь можно переходить к установке заднего колеса вместе с кассетой на перья. Можно воспользоваться ключом на 15, если крепление гайковое. Для этой работы подойдет и универсальный разводной гайковерт. Теперь необходимо установить манетки на руль и переключатели на кассеты. После этого соединить с переключателями с помощью приводных тросиков. Желательно заранее предусмотреть положение тросиков, чтобы они не спутывались в дальнейшем. Теперь нужно надеть на низкие передачи звезды цепь и проверить работу переключателей. Если возникает необходимость – отрегулировать. Если все в порядке – можно прикручивать переднее колесо.
Дело близится к концу – остается установить тормоза велосипедов. Если выбор пал на V-brake, диски монтируются на колеса еще до того, как они будут надеты на велосипед. Тормоза собираются в следующей последовательности:
- Установка рычагов на ручки руля.
- Монтаж корпуса тормозов к вилке и перьям.
- Соединение прижимного механизма с рычагами.
- Установка тормозных колодок.
- Регулировка натяжения тормоза.
- Калибровка зазора между колодками и тормозной поверхностью.
По сути, это все. Остаются мелочи вроде установки педалей (помните о расположении левой и правой), грипс, багажника и других деталей.
Заключение
Самостоятельная сборка велосипеда с нуля – увлекательное занятие, на которое может уйти много времени. Важно не зацикливаться на конечном результате, а соблюдать определенную последовательность сборки и тщательно подбирать необходимые запчасти и элементы. В этом случае интерес не угаснет, а конечный результат станет предметом гордости для владельца и зависти для окружающих.
Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.
Источник