- Как сделать японские заплатки Боро?
- Японские заплатки боро
- Японские заплатки боро в современном мире
- Как сшить одежду из японских заплаток боро
- Смотреть видео по теме японских заплаток боро
- Японские заплатки, или «Boro» в дизайне одежды. Часть третья: штопка
- Штопка или заплатки? Реставрация платья в технике «boro», или Наш ответ Японии
Как сделать японские заплатки Боро?
Японские заплатки боро
Хочется обновить гардероб, но денег нет? Есть только груда старого хлама, а также куски ткани. Мы поможем тебе преобразиться и вдохновим тебя на новый стиль, который все сильнее набирает обороты в России. В этой статье речь пойдет о японских заплатках боро. Мы проследим историю возникновения этого явления, выясним, как это делается и приведем несколько примеров исполнения.
Японские заплатки
Вам, наверное, часто приходилось встречать людей, которые одеты так, словно их вещи носили еще прабабушка с прадедушкой. Сплошная рвань, заплатка на заплатке и никакого вроде бы порядка и стиля. Причем люди, которые одеваются подобным образом, на самом деле далеко не бедняки. Откуда же пошло это странное явление? Это явление называется боро и зародилось оно ещё до пятнадцатого века в Японии и использовалось по назначению вплоть до двадцатого века. Слово боро можно перевести как «заплатки, лоскуты, тряпки». Этот «стиль» берет свое начало среди беднейших районов Японии. Стиль японских заплаток боро – это одежда, которая целиком состоит из обрывков, тряпок, кусочков ткани цвета индиго. Все дело в том, что в то время в Японии этот цвет был наиболее доступен и распространен среди бедного населения.
Взяв за основу грубый и неприхотливый материал – конопляную пеньку – японцы изготавливали шторы, чехлы, одежду и так далее. Хлопковой нитью прошивали по причине теплоизоляции. Уже потом на основе этого приема появилось множество видов подобного шитья, например, когин и сасико. Японские заплатки боро – это признак сумасшедшей практичности японской нации. Из-за бедности японский крестьянин вынужден был ходить в одной и той же одежде «и в пир, и в мир, и в добрые люди». Отсюда возникла потребность делать постоянные заплатки и подшивки на месте образовавшихся дыр. Из-за того, что заплатки боро были самого разного цвета, вид получался, скажем прямо, очень необычный и креативный. Некоторые сшитые таким образом экземпляры были настолько ценны в японской культуре, что они передавались из поколения в поколение, словно великая святыня. Боро очень сильно индивидуализирует человека, создает его имидж как человека творческого, неординарного. Удивительно, но, наверное, только в Японии мог развиться подобный культ заплаток боро. Только эта страна, по мнению многих дизайнеров, способна ценить то, что есть и восхищаться обыденностью и бедностью. Вся шумиха вокруг японских заплаток боро привела к тому, что в настоящее время многие состоятельные люди покупают за бешеные деньги настоящую одежду японских бедняков и вешают её в качестве украшений на стены или используют вместо ковра. Парадокс да и только. Как мы уже упоминали, цветовая гамма боро представлена цветом индиго и многим кажется, что это своего рода находка дизайнеров современности. Но все не так. Это, скорее, «находка» все тех же бедняков, которые не имели возможности сделать заплатку в другом цвете.
Японские заплатки боро в современном мире
В наши дни японские заплатки могут здорово индивидуализировать человека, выделить его из толпы, окрасить его в «творческий» антураж. В нашей стране этот стиль еще только набирает свою силу, поэтому вы можете быть числе первопроходцев боро. Но приготовьтесь порядочно поработать руками, ибо японские заплатки изготавливаются строго вручную, без применения компьютерных методов шитья. С другой стороны, за свой труд вы получите уникальность, то есть ваша одежда будет единственной в своем роде. Если вы захотите приобрести боро в магазине или заказать через интернет, то рекомендуем вам японские марки одежды, например, Sri, Visvim, Kapital. Последняя является флагманом в мире японских заплаток бор и главным новатором в этой области.
Кофта из японских заплаток Боро
Как сшить одежду из японских заплаток боро
Помните, что основной акцент нужно сделать на заплатках. Их нужно четко подбирать по цвету и соблюдать композиционный строй. Осваивайте метод окраски «шибори», тогда ваши заплатки будут разнообразные по цвету. Вообще «шибори» — это навык создания узлов на ткани перед покраской. Но в боро, нужно помнить, есть два основных цвета – индиго и цвет новой ткани – белый. Одним из главных элементов японских заплаток боро является «сашико», то есть определенный метод вышивки. Сейчас этот метод признан шедевром японского рукоделия, но в древности к нему прибегали из-за того, что не было средств. На фоне цвета индиго попробуйте сделать простежку пунктиром. Используйте флизелин (водорастворимая бумага), сделайте предварительный чертеж по линейке и смело прошивайте. Если не получится с первого раза, обязательно получится потом. На изнаке ткани сделайте еще одну простежку, уже рабочей нитью, и зацепите стежки. Вы увидите, что шов подтягивается и приобретает более презентабельный вид. Появляется необходимый объем, который раньше служил крестьянам в качестве сохранения тепла. Придумывайте новые узоры, вдохновляясь японской культурой.
Как сделать японские заплатки?
Давайте теперь попробуем провести эксперимент с современными вещами. Что будет, если применить стиль японских заплаток боро в наших повседневных порвавшихся джинсах? Давайте попробуем представить, что мы пришли на некий мастер-класс по кройке и шитью. Сначала находим несколько кусков ткани, самые разные – цвет, материал, размер не имеют значения. Прикладываем их к дыре на джинсах и ищем наиболее понравившееся сочетание. Помните, что заплаток следует накладывать несколько. Забудьте про симметрию – боро не терпит правильных пропорций. Прошиваем заплатки какой-либо контрастной нитью. Можно сделать линии пунктиром. Внимательно отнеситесь к цвету контурной нити, ибо от этого очень много зависит. Наш дизайнерский проект под названием «боро» завершен! Японские заплатки могут оживить и освежить любую старую вещь.
Смотреть видео по теме японских заплаток боро
Таким образом, в данной статье мы сумели разобраться с таким специфичным направлением дизайнерской мысли как «японские заплатки боро». Экспериментируйте и добавляйте новое в свой повседневный стиль!
Источник
Японские заплатки, или «Boro» в дизайне одежды. Часть третья: штопка
Продолжаем тему японских заплаток:
После просмотра готовых образцов в технике боро, возможно, вам захочется исполнить самим подобный шедевр. В этом случае будет полезным ознакомиться с приемами японской стежки. Из сложностей лишь аккуратность и терпение!
Самый распространенный вид — мелкий ручной стежок sashiko. Sashiko означает «маленькие удары», глагол Sasu — «проколоть». Стежок использовали для уплотнения ткани и соединения лоскутов, это придавало прочность и красоту. Цвет нити варьируется от белого до темно-синего.
Стежки прокладываются насквозь, они должны быть одинаковыми по размеру и пропускам. Основное правило — никогда не пересекать стежки, всегда оставлять расстояние на перекрестках орнамента.
Традиционная игла для sashiko достаточно длинная, около 2 дюймов, ширина равномерна по всей длине. Нить крученая без блеска. Японцы используют специальный наперсток из металла или кожи. Носится он на ладони прямо под средним пальцем, чтобы подтолкнуть иглу через плиссированную ткань.
Хотя, конечно, можно и без него.
Начиная работу вам необходимо отрезать нить такой длины, чтобы хватило выполнить ряд вышивки, двигаясь от одного края изделия к другому. Обернув ее дважды вокруг кончика иглы, а затем протянув иглу через эти витки спирали, образуйте квилтузел на конце нити.
Затем возьмите свою ткань и нанизывайте ее на иглу без протягивания нити. Выполнив таким образом произвольное, удобное для вас количество стежков, протолкните наперстком иглу и протяните нить. То есть обыкновенный шов «вперед иголку».
Узоры стежки могут быть различными:
Amimon — рыболовная сеть, обещает хороший улов.
Yabane — стрелки, символ воина.
Musubi Кикко — панцирь черепахи, счастливое число три (треугольник и шестиугольник) для долголетия.
Kogin — следующий вид вышивки, который использовался только на полуострове Tsugaru расположенном на северной части острова Хонсю. Самый бедный и самый мерзлый участок Японии. Видимо поэтому дешевую и перелатанную ткань украшали таким сложным рисунком. Ткань бралась цвета индиго, а переплетение было неравномерным, чтобы получить удлиненный ромб.
Hishizashi — разновидность kogin, но ткань бралась более светлая, и очень часто в одной вышивке использовалось три и более цветов нитей. Зародилась в Nanbu в префектуре Аомори.
А это приемы штопки совсем похожие на те, что раньше изучали в школе на урока домоводства. Только нитки разноцветные, а не в тон ткани:
Для облегчения задачи можно использовать заплатки из небеленой ткани с рисунком «крестиком» — самый распространенный вид штопки после параллельных линий.
Такой штопкой можно усилить колени и локти.
Свитер можно залатать тканью с традиционными рисунками или с фактурой похожей на штопку.
Растрепанный манжет — тоже не повод выкинуть вещь.
По себе скажу, что попробовав один раз, остановиться тяжело. Конечно, штопать носки приходилось часто и раньше, но удовольствие не то, что от «боро».
Возможно, для рукодельных мастериц нашего сообщества латание драных джинс покажется примитивом. Однако в свете кризиса (в равной степени как производства, так и перепроизводства) данное традиционное искусство имеет как практический, так и воспитательный смысл. Я так думаю. И, наверное, не я одна.
Спасибо за внимание! Творческих вам успехов!
Источник
Штопка или заплатки? Реставрация платья в технике «boro», или Наш ответ Японии
Некоторое время назад здесь, на Ярмарке Мастеров, прошла серия публикаций о японских заплатках boro. Совершенно восхитительная вещь, которую захотелось и изучить, и попробовать на практике. Но, поскольку вещи боро очень броские, а многие откровенно эпатажные, я решила соединить в одной вещи элементы боро с привычными и спокойными приемами. К тому же, под рукой оказалось платье, требующее радикальной переделки.
Для работы потребуется:
2. Остатки старых джинсов.
3. Нитки мулине (розовый, фуксия, синий, серый и белый).
4. Иголки, булавки, нитки, ножницы, шило, канцелярский нож.
Платье не новое, и у него две больших проблемы:
2. Неудобная талия (сантиметра на 3 выше, чем нужно).
Я хочу сделать вставку на груди и добавить пояс. Поскольку я лентяйка, пояс возьму готовый (от старых джинсов).
Для начала отрезаю юбку по талии, сохранив резинку, и делаю надрез спереди (мне нужно будет увеличить обхват груди на 8 см.).
Отрезаю пояс от джинсов, захватив дополнительно 2 см ткани. С помощью канцелярского ножа аккуратно срезаю под корень шлевки (чтобы не повредить ткань и отстрочку на поясе).
Добавляю кусок более светлой, чтобы не сильно контрастировала с платьем, джинсы.
Подрезаю светлую джинсу по размерам требуемой вставки (требуемые 8 см. + припуск «для красоты»). Слежу, чтобы нити лежали параллельно срезам, так как потребуется ровно обтрепать края.
Рисую мелом узор на вставке.
Делаю в нужных местах прорези.
С помощью шила обтрепываю края прорезей:
Приступаю к штопке/вышивке. В технике боро заплатки пришиваются к одежде, часто накладываясь друг на друга, с помощью мелких стежков разной формы. Стежки идут насквозь, они должны быть одинаковыми по размеру и пропускам. Стежки от разных орнаментов не должны пересекаться между собой.
Я упростила процесс — у меня по сути 1 большая заплатка, на которую с декоративной целью я нашью пару мелких и все это декорирую штопкой и вышивкой разного вида и цвета. Прорези добавят декоративного эффекта. Сначала я штопаю только заплатку. Штопаю нитками мулине в два слоя (чем нитка толще, тем декоративнее получается штопка).
Накладываю декоративную заплатку (из кусочка джинсы, с «мережкой»).
Чтобы с изнанки не было грубых узлов, я закрепляю нитки, разделяя их пополам и завязывая узелком:
Затем накладываю заплатку-вставку на платье, закрепляю булавками и продолжаю штопать, постепенно прошивая всю вставку.
Перехожу к юбке. Скрепляю булавками пояс и юбку, пришиваю:
Совмещаю части платья.
Скрепляю булавками части платья (пояс сверху) и начинаю пришивать: чтобы шов был незаметен, шью с внешней стороны, но как бы изнутри, захватывая по 1-2 миллиметра ткани платья и соединяя с внутренней частью пояса.
Отглаживаю платье и жду теплых денечков 🙂
Главная сложность этой работы в вышивке-штопке, чем сложнее она, тем больше времени придется потратить. Часть работы, возможно, легче было бы выполнить на машинке, но, к сожалению, моя такие неравномерные швы не потянет. Буду рада, если моя идея накануне летнего сезона послужит преображению и ваших вещей.
Источник