- Поделки своими руками для автолюбителей
- Схема защиты АКБ от глубокого разряда
- Как защитить АКБ от полного разряда
- Схема защита для аккумулятора от разряда
- Схема защита для аккумулятора от разряда
- Посмотрите подробное видео!
- СХЕМА ЗАЩИТЫ АККУМУЛЯТОРА ОТ РАЗРЯДА
- Схема устройства для защиты АКБ
- ЗАЩИТА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Поделки своими руками для автолюбителей
Схема защиты АКБ от глубокого разряда
В этой статье я расскажу, как сделать простое и надежное устройство защиты гелевого или кислотного аккумулятора от глубокого разряда. Это устройство надежно защитит и не позволит разрядить любой аккумулятор до напряжения ниже 10 вольт.
На этом рисунке изображена схема защиты аккумулятора от глубокого разряда. Данная схема очень надежная и не содержит дорогостоящих компонентов, собрать её под силу даже начинающему радиолюбителю с минимальным уровнем познаний в электронике.
В состоянии покоя контакты реле RELl один находятся в разомкнутом состоянии и лампочка (выполняющая роль нагрузки) не горит, чтобы включить нагрузку надо кратковременно нажать кнопку S1 «старт».
Минус питания подается на реле, контакты реле замыкаются, включается нагрузка. Ток через делитель напряжения, построенный на постоянном резисторе R1 и подстроечным резисторе, поступает на базу транзистора Т1, выполняющего роль ключа.
Транзистор открывается и ток поступает на обмотку реле, подстроечным резистором Р1 подбирается минимальное напряжение, при котором контакты реле будут находиться в замкнутом состоянии.
Как только аккумуляторная батарея разрядится и напряжение на делителе упадёт, транзистор закроется, контакты реле разомкнутся и нагрузка автоматически отключится.
Кнопка S2 «стоп» служит для отключения нагрузки в ручном режиме. При нажатии, контакты кнопки, соединяют резистор R1 с минусом, в обход подстроечного резистора Р1.
Напряжение на базе Т1 пропадает и транзистор закрывается, контакты реле размыкаются, нагрузка включается.
Настройка устройства заключается лишь в подстройки напряжения удержания реле, подстроечным резистором Р1.
Давайте посмотрим как работает устройство защиты аккумулятора от глубокого разряда.
При нажатии кнопки «старт» устройство переходит в рабочий режим, контакторы реле замыкаются и включается нагрузка, в данном случае это обыкновенная лампочка.
После нажатия кнопки «стоп» устройство отключается и так до бесконечности.
Теперь проверим работу устройства в режиме защиты аккумулятора от глубокого разряда. Если плавно снижать напряжение, то как только напряжение снизится до установленного подстроечным резистором предела, а я поставил на 10 вольт, произойдёт автоматическое отключение устройства.
При напряжении менее 10 вольт устройство никогда не включится. Кстати эту самоделку можно использовать в качестве кнопочного выключателя двумя кнопками, start и stop. Например для включения электродвигателя, лампочки и других бытовых приборов.
Источник
Как защитить АКБ от полного разряда
Простое устройство, состоящее всего из двух транзисторов, поможет каждому автовладельцу защитить аккумулятор своей машины от полного разряда. Это особенно актуально для тех, чьи автомобили не оснащены сигнализатором непогашенного света фар.
Характеристики устройства.
- Напряжение отключения — 10±0,5В.
- Максимальный ток, работающего устройства— 1 мА.
- Максимальный ток, отключенного устройства— 10 мкА.
- Максимально допустимый проходящий ток через устройство — 5А.
- Кратковременный ток – 10 А (не дольше 5 сек).
- Время срабатывания при коротком замыкании в нагрузке не более — 100 мкс.
Электрическая схема.
В основе работы используется полевой транзисторN-канального типа, например,RFP50N06, который выполняет роль «ключа». При падении напряжения питания до 10,5 В., защита срабатывает и аккумулятор отключается от нагрузки. При подаче напряжения для заряда происходит автоматическое включение устройства.
Еще одна функция, которую осуществляет схема – защита от короткого замыкания.
Схема очень проста и содержит минимальное количество радиоэлементов, поэтому для ее повторения не требуется обязательного изготовления печатной платы. При наличии всех необходимых деталей, меньше чем за полчаса, сборка может быть осуществлена на специальной монтажной плате или с применением навесного монтажа.
Учитывая высокие токи проходящие через устройство, пайку необходимо производить тщательно. MOSFET-транзистор желательно закрепить на радиаторе, для предупреждения его перегрева и выхода из строя.
Наладка сводится к подбору сопротивления R3 и R4, которые отвечают за порог срабатывания (чем выше их значение, тем чувствительнее схема).
SW – микро переключатель без фиксации, небольших габаритов, для включения защты . При желании, можно не использовать, активируя устройство кратковременным замыканием клеммы (-) аккумулятора с выходом «минус».
Список необходимых запчастей и их ориентировочная стоимость:
- Полевой транзистор – 1 шт (60руб) – RFP50N06 N-канал 60В 50А 170 град [TO-220AB]
- Транзистор КТ 361 – 1 шт (5 руб).
- Резисторы маломощные – 4 шт (по 1 руб) – 3 на 10 кОм, и 1 на 100 кОм
- Стабилитрон – 1 шт – 6 руб
Таким образом, если не учитывать цену на расходные материалы (припой, электроэнергия для паяльника), себестоимость такого электронного защитного аппарата составляет менее 75 рублей.
Автор: Николай Владимирович.
Источник
Схема защита для аккумулятора от разряда
Всем примет! Сегодня вы узнаете как сделать простое устройство защиты аккумуляторов от разряда, оно способно работать на больших токах и его можно применить для самоделок с использованием аккумуляторов или установить её в автомобиль и оно будет отключать фары, если вы вдруг забыли их выключить.
Схема не сложная, в ней имеется стабилитрон 1N4739 который задаёт напряжение, пока аккумуляторная батарея заряжена, на полевой транзистор IRF3205 поступает напряжение достаточное для его открытия, проще говоря, ток на нагрузку поступает через полевой транзистор. В тот момент когда напряжение падает ниже определённого уровня, транзистор закрывается и нагрузка больше не будет разряжать аккумулятор. Кнопка «RESET» на схеме, необходима для того, что бы после срабатывания защиты можно было запускать схему, проще говоря, если защита сработала, аккумулятор заряжаем, нажимаем кнопку «RESET» и можно продолжать работу.
Схема защита для аккумулятора от разряда
Автор решил использовать эту схему для батарей состоящих из трех литиевых аккумуляторов типа 18650, соединив их последовательно, такой вариант соединения не очень безопасен, так как данная схема контролирует общее напряжением аккумуляторной батареи, в случаи если один из аккумуляторов слабее остальных, это может привести к быстрому выходу ее из строя.
Таким образом данную схему безопасней всего применять только в том случае, когда аккумуляторы в первую очередь, имеют одинаковую ёмкость, во-вторых если батарея хоть иногда балансируется, то есть все аккумуляторы заряжаются до одинакового напряжения. Автор решил снять это видео в качестве дополнения к прошлому его видеоролику, в котором он рассказывал про схему переключения аккумуляторов. Более подробнее вы можете узнать посмотрев водео автора, ниже.
Посмотрите подробное видео!
Источник
СХЕМА ЗАЩИТЫ АККУМУЛЯТОРА ОТ РАЗРЯДА
Всем привет. Недавно собрал электронный ключ на полевом транзисторе, автоматически отключающий аккумулятор при разрядке до заданного напряжения. То есть это устройство способно отслеживать уменьшение напряжения на аккумуляторе, и вовремя отключать его от нагрузки, чтоб он не сел в ноль и не испортился. Например, если вы забыли выключить фонарь.
Схема устройства для защиты АКБ
Для свинцовых аккумуляторов с напряжением 12 В минимально допустимое напряжение при разрядке составляет примерно 9 В. Именно при таком напряжении нужно отключать нагрузку от аккумулятора, чтобы не допустить его глубокой разрядки. Контроль напряжения аккумулятора удобно осуществлять с помощью микросхемы параллельного стабилизатора TL431. Эта микросхема содержит встроенный усилитель ошибки и прецизионный источник опорного напряжения. Для коммутации нагрузки рекомендуется использовать транзистор MOSFET, который может обеспечить очень малое падение напряжение в открытом состоянии. Схема предельно проста, сам ей пользовался несколько лет, собрав навесным монтажом, и только недавно сделал «коробочный» вариант:
В данном варианте переключатель — на батареи 6/12В, подбираются Р1 и потом заменяются на постоянные. Для 6 В — порог 4,8..5 В; для 12 В — 9,6..10 В соответственно. Можете P1 выставить свой по желанию и под другие напряжения отсечки. Для удобства добавил индикатор — светодиод.
В виду дефицита мощных П-канальных полевых транзисторов, да еще и «Logic Level», схему можно переделать на Н-канальный, вместо П-канального поставив маломощный П-Н-П-транзистор типа КТ316, и им уже коммутировать мощный Н-канальный ключ. Но в этом случае отключаться будет не «плюс», а «минус» нагрузки.
Радиатор не требуется при токах нагрузки до единиц ампер — это точно, проверено. А вообще, для установки в автомобиль, где токи достигают десятков ампер — все легко посчитать. Сопротивление открытого полевика умножаем на ток в квадрате.
И хотя транзистор не греется вообще, все-таки установил его на небольшой радиатор, для перестраховки. Просто однажды был случай, когда в процессе доразряда батареи коснулся полевика — он был заметно горячим. Разбираясь, в чем дело, выяснил, что вышел со строя 431-й стабилизатор, и ключ «завис» в линейном режиме, так до конца и не открывшись — от чего и грелся. Отчего сгорел стабилизатор — осталось загадкой, он паяный был, может что уже до этого было. Все остальные элементы схемы остались целыми.
Источник
ЗАЩИТА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
ЗАЩИТА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
В этой статье пойдет речь об устройстве защиты аккумуляторной батареи от глубокого разряда. Из названия конструкции понятно, что устройство защиты аккумуляторной батареи предназначено для предотвращения глубокого разряда аккумуляторных батарей. Суть схемы в автоматическом отключении нагрузки при уменьшении напряжения батареи до минимально допустимого значения. Данный девайс можно использовать везде, где используются кислотные или щелочные батареи и где отсутствует постоянный контроль за состоянием аккумуляторов, то есть там, где важно обеспечить предотвращение необратимых процессов, связанных с глубоким разрядом.
Идея создания этого устройства возникла давно. Первый, кто заговорил об этом, был i8086. Он собрал преобразователь для длительного автономного питания своего ноутбука от автомобильного аккумулятора. Но преобразователь не отключался при снижении напряжения ниже 10 В, а продолжал работать и разряжать аккумулятор.
Понятно, что для аккумулятора очень нежелателен разряд ниже порогового для него напряжения в 10 В. Часто приходилось периодически контролировать напряжение на клеммах аккумулятора с помощью цифрового мультиметра, что очень неудобно, и если недосмотреть, то и аккумулятор придется скоро поменять из-за глубокой разрядки.
В связи с этим, товарищ Кулибин и уважаемый i8086 начали поиски подходящего устройства защиты аккумуляторной батареи для этой цели. Просмотрев немало информации в Интернете и не найдя ничего подходящего я поделился данной проблемой с уважаемой Анастасией! Она предложила оригинальное включение операционного усилителя OP 07 как компаратора совместно со стабилизатором 78 L 05 .
Схема из первоисточника.
Подстроечные резисторы R1
Любое подходящее по току, 12В
Обсудив данную схему с коллегами , мы решили ее немного доработать, внеся некоторые сервисные функции управления и индикации. Результатом наших творческих экспериментов явилась эта схема УЗАБ:
Схема прошла тестовые испытания с очень великолепным результатом. Рассмотрим сервисные функции схемы:
— Индикация пониженного напряжения питания. При снижении напряжения до 10,5 В загорается светодиод.
— После аварийного отключения повторное включение возможно при напряжении выше 11,0 В , нажатием на кнопку «ON» .
— Если есть необходимость отключить нагрузку вручную, достаточно нажать кнопку «OFF» .
— При снижении напряжения до 10,0 В происходит полное отключение нагрузки и схемы контроля от аккумулятора.
— Благодаря подстроечным резисторам, напряжения срабатывания компараторов можно регулировать для конкретных типов аккумуляторов.
— Полезное преимущество – защита от переполюсовки (не соблюдения полярности) при подключении к аккумулятору. В этом случае устройства защиты аккумуляторной батареи и подключенное устройство просто не включатся.
Преимущество предложенного решения с использованием реле трудно сравнить с простейшей защитой – включением в обратной полярности мощного диода, когда в случае неправильной полярности сгорит предохранитель. В данном случае ничего сгореть не может, так как просто не включится.
Источник