Заточить горные лыжи своими руками

Заточка кантов горных лыж

Рано или поздно, откатав какое-то время на горных лыжах, любой покоритель снежных склонов задаётся вопросом: что такое заточка кантов, как её сделать, где, сколько это удовольствие стоит и надо ли оно нам вообще?! Сам я озадачился этой проблемой сразу после того, как на довольно жестком склоне, местами покрытом ледяной коркой, мои лыжи вдруг начали проскальзывать, то есть кант перестал цеплять склон. Ощущения довольно-таки неприятные.

Когда точить кант

Вообще, заточка кантов — это один из этапов подготовки горных лыж к сезону. Но, как правило, канты точат тогда, когда они просто-напросто затупились. Ведь, как мы поступаем с кухонным ножом, который перестал резать колбасу? Правильно, берём инструмент и точим нож. Так и с лыжами. Почувствовали, что кант не врезается, не цепляется на жёстком укатанном склоне — значит пришло время выполнить заточку кантов. Но и здесь надо без фанатизма, поскольку пределы ширины канта не безграничны и, если, к примеру, после каждого катания мурыжить кант напильником, то угадайте сколько времени вам прослужат такие горные лыжи? Правильно, кант скоро сточится в ноль, и лыжи придётся отправить в утиль.

Как проверить остроту кантов горных лыж

Проверку можно провести визуально, осмотрев канты лыж. Увидели зазубрины — обслуживание канта неизбежно! Кроме того, кант можно проверить, поскоблив его поверхностью ногтя. Остаются царапины на ногте — кататься ещё можно. Самый простой способ понять, нуждаются ли канты в заточке — сравнить их с кантами новых горных лыж в спортивном магазине. Другой путь — экспериментальный. Заметили на склоне, что лыжи нормально не кантуются, не цепляются за склон, — пора навестить мастера.

Под какой угол точить кант

Прежде всего, хотелось бы отметить, что заточка канта может производиться как со стороны скользящей поверхности, так и с боковой. Та или иная конфигурация канта определяет характеристики и назначение горных лыж. Кант со стороны скользяка скашивают от 0,5 до 3 градусов. Такие лыжи получают сниженную цепкость со склоном и позволяют избежать некоторых ошибок при обучении. Кроме того, лыжи со скошенной поверхностью канта со стороны скользяка требуют больших усилий при поворотах.

Другой вид заточки канта — заточить его с боковой стороны. В данном случае кант более уверенно врезается в поверхность жёсткого склона. Я, к примеру, предпочитаю точить канты со стороны боковой поверхности под угол 88 градусов.

Также применяют и комбинирование двух вышеописанных способов, когда точат кант со стороны скользяка и боковой поверхности, достигая при этом угол режущей кромки канта в 90 градусов.

Для карвинга, как правило, точат кант под 87 градусов при катании по очень жёсткому снегу, 88 градусов по укатанному склону и 89 градусов по рыхлому снегу. Для универсального катания можно применить раскладку 88-89-89 градусов соответственно.

Где или как наточить канты

Самый простой способ справиться с этой задачей — отнести лыжи к хорошему мастеру, который профессионально выполнит заточку кантов на ваших горных лыжах. Как правило, ски-сервис вы найдете на любой горнолыжной базе или горнолыжном курорте. Кроме того, услуги по заточке кантов оказывают и в некоторых магазинах, торгующих горными лыжами. Просто спросите у продавца и вам наверняка пригласят из недр магазина мастера или же дадут его телефон для связи. Но, правда, этот способ платный и обойдется вам порядка 1000 рублей в среднем.

Читайте также:  Как сделать подпорку для цветов своими руками

Но есть альтернатива — заточить канты самостоятельно. Для этого вам понадобится специальный инструмент — тиски, напильник, абразивный брусок, канторез (или уголок под нужный угол) и «прямые» руки.

Лыжу необходимо зафиксировать в тисках базой вверх и закрепить ски-стоп резинкой, чтобы он нам не мешал. Для начала обработать поверхность канта напильником с мелкой насечкой, после чего абразивным бруском, удалить повреждения канта. Далее, выставляем на канторезе нужный нам угол заточки и проводим им аккуратно вдоль канта от носка к пятке лыжи. Здесь главное не переборщить и не сточить канты полностью! Всё хорошо в меру!

Рекомендуется сначала потренироваться на старой лыже, если таковая конечно имеется, после чего переходить к заточке кантов на рабочих лыжах. На мой взгляд, заточка кантов горных лыж — процесс, требующий определенного навыка и наличие специальных инструментов, поэтому я до сих пор всегда предпочитал доверять эту работу мастеру, у которого есть и то и другое.

Видеоинструкция

Напоследок предлагаю посмотреть видеоинструкцию по самостоятельной заточке кантов. Правда, работа выполняется не при помощи кантореза, а специальными уголками и напильником.

Источник

Найди свой спорт

Кант — это боковая часть скользящей поверхности лыж, представляющая собой угловой срез. Она обеспечивает устойчивость при спуске со склонов и задействуется при выполнении поворотов. У горных моделей этот элемент обладает особой функциональной значимостью и может быстро терять начальную форму. В таких случаях заточка кантов позволяет в кратчайшие сроки вернуть инвентарю прежние характеристики.

Как часто точить кант

Скорость возникновения и выраженность деструктивных изменений поверхности канта определяется:

  • частотой применения инвентаря;
  • уровнем жесткости снега;
  • концентрацией в снежном покрове обледенелых частиц.

Последний из перечисленных факторов оказывает наиболее сильное повреждающее воздействие, которое за 2 часа езды делает лыжи непригодными к дальнейшему использованию без проведения обточки.

В периоды, когда катание на лыжах становится активным и частым, восстановление формы углового среза выполняется примерно раз в 2-3 дня. Иногда процедура повторяется чаще. Однако злоупотребление обточкой может быстро привести инвентарь в негодность.

Часть лыжников занимается затачиванием кантов всего 2-3 раза в год перед короткими горнолыжными отпусками (продолжительностью в 1—2 недели). Это допустимый вариант при отсутствии субъективного ощущения неудобства в момент катания.

Справка! Совершенно новые и фрирайдные лыжи редко нуждаются в заточке кантов.

Зачем точить кант

Частое использование лыж приводит к стачиванию и округлению углового среза, что ухудшает целый ряд показателей:

  • сцепление со склоном;
  • маневренность;
  • устойчивость;
  • скорость торможения.

Эксплуатация такого инвентаря в дальнейшем делает катание менее уверенным и комфортным. Для устранения этих неудобств нужно регулярно обтачивать канты лыж.

Под каким углом затачивать

Приведенные значения актуальны для карвинговых лыж. В случае с универсальными моделями угол заточки в каждом из указанных случаев увеличивается на 1°.

Можно ли менять угол заточки со временем?

Никакой официальной точки зрения на возможность или недопустимость смены угла обточки не существует. Его можно увеличивать или уменьшать по желанию и в соответствии с изменяющимися условиями катания.

Однако чаще от таких действий лучше воздержаться, поскольку каждая подобная процедура истончает лыжу, а при переточке угла снимается еще больший слой материала. В результате срок, в течение которого инвентарь остается пригодным для использования, стремительно сокращается.

По этой причине логичнее всегда затачивать кант беговых и горных лыж под одним и тем же углом.

Канторез и заточка канта

Для самостоятельного восстановления приемлемой формы углового среза потребуются следующие материалы:

  • канторез;
  • наждачка (грубая);
  • напильник (тонкий с максимально мелким зерном).

Первый пункт самый важный. Без правильно подобранного кантореза проведение заточки в домашних условиях — неосуществимая задача.

Внимание! Перед началом обработки необходимо тщательно зафиксировать лыжу, чтобы возможные колебания не стали причиной повреждения инвентаря.

Заточку кантов горных лыж своими руками выполняют в несколько этапов:

  1. Шлифуют верхний слой напильником.
  2. Зачищают обработанную поверхность наждачкой.
  3. Устраняют оставшиеся неровности и небольшие сломы (для этих целей кант заливают эпоксидной смолой, а после шлифуют напильником или наждачкой).
  4. Формируют угол канторезом (на устройстве необходимо выставить нужный угол, приставить его к носовой части лыжи со стороны скользящей поверхности и, слегка нажимая, провести по направлению к заднику).
Читайте также:  Вырезать надпись своими руками

Действия, описанные в последнем пункте, нужно повторить несколько раз, проверяя после каждого «прохода» остроту угла. Все движения выполняются строго в одном направлении: нос-пятка.

Чтобы избежать формирования заусенцев, необходимо выполнять все движения осторожно и неторопливо.Сильное нажатие на канторез может вызвать повреждение скользящей поверхности.

Внимание! Главное в заточке — умение вовремя остановиться. Если в процессе обработки снято больше материала, чем необходимо, исправить это будет невозможно.

Выбор кантореза

Хотя ассортимент канторезов обширен, подобрать устройство с подходящими параметрами сможет даже любитель.

Чтобы выбор был обоснованным, необходимо предварительно оценить:

  • предполагаемую частоту катания;
  • предпочитаемый стиль езды;
  • особенности трассы;
  • периодичность, с которой планируется выполнять заточку.

Частое катание (в том числе вне подготовленных трасс и на недостаточно заснеженных склонах) требует приобретения профессионального станка. Он прослужит долго и позволит поддерживать лыжи в идеальном состоянии при условии точного соблюдения положений пользовательской инструкции.

Если же инвентарь применяется редко, то карманного кантореза (который тоже требует правильного обращения) будет достаточно. Однако самодельными устройствами такого типа лучше не пользоваться.

Рекомендации

Заточка кантов горных лыж при появлении наклепов (деформаций, возникающих при ударе о камень во время спуска) должна выполняться быстро. Если упустить время, то место повреждения отвердеет, что приведет к заметному снижению скорости езды. При удалении наклепа взамен кантореза необходимо использовать абразивный брусок.

Все варианты обточки канта необходимо выполнять в рабочих перчатках, чтобы не повредить руки образующейся в процессе работы стружкой.

Вне зависимости от остроты канта и правильности его заточки, лыжникам рекомендуется избегать обледенелых участков, а также воздерживаться от катания во время оттепелей или дождей и последующих морозов.

Источник

Все о заточке кантов горных лыж

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Подобно конькам или сноуборду, лыжи также со временем затупляются – они обладают кантами, которые в норме должны быть всегда острыми, чтобы легко скользить по снегу. Деформации заострённой кромки-угла приводят к ухудшению динамики при движении.

Необходимость заточки

Угловой срез, названный кантом, позволяет лыжнику не слететь при быстром спуске со склона в сторону. Лыжник сворачивает с помощью боковой стороны поверхности.

Канты нуждаются в хорошей заточке вне зависимости от срока их использования. Угол затачивается остро, чтобы спортсмен не поскользнулся. Это помогает уберечься от травм. По мере прохождения всё больших дистанций угол теряет остроту заточки. Чем острее угол, тем легче затормозить, добравшись до финиша.

Кроме расстояний, на остроту кромки влияют твёрдость или рыхлость снега, попадающиеся на пути куски льда. Периодически угол затачивается, однако межсервисный интервал бывает разным. Для частой и долгой езды канты затачиваются в среднем дважды за зиму, при редких эпизодах – один раз. Нельзя перетачивать – лыжи выйдут из строя заметно быстрее, не прослужив заявленных лет.

Какой канторез выбрать?

Канторезы на рынке лыжных аксессуаров представлены карманными (любительскими) и стационарными (профессиональными) моделями. Спортсменам, которым важно оставаться всегда в состоянии готовности, подходит карманный канторез. Но если для вас лыжи – не просто способ хорошо провести время, катаясь в основном по пологому уклону, а адреналин и скорость, то вам подойдёт многофункциональная лыжная заточка.

Перед началом работы выбирается правильный угол затачивания. Лыжи подтачиваются с боковой и скользящей сторон. Скользящие поверхности необходимо сточить на угол не более чем 1°. Три градуса – перебор: резко возрастёт неустойчивость при определённых стилях езды. Скос на скользящей поверхности позволяет избавиться от лишнего сцепления со снеговым покровом. Угол заточки кантов одинаковый по всей длине лыж.

Читайте также:  Как сделать прическу своими руками короткие волосы

Заточка лыж и сноубордов производится чешуйчатым напильником, срезающим заводской брак. Сбоку кант уменьшают на угол до 5°. Если вы катаетесь в стиле карвинг, то на рыхлом снегу нужен угол канта в 89° (минус один от прямого угла). Для передвижения по наезженным склонам стачивание канта делается на 2° (остаётся 88). Угол в 85° делают для езды по перемороженному и утрамбованному снегу, превращающемуся в наст.

Как правильно точить?

Независимо от того, что применяется – машинка, станок или иное приспособление, – безопасность всегда заставит не нарушать правила. Заточка производится в защитных перчатках и с очками, оберегающими глаза, особенно на ветру. Лыжи зажимаются в тисках, дополнительное подтачивание осуществляется напильником и/или абразивным бруском. Лыжа помещается в тисках вертикально.

Напильник и точильный брус удаляют возможные зазубрины и насечки. Скользящая поверхность располагается по другую сторону от фронта работ. Канторез обтачивает более ровно – на нём выставляется оптимальный угол, а подтачивание выполняется движениями по всей длине, а не хаотично.

Участки, не соприкасающиеся со снегом, должны быть закруглены. Направление движений – к задней (хвостовой) части, а не наоборот.

Затупленные канты нуждаются в выправлении. Они могут быть выше или ниже скользящей грани, либо эта разница неравномерна по всей длине.

  • В первом случае скользящая грань утапливается в снег глубже, чем сами канты. Распространена такая ситуация, когда инвентарь неправильно хранился. Чтобы придать таким лыжам управляемость, скользящую грань и канты выставляют на единый уровень. Дома это можно сделать методом грубого спила, в сервис-центре – более тонкой шлифовкой.
  • Выступающие канты давят на снег больше, чем основная грань. Чаще всего такое происходит, когда лыжи не упакованы и хранятся в местах с повышенной влажностью или значительными перепадами температуры. Их необходимо хранить под тонким слоем специальной смазки, которая наносится на канты и скользящую грань. Выступающие канты приводят к тому, что лыжник слишком быстро поворачивает, плавности нет – он может резко сойти с трассы. Своими руками данный недостаток исправляется при помощи фрезера с зачищающей фрезой.

Канты подтачивают, пока они не сравняются со скользящей гранью. Зернистость фрезы или бруска выбирается, исходя из конкретной ситуации. Может понадобиться подтачивание после каждого лыжного забега. При стачивании кантов боковые области не должны засыпаться абразивом. Также заточка не должна соскальзывать при работе.

Для калибровки лыж необходимо обработать и боковую поверхность. Это делается при помощи напильника и абразивного бруска. Если этого не сделать, идеальный баланс на трассе будет невозможен.

Выдерживайте оптимальный угол заточки. Он образуется между скользящей стороной и нижней частью бокового среза. Правильный угол выбирают в зависимости от состояния лыжни, по которой спортсмен проедет. Карвинговое катание на лыжах по жёсткому снежному покрову требует остаточного угла в 87°. Лыжня средней степени утрамбованности – 88°, взрыхленный снег, не успевший утрамбоваться – 89°.

Если спуск производится на высокой скорости с крутых горных склонов, то заточка делается ещё более острой: порядка 85°. Если лыжи беговые, то нужен чешуйчатый напильник, а угол выставляется от 1 до 5°. Грубо сточенные канты отполировываются при помощи диска с алмазным напылением.

В любом случае лыжи располагают на станке или в тисках таким образом, чтобы скользящая поверхность смотрела вверх. Носовая часть лыж притупляется во избежание сцепления с поверхностью трассы. Во всех случаях без точного дошлифовывания лыж не обойтись: ровно, но грубо подточенные поверхности будут цепляться за лыжню, несмотря на смазку и тщательное укатывание склона.

Источник

Оцените статью