LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Гороскопы (337)
- астропрогнозы (178)
- Аспекты планет (48)
- Планеты в знаках (24)
- Зодиакальная астрология (21)
- Транзиты (13)
- Синастрия (7)
- Планеты в Домах (6)
- Структурный гороскоп (4)
- Лунный календарь (3)
- Книги. (194)
- Рецензии, критика, отзывы (109)
- Зарубежная литература (88)
- Новинки литературы (54)
- Литературные герои (17)
- Российские писатели (11)
- Книжные цитаты (10)
- Зарубежные писатели (7)
- Русская литература (5)
- История моды. (192)
- Родословная вещей (47)
- Средние века (29)
- Возрождение (22)
- Античность (17)
- 20 век (15)
- 17 век (14)
- 19 век (14)
- 18 век (8)
- Барокко (3)
- Древний мир (1)
- Изобразительное искусство (119)
- Тематические подборки (47)
- Графика (46)
- Живопись (37)
- Путешествие в картину (5)
- О художниках (1)
- Художественная культура (118)
- Фотография (75)
- Скульптура (17)
- Декоративно-прикладное искусство (16)
- Креатив (5)
- Современное искусство (4)
- Архитектура (3)
- История. (112)
- Эпоха и нравы. (40)
- Предметы из прошлого (12)
- Великие личности (5)
- Изобретения человечества (3)
- Памятники древности (1)
- Кругосветка (108)
- Европа (37)
- Памятники, фонтаны и скульптуры (27)
- достопримечательности (25)
- Азия (6)
- Америка (6)
- Памятники природы, парки и заповедники (4)
- музеи мира (4)
- Россия (4)
- В мире женщин (73)
- Знаменитые женщины прошлого. (39)
- Секреты красоты (15)
- Женские типы и профессии (13)
- Идеал эпохи (8)
- Магические штучки. (73)
- Исполнение желания (15)
- Гадания (14)
- Привлечение денег (13)
- Домашняя магия (7)
- Легенды, предания, суеверия. (6)
- Привлечение любви (4)
- Волшебство простых вещей (4)
- нумерология (2)
- Заговоры (1)
- Обретение здоровья (1)
- Семейная магия (1)
- Психология (61)
- Взаимоотношения (35)
- Саморазвитие (11)
- Детская психология (1)
- женская типология (1)
- мужская типология (1)
- Все для оформления дневника. (53)
- Рамочки (23)
- Мода (52)
- Женские штучки (22)
- Словарь моды (6)
- Азбука стиля (5)
- Прически (3)
- Знаменитые кутюрье (2)
- Кино. (39)
- Знаменитые актрисы (12)
- Зарубежные фильмы (9)
- Отечественное кино (4)
- Советское кино (3)
- Снимается кино. (1)
- Экранизация (1)
- Сериалы (1)
- Юмор (38)
- Лирика (35)
- Стихи (21)
- Коротко о главном. (6)
- Рецепты блюд. (30)
- Сладкая выпечка (11)
- Салаты и закуски (4)
- Домашнее консервирование (2)
- Кухня разных стран (1)
- Детская тема (29)
- сказочные места для отдыха с детьми (5)
- игрушки (5)
- мультики (2)
- Воспитание без наказания (1)
- Зверье мое (24)
- Кошки (14)
- Собаки (1)
- всякие полезности (23)
- Советы (15)
- Нужные ссылки (3)
- Этника (21)
- Культура и быт. (5)
- Национальный костюм (5)
- Национальные праздники (3)
- Народные традиции и обычаи (3)
- Советская эпоха (20)
- Наша жизнь (7)
- Советское детство (6)
- Старые фотографии (6)
- Символы эпохи (4)
- Мудрые мысли. (19)
- О любви (3)
- О счастье. (2)
- Праздники (12)
- Новый Год (7)
- Пасха (1)
- Тесты (12)
- Интересное (11)
- Общество (11)
- Истории из жизни (7)
- Неопознанное (10)
- Призраки и духи (5)
- Инопланетные цивилизации (1)
- Эзотерика (8)
- Ручная работа (4)
- вязание (2)
- (0)
- (0)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Средневековые головные уборы.
В обиходе раннего средневековья были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона выступила в поход против французского герцога в соломенных шляпах, чем насмешила врага, но смех этот дорого ему обошелся — его войска потерпели сокрушительное поражение от «саксонских недотеп».
В народе обычно носили чепец из ткани — бегуин. Иногда бегуин надевали и знатные люди, тогда поверх него носили шляпу. Шляпы были разнообразными, чаще всего суконные или фетровые колпаки в виде усеченного конуса, с полями и без полей.Человек средневековья дорожил шляпой, нередко злоупотребляя ее знаковыми атрибутами. Щеголи носили иногда одновременно две шляпы — одну на голове, вторую за спиной.
Положению женщин соответствовало покрывало восточного образца, почти полностью скрывавшее голову, а иногда и лицо. Ведь женщины были объявлены «самым опасным силком», «сладким злом», управляющим миром. И разрешиитть женщинам показывать волосы и лица значило увеличить их власть над мужчинами, чего допустить было нельзя. Головной убор женщины средневековья определялся ее поведением на людях: ходить, не поворачивая лица в стороны, опустив глаза, не позволяя себе не посмеяться, ни поболтать с кем-нибудь на улице.
Столь же типична для женского облика XII — XIII плотная головная повязка, которая охватывала голову и подбородок. Немцы называли ее «гебинде» — от «бинден» («связывать»). Повязана была голова, полузакрыто лицо — связаны воля и мысль женщины. Поверх надевали круглую шляпу — шапель, обруч или даже корону. В таком уборе изваял средневековый мастер святую Уту для Наумбургского собора в Германии.
Позже огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а прическа, наоборот, утратила свое значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали. Но уже пробивали себе дорогу высокие, словно здания, головные уборы и прически из своих и чужих волос с рожками по парижской моде, приводя в ужас моралистов и духовных пастырей. Им больше был по вкусу неуклюжий чепец, хотя нередко голова в нем напоминала большой кочан капусты.
Любимым головным убором знатных женщин во времена поздней готики (XIV век) стал эннен – конусовидная шляпка со шлейфом, непременный атрибут сказочных фей.
Эннен (другие варианты: эннин, геннин и хеннин) – по-французски «au hennin», что переводится как «рогатая».
Впервые в письменных источниках hennin «…упоминается в 1418 году, в связи с обращением монахов-цистерцианцев к Парижскому епископу с просьбой одобрить поведение детей, кричащих вслед дамам в эпатажных «двурогих» головных уборах «Эй, коза! Рогатая! А ну-ка забодай…»
Для готики характерна самостоятельность каждой формы и полная подчиненность вертикальному ритму — остроконечные купола, стрельчатые арки, узкие вытянутые окна….
Вертикальные ритмы и общее стремление к форме вытянутого треугольника господствовали не только в архитектуре, но и в костюме — отвесные концы рукавов, остроносые ботинки, длинные шлейфы, развивающиеся покрывала и устремленные вверх головные уборы, которые по праву считаются одним из самых выразительных элементов бургундской моды.
Делали эннен из жесткой бумаги или накрахмаленного льна, а поверх натягивали шелк или другую дорогую ткань. К нему прикрепляли длинную до земли вуаль, которая иногда закрывала и лицо. Высота эннена зависела от степени знатности. Он возвышал феодалок над народом и друг над другом. Чем знатнее была дама, тем выше был ее головной убор. Так, принцессы носили эннены высотой в метр. Дамы рангом пониже не смели, разумеется, иметь колпаки выше, чем им был милостиво установлен предел — до 50-60 см. В таком головном уборе женщина при входе в помещение приседала. Особенно он полюбился бургундским дамам. Эннен продержался в моде Европы около ста лет, и этот феномен объясняется сословными традициями средневековой знати, когда не само богатство было главным мотивом поведения, а возможность демонстрировать его.
Атур – по-французски «atour» переводится как «накрученный», «навернутый» или «свернутый».
Это название вполне подходит для «однорогого» конусообразного головного убора, появление которого и приписывается королеве Изабелле Бургундской, которая согласно историческим легендам была законодательницей мод своего времени.
В описаниях головных уборов времен бургундской моды встречается ещё и такое название, как «эскофьон-а-корн». Переводится как «эскофьон в виде рогов», а описывается так
«Форма этого убора создавалась прической: волосы заплетались в две косы и укладывались над ушами. На прическу надевался эскофьон, покрытый сверху золотой сеткой, украшенной жемчугом и металлическими розетками. Валики из кос подбирались под сетку, верхняя часть эскофьона закрывала темя, а нижняя опиралась на золотую сетку, покрывавшую косы.»
Модным также считался «рогатый» чепец, форму которого создавала прическа с боковыми валиками, чепец в виде «двойной сахарной головы» или в виде «паруса». Высота его также зависела от степени знатности. Это были одноконечные и двухконечные шляпы, к которым иногда добавляли вуаль. Часто головные уборы достигали таких размеров, что дали повод очевидцу написать: «Рядом с дамами, одетыми в эннен, мы чувствовали себя жалкими кустиками в дубовом лесу». Чтобы не казаться малорослыми по сравнению с дамами, мужчины надевали шляпы в виде «сахарных голов».
В большом почете были рога — их можно было видеть и на рыцарском шлеме и на дамском чепце. Чешский национальный герой Ян Гус по этому поводу высказался в том духе, что, пристрастившись к рогам, его современницы продемонстрировали свою принадлежность к животным. Но вместе с тем надо иметь в виду, что «рога» были древнейшим оберегом.
Еще один женский головной убор, широко распространенный в Германии во второй половине XIV и в первые десятилетия XV в., — крузелер, или крюзе-лер, получивший свое название от обрамляющей лицо оборки (Krause), или чепец с рюшами. Этот полотняный чепец, по краю которого шел ряд оборок с частыми складками, плотно облегал лицо и затылок и позволял видеть лишь небольшую часть прически.
Второй оригинальный немецкий головной убор — высокий чепец в форме капора с полями, позади которого свешивается длинный конец, очень похожий на «хвост» мужского капюшона, — он выглядит почти как вторая коса.
Третий специфический немецкий головной убор — головной платок, который вошел в употребление гораздо раньше и в течение XIV в. наряду с крузелером был основным головным убором замужних женщин.
Церковь, естественно, раздражалась по этому поводу, заявляя, что нет более удобного жилища для злых духов, чем эти шляпы, и что женщины, которые их носят, сами рискуют превратиться в рогатых дьяволов, и что такие вещи уже случались. Монахи подстрекали парней, чтобы те бросали камни по шляпам женщин. Феодальная знать все чаще нарушает обет христианской скромности и украшает поля шляпы перьями павлинов. За ней тянутся разбогатевшие горожане, но и те, и другшие отводят недовольство бедноты, люто преследуя «ведьм» и «волшебников», которых выставляют на позор в высоких остроконечных колпаках.
Еретиков везли на костер в картонных колпаках, разрисованных языками пламени и чертями.
Позже, уже в 12 веке, крестоносцы, воевавшие с неверными за Гроб Господень и Палестину, не могли устоять перед сблазнами восточного костюма и среди прочих трофеев привезли из походов тюрбаны. Церковь решительно воспротивиласт сарацинской моде, и ношение тюрбанов стало небезопасным.
По типу тюрбана была сконструирована итальянская шляпа 15 века бальцо. Ее мастерили из жести или кожи и обтягивали пестрой тканью, большей частью шелком.
Конец средневековья (14 век) означал большую свободу в выборе. Не так уж редко богатые заимствовали головные уборы у бедных, бывало и наоборот. Капюшон, например, был частью простонародного плаща, потом стал самостоятельным убором крестьян и горожан, приобрел свисающий до пояса башлык и оплечье, часто украшенный бубенчиками и зубцами, и в 13-14 веке входит в моду у знати. Иногда капюшон пришивали к плащу. Если конец (шлык) капюшона был длинным, то его завязывали узлом. А с 15 века такой капюшон — недвусмысленный атрибут шутов и «дураков».
Другие шляпы тешат честолюбие одних и тщеславие других. А власть упорно пытается отстоять сословные привилегии. Дабы между лицами высокого и низкого звания было различие, император Германии Максимилиан по примеру многих учредил «Правила одежды». Английская королева сочла возможным запретить простому люду носить шляпы.
В Запрадной Европе 14-15 веков вид и форма головного убора указывали на род занятий: берет носил врач, черную шапочку — богослов и ученый, по бобровой шапке узнавали нотариуса.
Шляпные ритуалы помогают глубже понять быт средневековья. На миниатюре первой половины 16 века изображено заседание городского совета Регенсбурга. Председатель совета и некотторые важные персоны восседают в шляпах: остальные — остаются с непокрытыми головами.
Шляпа то и дело становится символом. Она угодила даже на герб швейцарских городов. В средние века на рыночных площадях некоторых европейских городов день торговли начинался водружением колпака на высокий столб. Когда колпак снимали, ни покупать, ни продавать было уже нельзя. Молодые люди, вступая в брак, дарили друг другу шапочки — в залог любви и дружбы.
Источник