Жостовская роспись своими руками

Рисуем цветы в технике жостовской росписи

Это не совсем простая техника и, что бы научиться рисовать в этом стиле, надо долго тренироваться. Но кто знаком с китайской росписью, те смогут без труда повторить. Роспись самого обычного подноса. Я покупаю подносы самые разные (металлические, с рисунком). В начале поднос обезжириваю, покрываю грунтовым слоем, после в 2 слоя черным лаком (матовым) и приступаю к росписи. Краска с баллончиков отлично держится, быстро высыхает, ровно наносится, без резкого запаха.

Для работы понадобится: краска акриловая (я использую только поликолор), эти краски отлично ложатся, хорошо перемешиваются между собой, плотные; кисть, скошенная синтетика; кисть тонкая №0 синтетика. Для палитры я использую металлическую крышку, вниз кладу бумажную салфетку (на салфетку несколько капель воды, чтобы она была влажная) и поверх кальку. На кальку выдавливаю краску. Влажная салфетка нужна для того, чтобы краска не высыхала.

Светлым карандашом намечаю, где будут бутоны цветов.

Начинаю с верхних листьев цветка, после нижние. В один тон.

Закрашиваю (на фото блик от вспышки).

Черной краской оттеняю внутреннюю часть бутона.

Набор краски на кисть основной (цветной) и белой, прорисовываю верхние лепестки. Все рисую скошенной кистью.

Круговыми мазками дополняю верхнюю часть цветка, закрывая бутон.

Прорисовываю мелкие детали.

Прорисовываю нижнюю часть цветка.

Темно-желтой краской оттеняю середину (краску разбавляю с водой).

Делаю закрашенные мазки ярче.

Ставлю точечки в середину (камера чуть подвела).

Второй бутон. Начинаю так же, как и первый, только в белом цвете.

Одну сторону прокрашиваю светло-фиолетовой краской и желтой, затемняю внутреннюю часть бутона.

Набор краски на кисть фиолетовый и белый, прорисовываю верхние лепестки и лепестки по кругу.

Рисую дополнительные лепестки в середине.

В белой розе рисую отвернутые лепестки и прорисовываю тонкой кистью мелкие детали. Желтый цветок по той же схеме.

Начинаю с середины бутона закрытые лепестки.

Дополняю лепестки, закрывая бутон, прорисовываю по кругу все лепестки розы.

Друг на друга, снизу в верх рисую лепесточки.

Прорисовываю закрытые лепестки белой краской.

Черной краской и тонкой кистью обвожу все цветы, дополняя и делая их более живыми.

Розовой краской рисую закрытый бутон, прорисовываю белой краской закрытые лепестки, оттеняю желтой краской часть цветка, которая ближе к нам.

Белой краской рисую каркас бутона, оттеняю фиолетовым, желтым и черным.

Белой краской выделяю дальнюю к нам часть цветка.

Добавляю нижние лепестки.

Добавляю мелкие листики.

Тонкой кистью рисую тычинку и обрисовываю листики.

Добавляю по кругу лепестки разной длинны, затемняю.

Белой краской добавляю листики. Тут мне показалось, что центральная часть цветка широкая и решила ее сделать меньше.

Желтой краской оттеняю цветок, добавляю белые листики.

Мелкие листики по всему цветку, тонкой кистью обрисовываю центр бутона.

После окончания всей росписи, через 1-2 дня, покрываю в 2 слоя лака.

Источник

Жостовская роспись. Как рисовать для детей поэтапно

Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград.
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ в работе по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жостовской росписью, для родителей.
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
— воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;
— выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;
— закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок при изображении бутонов, цветов и листьев;

Материалы и инструменты:
— альбомные листы, тонированные черной (синей, зеленой) гуашью или тушью, или бумага черного (синего, зеленого) цвета из набора «Цветная бумага», или картон (форма бумаги зависит от того, какой формы будут подносы – круглая, овальная, прямоугольная);
— гуашь;
— кисти для рисования (беличьи или колонковые, № 2, № 4, 5);
— палитра;
— баночка для воды;
— тряпочка для кисточки;
— ватные палочки.

Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.
Основной мотив росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.
Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.

Читайте также:  Все для пошива обуви своими руками

Начнем с изображения крупных цветов.
На тебя он глядит свысока —
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной. (георгин).

Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в осеннем саду.
Георгины – роскошные растения с длительным сроком цветения.

Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку (мак).

Цветущий мак – символ небывалой красоты, неувядаемой молодости и женского очарования.

Теперь будем рисовать мелкие цветы, которые помогают дополнять и обогащать композицию.

Лист — трилистник, словно веер,
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная — цветок.
Сладкий в тех цветочках сок.
Шмель летит за ним на… (клевер).

Название — trifolium означает » имеющий три листа «. Трилистник, Клевер, Кашка . Вокруг клевера – трилистника ходит много легенд, конечно, самая известная легенда про четвертый листок. Найти такой четырехлистный клевер считается неимоверной удачей.
Самый известный миф о клевере повествует, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы — листья изображали Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа святого. Так же считается, что с помощью листка клевера Патрик изгнал всех змей из поселений, где он находился. И действительно, считается, что там, где растет клевер, никогда не ползают змеи. Наверное именно по этой причине клевер , или трилистник, является символом Ирландии.

Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом! (незабудки).

О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память. Одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: «Не забудь обо мне!». Флора разглядела цветок и нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ДЕКУПАЖ (1640)
  • Мои МК и статьи по декупажу и декорированию. (26)
  • Мои работы (51)
  • МК по декупажу и декорированию из сети (129)
  • Справочный материал (95)
  • Интересные идеи декупажа с просторов интернета (40)
  • Маленькие хитрости (7)
  • Картинки для декупажа (947)
  • Картинки для декупажа, винтаж, ретро (281)
  • Картинки для декупажа к НГ (45)
  • Ажурные рамочки, кружева, узоры, орнаменты (39)
  • РОСПИСЬ (239)
  • Мои работы. (2)
  • Роспись МК (38)
  • Картинки и орнаменты для росписи (191)
  • ФОТОШОП (181)
  • Мои уроки по онлайн фотошопу. (11)
  • Мои работы в фотошопе (3)
  • Мои уроки ФШ (17)
  • Авторские принты для декупажа. (25)
  • Уроки по фотошопу (60)
  • Фоны (43)
  • Оформление и дизайн (17)
  • Цифровое искуство (3)
  • HAND MADE (674)
  • Идеи для вдохновения (490)
  • Разные полезности (87)
  • Работа с гипсом, глиной и холодным фарфором. (38)
  • Канзаши (29)
  • Сутажные украшения (14)
  • Пэчворк (12)
  • Техника «Терра» (5)
  • Украшения (4)
  • КЛИПАРТЫ (99)
  • Прочие (34)
  • Клипарты цветочные и фруктовые (27)
  • Новый год, Рождество (21)
  • Винтаж (16)
  • Клипарты украшения (3)
  • Пасхальный клипарт (2)
  • Клипарт книги (1)
  • СКРАП НАБОРЫ (83)
  • В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО (910)
  • Фарфор, керамика, стекло (169)
  • Живопись. Натюрморты и цветы (163)
  • Живопись2 (127)
  • Живопись (117)
  • Живопись. Жанровое (69)
  • Живопись. Фауна. (58)
  • Живопись. Пейзажи. (54)
  • Живопись. Портреты. (42)
  • Миниатюра (28)
  • Иконы (19)
  • Сюрреализм (19)
  • Перегородчатая эмаль (11)
  • Батик (6)
  • Работы по дереву (4)
  • Поделки из камня (2)
  • АНТИКВАРИАТ (132)
  • ВЫШИВКА (124)
  • Схемы вышивок (77)
  • Вышивка лентами (37)
  • ШИТЬЁ (34)
  • Полезные советы по шитью (15)
  • ВЯЗАНИЕ (51)
  • Вязание крючком (38)
  • Вязание спицами (2)
  • Румынское кружево (2)
  • БИСЕР (17)
  • Уроки по работе с бисером (7)
  • ПОЛИМЕРНАЯ ГЛИНА, ХОЛОДНЫЙ ФАРФОР. (125)
  • МЫЛОВАРЕНИЕ (17)
  • Эфирные масла (1)
  • ИСКУССТВО ФОТОГРАФИИ (5)
  • Основы фотографии (3)
  • Работы фотохудожников (2)
  • ИНТЕРЬЕР (67)
  • Идеи для декора интерьера (66)
  • ФЛОРИСТИКА (4)
  • Ревелюр (2)
  • Оформление букетов (1)
  • САД (81)
  • Мой сад (5)
  • Идеи для сада (35)
  • Цветы (20)
  • Обучающие статьи и ролики (23)
  • КУЛИНАРИЯ (324)
  • Выпечка (155)
  • Заготовки (39)
  • Салаты (36)
  • Закуски (24)
  • Овощные блюда (23)
  • Горячие блюда из птицы и мяса (22)
  • Блюда из рыбы (10)
  • Десерты (10)
  • Супы (3)
  • Рецепты для аэрогриля и мультиварки (3)
  • Напитки (1)
  • ДОМОВОДСТВО (2)
  • Полезные советы (2)
  • ДЛЯ СЕБЯ ЛЮБИМОЙ (20)
  • Здоровье (7)
  • Советы для комфортной жизни (1)
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ (6)
  • Стихи, рассказы, размышления (4)
  • ОТКРЫТКИ И СМАЙЛИКИ (9)
  • Открытки и смайлики «Спасибо» (5)
  • С Днем рождения (3)
  • КОТЯЧЕЕ (7)
  • МУЗЫКА (1)
  • ПРОГРАММЫ, РЕДАКТОРЫ, ПОЛЕЗНОСТИ ДЛЯ ЛиРу (46)
  • Доска объявлений (0)
Читайте также:  Дружок барбоскин костюм своими руками

Метки

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Жостовская роспись. Подробные уроки.

Жостовская роспись. Подробные уроки. От простого к сложному.

Прелесть жостовской росписи заключается также в том, что она каждый раз рождается заново:

у художника нет букета перед глазами, он сочиняет прямо на подносе — «думает кистью».

Жостовские живописцы пишут букеты удивительно быстро, даже с некоторой лихостью. Опытный мастер, если надо, может расписать за один рабочий день от пяти до десяти подносов. Во время работы поднос постоянно вращают на коленях, чтобы видеть роспись со всех сторон, в развитии и согласованности всех её частей. От этого, вероятно, тоже зависит удивительная живость, подвижность жостовских букетов. Писать быстро очень трудно: нужна твёрдая рука, чтобы вовремя нанести необходимой формы мазки и росчерки, ведь художник пишет без предварительного рисунка, он сразу рисует кистью. Нужен и верный глаз, чтобы не ошибиться в цвете и размере его пятна: масляную краску сразу не сотрёшь и не перекроешь каким-либо другим цветом. Надо знать, какие краски и как можно смешивать, чтобы получить нужный цвет, как быстро они сохнут, какие из них ложатся прозрачным, а какие плотным слоем.

Совершенство форм, простых и сложных, изящество линий, ясных или изощрённых, игра цвета и тени, прячущейся в изгибах лепестков, разнообразие красок, то ярких, зовущих, то приглушённых и тающих, — эти свойства цветов дарят нам наслаждение и радость, чаруют нас красотой и неожиданностью,

Листья вообще «беспородны» — просто листья: длинные или короткие, узкие или широкие. Часто один лист написан тремя цветами: зелёным, жёлтым, голубым. Цвет с красного цветка может переходить на белый или розовый, на голубом листе появляется красная тень. Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле слова творец: из впечатлений, красок и мастерства он создаёт особый и неповторимый мир красоты и дарит его людям.

Начало.

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись.

Чтобы роспись ровно легла на поднос, а краски не потеряли свою яркость и прозрачность, поверхность предмета должна быть идеально гладкой и чистой. Для этого её грунтуют, шпатлюют, то есть накладывают специальную смесь (грунт, шпатлёвку) из глины, «голландской сажи и масла, просушивают в печах, шлифуют, покрывают поочерёдно чёрным и бесцветным лаком, прочищают пемзой, опять покрывают лаком и только потом расписывают. Сушат подносы почти после каждой операции, при этом температура и время обжига меняются. Покрывают их лаком и после росписи, а затем по этому слегка подсохшему, липкому слою рисуют уборки, чаще всего золотистой бронзовой краской.

Урок №1.

Приемы Жостовской росписи. Автор: Н.И. Бедник

Жостовскую живопись называют лессировочным письмом, потому что она делается в несколько приемов, многослойна, и эти слои наносятся прозрачными (лессировочными) красками так, что нижние просвечивают под верхними, придавая им особую яркость, как бы свечение, глубину.

Техника жостовской росписи не проста и чаще всего делится на шесть этапов. Вначале художник наносит замалёвок (замалевку, подмалёвок). Широкой кистью в неполную силу краски, очень обобщённо — пятном — он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение на предмете.

1. Замалевок

Полученное изображение пока ещё плоско, в нём нет видимой глубины и объёма. Оно блёкло, так как каждый мотив сделан одним цветным тоном, без игры оттенков и света. Замалевываются обычно сразу несколько подносов, которые потом сушат в специальных шкафах, чтобы краски стали тоньше, «вжухли», впитавшись в фон.

2. Тенежка

Второй этап росписи — тенежка (выправка) — особенно наглядно раскрывает сущность такого письма. Тенежкой он именуется очень верно и начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более тёмным, и почти сливает их с фоном. Так рождаются знаменитые жостовские тающие таинственные тени, усиливающие трепетность изображения. На светлых местах цвет изменяют на более яркий, иногда он нарастает каскадом: бледный и прозрачный, затем более густой и сильный, затем ещё плотнее и ярче. На наших глазах из плоского цветового пятна возникает не только объём, но и игра цвета, белесые тона оживляются зелёными, синими, жёлтыми, красный приобретает нестерпимо жгучее звучание, краски начинают как бы светиться своеобразным металлическим блеском. Роспись проявляется, загорается, оживает, срастается с фоном, но она ещё далеко не закончена: цветовые контрасты порой ещё резки, формы лепестков не всегда определенны, холодные и тёплые тона слишком очевидно спорят друг с другом.

Читайте также:  Герб изготовленный своими руками

3. Прокладка

Художник меняет кисть и начинает снимать эти противоречия, высветляя выступающие части букета теми же красками, но более плотными из-за добавленных в них белил. Этот третий этап росписи называется прокладкой (перемалевкой). Цветы, плоды и листья, возникая из бликующего фона предмета, словно приобретают ощутимую плоть и в то же время связываются в целое лёгкой объединяющей дымкой. Но и здесь не оставляет мастер своей кисти, он лишь слегка меняет палитру. Высветляя краски, художник приступает к бликовке — четвёртому моменту росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца. Блики, пробела и оживки, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света. С одной стороны, они как бы подчёркивают объёмность росписи в самых многослойных участках письма, а с другой — подчиняют всё изображение условной орнаментальности быстрых, подвижных пятен, возвращают ей плоскостность, узорность.

4. Бликовка

Бликовка очень важна для жостовской росписи и всегда разнообразна. Она лёгкая, «в полкисти», «влажная», когда отдельные мазки ложатся, не соединяясь друг с другом, или плотная, обильная, рельефно выступающая над основным тоном. Блики подчеркивают форму растений, либо рассыпаются на них дробью узорных движков. Мазок то растушеван, как бы размыт, то энергичен, свободен и «открывает» движение кисти, постепенно от яркого удара сходя на нет, утончаясь в цвете и сохраняя след волосков. О бликовке рассказывать можно очень много: здесь и прием, который мастера называют «эффектом павлиньего пера». Белильную бликовку ценят очень высоко, неудавшуюся ругают за «рыхлость», небрежность, потому что в местной росписи она — сама жизнь: «Пожелтели блики на цветах — увяла живопись». Завершающие этапы росписи — привязка и чертежка — очень похожи и часто делаются вместе. Иногда в чертежке выделяют «посадку семенцов».

5. Чертежка

После привязки приступают к чертежке и длинной кистью очень легкими и быстрыми касаниями очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве, «садят» семена в чашечках цветов.

6. Привязка

Исполненная маховыми ударами кисти, родившаяся из сочных и влажных мазков, ярких цветовых пятен, жостовская роспись насыщается линией, уточняющей рисунок её частей, добавляющей к дыханию цвета и света грацию штриха, изящество мелких разделок, остроту графического движения. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает её к предмету. Для этого существует особая привязочная кисть.

Привязкой можно слишком увлечься, как говорят мастера, «загустить композицию», «замусорить травкой».

Так, по словам старых художников ,

пять-шесть жостовских приёмов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет.

Все они меняются под руками разных мастеров, не всегда точно соблюдается их очередность, некоторые совмещаются, другие пропускаются — всё зависит от фантазии, вдохновения мастера, который во время письма принимает решения молниеносно: краски сохнут быстро, поднос вращается в руках, букет растет на глазах, и ни один мазок нельзя поправить! «Коль бежишь бегом, не жалей пяток» — только так можно написать цветы в их полной красоте, только так рождается неувядающее жостовское искусство.

Урок № 2. Источник: Аrt. Ioso

Выполняется роспись в 4 этапа:

1. Начинается с «замалёвки», разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

2. Следующими этапами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи.

3. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы.

4. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может чётко выделяться на ней).

Урок № 3. Жостовский букет. Книга: «Искусство детям». смотрите здесь…

“Russian. Decorative Painting”. Автор: Boris Grafov.

Несколько Уроков из Книги о декоративной росписи в русском стиле.

Фотографии в альбоме «Жостово.» a lona-mera777 на Яндекс.Фотках

Материал подготовила : alona777

“Russian. Decorative Painting”. Автор: Boris Grafov.

По королевски шикарные розы. смотрите здесь…

Дополнительный материал:

Жостово. Роспись. ВУ.

Жостовский букет. КН.

Жостовская роспись.

Дорогие Друзья !

Сердечно Приглашаем Вас в гости !

Источник

Оцените статью