Строчная буква Ж
Обучение грамоте. 1 класс
Тема. «Письмо строчной буквы ж».
Цели. Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм написания буквы ж, учить умению точно воспроизводить образец, научить проговаривать написание буквы; формировать навыки безошибочного написания сочетания жи в словах.
Учебные материалы. «Чудо-пропись» (под ред. В.А. Илюхиной); карточки со словами: прямая наклонная линия, качалочка, крючковая линия, секретик; изображение жука; игрушка – жук; рисунки с изображениями животных; таблица слогов; материал для рефлексии урока.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учитель читает отрывок из сказки:
Учитель. А листок все плыл да плыл по прямой наклонной линии, и вот Дюймовочка попала за границу. Мимо качалочкой летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за талию и унес на дерево. Он уселся с крошкой на самый большой зеленый лист, похожий на крючковую линию, покормил ее сладким цветочным соком с секретиком и сказал: «Здесь я жжживу, это мое жжжилище. Будьте моей жжженой, это мое жжжелание!»
Потом к ним пришли другие жуки, которые жили на том же дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног и говорили: «У нее только две ножжжки! Жжжалко смотреть! Как ужжжасно!»
Дюймовочка не понравилась жукам, хотя была премиленькая. И майский жук сказал: «Увы, нам нужжжно расстаться, очень жжжаль, жжжелаю удачи!»
Отрывок из какой сказки я прочитала?
Д. Ханс Кристиан Андерсен.
У. Какие элементы письма вы услышали в отрывке?
Учитель вывешивает понятия на доску. Несколько учеников по одному выходят к доске, проговаривают и записывают данные элементы письма. Остальные работают в тетради на местах.
1. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаемся по наклонной линии вниз до нижней линеечки рабочей строки.
2. Пишем прямую наклонную линию, чуть-чуть (на 1/10 от высоты строки) не дописываем до нижней линеечки рабочей строки и начинаем плавно разворачивать ручку на строке, не заостряя и не протягивая по строке.
3. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся вниз по наклонной, выполняем «качалочку», не отрывая ручки, и поднимаемся по крючковой линии до середины рабочей строки.
4. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся вниз по наклонной, выполняем «качалочку», поднимаемся по крючковой линии до середины строки, не отрывая руки, и по направлению к верхней линеечке рабочей строки строго параллельно уже написанной прямой наклонной линии (или первой, левой, наклонной линии) пишем «секретик».
Дети прописывают эти элементы до конца строчки.
III. Сообщение темы урока
У. Вернемся к отрывку. Кого встретила Дюймовочка?
У. К нам в гости тоже пришел жук и принес свою фотографию.
Учитель достает игрушку и открывает изображение этого жука.
– Вспомните, какой звук любил произносить жук?
У. Какие слова с этим звуком вы запомнили из рассказа?
Д. Жилище, жена, желание, ножки, жалко, ужасно, жаль, желаю (удачи), нужно.
У. Догадались, какую букву мы будем сегодня учиться писать?
У. Обоснуйте свой ответ.
Д. В каждом слове встречается звук [ж], на уроке обучения грамоте мы познакомились со звуком [ж].
У. Сформулируйте тему урока.
Учитель открывает тему урока.
Письмо cтрочной буквы Ж
– Для чего нам нужно уметь писать букву ж?
Д. Чем больше букв мы научимся писать, тем больше слов сможем написать.
– Для развития письменной речи.
– Чтобы быть грамотными.
– Буква ж – одна из букв алфавита.
Важно, чтобы дети приняли эту цель как свою.
IV. Работа по развитию артикуляционного аппарата
Перед детьми – звукоподражательные глаголы.
У. Прочитайте слова, стараясь передать голосом реальные звуки живой природы.
– Выберите: что делает жук?
У. Покажите, как жужжит жук? Почему это происходит?
Д. Некоторые насекомые при полете очень часто машут крыльями, рассекая воздух. Так получается жужжание.
V. Работа над развитием техники чтения. Нахождение изучаемой буквы в словах
У. Жук принес вам в подарок свою любимую букву. Эта буква напечатана у вас в тетради. Назовите ее.
У. Выполните штриховку буквы: мальчики – вертикальную, девочки – горизонтальную.
Во время работы учитель следит за правильностью выполнения работы, дает советы, хвалит.
– У каждого на столе лежит любимое стихотворение жука. Прочитайте его, найдите и обведите простым карандашом все буквы ж.
Дети читают по строчке и называют количество букв ж, встретившихся в словах:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
На лужайке я жужжу,
Безобидно я жужжу,
Над ромашками кружу!
– Повтор какого звука использует поэт, чтобы мы услышали жужжание жука?
Д. Жужжание создается повтором звука [ж].
У. В каком слове звук [ж] слышится несколько раз?
У. Встаньте. Я показываю рисунки животных, а вы определяете наличие и место звука [ж] в названиях этих животных. Если звук [ж] в начале слова – вы поднимаете руки вверх, если в середине слова – ставите руки на пояс, если в конце слова, то опускаете руки вниз. Если в слове данного звука нет, то вы садитесь на корточки.
Учитель показывает рисунки: уж, жираф, собака, жаба, слон, ежик, морж, лиса.
VII. Работа в прописи (№ 3, с. 24–25)
У. Рассмотрите поэтапное написание строчной буквы ж.
– Из каких элементов она состоит?
Дети перечисляют элементы.
Поэлементная запись буквы ж ведется учителем на доске, а дети эту работу выполняют на учительской строке в прописи на с. 24:
1. Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, «бугорком» уходим вправо, разворачиваем ручку, опускаемся вниз по наклонной линии.
2. К вышесказанному этапу 1 добавляем элемент под названием «клюшка». Выписываем «клюшку».
3. По «клюшке» уходим вправо вверх и, не доходя 1/3, выписываем «секрет».
4. По «секрету» – наклонная линия вниз.
5. Поднимаемся по наклонной на 1/3 снизу, вновь уходим по крючковой вправо вверх.
6. С 1/3 «ломаем секрет».
7. По «секрету» – наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины.
8. Повторный показ учителем безотрывной записи всей буквы ж по сокращенному алгоритму с комментированием: «бугорок», наклонная вниз, «клюшка», крючковая до 1/3, «секрет», по «секрету» – наклонная, «качалочка», крючок до середины.
Письмо детьми буквы ж «в воздухе» с проговариванием алгоритма по силуэту жука.
У. Проведите по силуэту жука ручкой линии так, чтобы получилась строчная буква ж.
Письмо буквы по точкам, а затем самостоятельное написание буквы до конца строчки.
VIII. Самоанализ написанного
У. Найдите самую красивую букву, написанную вами, и обведите ее зеленой ручкой. Какая буква вам не очень понравилась и почему?
Жук тоже трудился вместе с вами. Давайте посмотрим, что у него получилось.
В таблице учащиеся разбирают графические ошибки в написании буквы ж, выбирают правильно написанную букву, подбадривают старания жука.
IХ. Письмо слогов-слияний с буквой ж: жа, жу, жи
Работа в прописи. Письмо слогов с проговариванием. Учитель акцентирует внимание на особенности написания и произношения слога жи.
Х. Письмо слов с буквой ж
Дети читают слова. После прочтения и орфографического разбора слова прописывают рядом с образцом.
В слове журавли ученики отмечают все части букв и их соединений. Соединения в середине отмечают черточкой, а соединения на 1/3 – крестиком. Один ученик отмечает серединки, другой – третьи части на доске, а остальные работают в прописи.
В слове жаворонок дети обозначают все «гнездышки» и «шалашики». Один ученик отмечает «гнездышки», другой – «шалашики», а остальные работают в прописи на местах.
У. Поиграем в игру «Кто больше?». Придумайте слова, в которых звук [ж] был бы в начале слова.
Д. Журнал, жизнь, жасмин, желудь, жилет.
У. В середине слова?
Д. Крыжовник, баклажан, лыжник, этажерка.
У. В конце слова?
Д. Багаж, чиж, нож, персонаж.
Чтение учениками группы слов, близких по смыслу: дружба – дружили – друг.
У. Чем похожи эти слова? Как мы называем такие слова?
У. Запишите слова, выделите в них общую часть.
ХII. Работа с предложениями
У. Что вы видите на доске?
|_______ ________ _______ ________ ? |
Д. Схему вопросительного предложения.
У. Сколько в нем слов? Какие правила написания предложения вы знаете? Что мы называем предложением?
– Прочитайте в прописях вопросительное предложение.
Д. Кому стало жалко жука?
У. Вспомните текст букваря и ответьте на вопрос: кому стало жалко жука?
Д. Жанне стало жалко жука.
У. Запишите вопросительное предложение.
Восстановите деформированное предложение и запишите на свободной линеечке.
Д. Женю укусил в руку жук.
ХIII. Закрепление пройденного материала
Ученики соединяют стрелочкой по порядку все элементы, чтобы получилась буква ж.
Дети собирают из рассыпанных букв слово. (Получаются слова: жало, жара, жаба, лужа.) Слова записывают с комментированием.
ХIV. Дополнительный материал
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово! (С. Погореловский)
У. Назовите слово с изученной сегодня на уроке буквой.
У. Как вы понимаете смысл этого слова?
Источник
—> Детская Энциклопедия —>
НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА
Это — Ж,
А это — К,
Целый жук
И полжука. (А. Шибаев)
Букву Ж увидев.
Наклонился жираф:
Побежала буква вдруг.
Да ведь это просто Жук. (Г. Сапгир)
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С. Маршак)
Если сноп, как пояском.
Подпоясать колоском,—
Сноп пшеницы на меже
Превратится в букву Ж. (В. Степанов)
Жук летает над лужком.
Он устал ходить пешком. (Г. Виеру)
Стала снежинка
Буквою Ж,
Солнце ее
Не растопит уже! (Е. Тарлапан)
Журавль дружил бы
с жабой, кабы
Желала б
дружбы этой
Жаба! (В. Лунин)
УЧИМСЯ, ИГРАЯ
(Материал для игровых упражнений)
Звук
Фонетическая зарядка.
Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж. )
Кто внимательный?
1. Найдите одинаковый звук в словах: ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук, лыжи.
2. Назовите имя девочки, которое состоит из первых звуков слов: жук, арбуз, ножницы, носки, астры. (Ответ: Жанна.)
3. Вставайте (поднимайте руку) каждый раз. когда услышите звук (ж) в словах: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ежик, лиса, мыши, жук. волк, карандаш, крыша, ужи, щит.
4. Запомните слова со звуком [ж], которые встретятся вам в сказке.
Жадная Жаба
Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу:
— Надо бы нам крышу покрасить.
— Покрасить можно,— говорит осторожный Уж.— Только какой краской?
— Желтой,— важно сказал Жук.
— Но у нас нет желтой краски.
— Ну, тогда оранжевой!
— И оранжевой тоже нет.
— Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.
А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет
— Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?
— Не дам! — отвечает Жаба,— Жалко краску.
Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:
— Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.
— Нет у меня никакого джема!
— Ах ты, ж-жадина! — рассердился Шмель да как ужалит Жабу.
Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:
— Пожалейте меня, несчастную-ю!
Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу. (Г. Юдин)
Кто больше?
1. Назовите животных, в названии которых есть звук [ж] (ежик, жираф и т. д.).
2. Придумайте любые слова со звуком [ж] (флажок, животное, жара и т. д.).
Доскажите словечко.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе . (живот).
Вяжет мама длинный шарф.
Потому что сын . (жираф).
Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобой дружим.
Весело нам бегать
Босиком по . (лужам).
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по . (животикам).
Звук заблудился.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
— Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами.
Слоговой аукцион.
1. Придумайте слова со слогом жа (жаворонок, жара, жало).
2. Какое слово получится, если добавить звук
Рифма.
Жук (лук, сук, паук).
Пословица.
Придумайте пословицу по двум словам: жизнь, дела (ответ: «Жизнь дана на добрые дела»); журавль, синица (ответ: «Не сули журавля в небе, дай синицу в руки» или «Лучше синица в руках, чем журавль в небо).
Соревнование телефонистов.
Учитель подбирает для каждого ряда какую-нибудь не очень сложную скороговорку и говорит ее тихо ученикам, сидящим первыми в каждом ряду (капитанам). По сигналу капитаны передают скороговорку на ухо своим соседям, а те дальше друг другу вдоль ряда. Последние в каждом ряду должны громко вслух сказать переданную им «по телефону» скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и не исказит переданный текст.
В живом уголке жили ежи да ужи.
Лежит ежик у елки, а у ежа — иголки.
Не живут ужи, где живут ежи.
Жутко жуку жить на суку.
Заржавел железный замок.
Зажужжала муха, дожужжалась паука.
Хорош пирожок, внутри — творожок.
У Жоры — уж, у Розы — жук.
Словарная работа.
Жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами. (Жираф.)
Что у человека дороже всего? (Жизнь.)
Какие животные носят еду на спине? (Ежи.)
Зимний вид спорта и любимое развлечение детей. (Лыжи.)
Буква
Слово рассыпалось. РУЛЖАН (Журнал).
Превращение слов — волшебная цепочка.
Жук — лук — сук.
Слоговое лото.
1. Прочитайте слоги жу, жо, жа и придумайте с ними слова. (Ответ: жуки, журавли; жонглер, жокей; жаба, жара, жаворонок, жалоба.)
2. Составьте слова со слогом жи.
чи жи
лы жи
жи ли
жи ры
но жи
лу жи
Лесенка.
Придумайте слова, которые начинались бы с ж.
жук
жиры
железо
журавль
Сквозная буква.
Придумайте слова, в которых буква ж была бы третьей.
лужи
ножи
чижи
лыжи
Дополните слово.
Ужи (лужи); жаба (жалоба).
Найдите слово в слове.
ЖАВОРОНОК (ворона, вор, кожа, вар, кран).
Из одного слова — несколько.
СНЕЖИНКА (сажа, ножницы, ежи, жук, Ира, ножи, кружок, артист)
Жи — ши.
Назовите слова с сочетанием жи (ножи, ужи, пружина, снежинка).
Два березовых кола
Через лес несут меня.
Кони эти рыжи
А зовут их . (лыжи).
Источник