Орган зрения
Анализаторы
Одним из важнейших свойств всего живого является раздражимость — способность воспринимать информацию о внутренней и внешней среде с помощью рецепторов. В ходе этого ощущение, свет, звук преобразуются рецепторами в нервные импульсы, которые анализируются центральным отделом нервной системы.
И.П. Павлов при изучении восприятия корой головного мозга различных раздражений ввел понятие анализатор. Под этим термином скрыта вся совокупность нервных структур, начинающаяся рецепторами и оканчивающаяся корой больших полушарий.
В любом анализаторе выделяют следующие отделы:
- Периферический — рецепторный аппарат органов чувств, который преобразует действие раздражителя в нервные импульсы
- Проводниковый — чувствительные нервные волокна, по которым движутся нервные импульсы
- Центральный (корковый) — участок (доля) коры больших полушарий, который анализирует поступающие нервные импульсы
Зрительный анализатор
С помощью зрения человек получает большую часть информации об окружающей среде. Поскольку эта статья посвящена зрительному анализатору, рассмотрим его строение и отделы. Наибольшее внимание обратим на периферическую часть — орган зрения, состоящий из глазного яблока и вспомогательных органов глаза.
Глазное яблоко лежит в костном вместилище — глазнице. Глазное яблоко имеет три оболочки, которые мы детально изучим:
- Наружная, называемая также — фиброзная оболочка
Эта оболочка подразделяется на роговицу и склеру. Склера — белочная оболочка, которая характеризуется плотностью и непрозрачностью. Она выполняет опорную и защитную функции.
Впереди непрозрачная склера переходит в прозрачную роговицу. Роговица (роговая оболочка) обладает высокими светопреломляющими способностями, и лишена кровеносных сосудов (а это значит, что она отлично приживается при трансплантации).
В составе средней оболочки выделяют три части: радужку, ресничное тело и собственно сосудистую оболочку.
Радужка расположена спереди в форме ободка, посередине которого располагается отверстие — зрачок. В радужке могут находиться разные пигменты и их сочетания, что определяет цвет глаз. Зрачок способен сужаться (при ярком освещении) и расширяться (в темноте) благодаря наличию в радужке мышц сужающих и расширяющих зрачок.
Ресничное тело расположено впереди собственно сосудистой оболочки. При сокращении ресничной (цилиарной) мышцы меняется кривизна хрусталика, так как отростки ресничной мышцы крепятся к нему. Изменения кривизны хрусталика имеет важное значение для аккомодации — настройки глаза на наилучшее видение объекта.
Собственно сосудистая оболочка располагается в задней части глаза, богата кровеносными сосудами, обеспечивающими питание и транспорт газов для тканей глаза.
Сетчатка изнутри прилежит к сосудистой оболочке. Сетчатка воспринимает световые раздражения и преобразует их в нервные импульсы. Это становится возможным благодаря наличию в ней особых фоторецепторных клеток — палочек и колбочек.
Палочки обеспечивают сумеречное зрение (в темноте), колбочки служат для цветового восприятия, активируются при достаточно интенсивном освещении, вследствие чего в темноте человек практически не различает цветов.
На сетчатке имеются слепое и желтое пятна. Слепым пятном называется место выхода зрительного нерва — здесь отсутствуют палочки и колбочки. Желтое пятно (макула) — место наиболее плотного скопления колбочек, где чувствительность к свету самая высокая. В центре макулы находится центральная ямка.
Большую часть полости глаза занимает стекловидное тело — прозрачное округлое образование, которое придает глазу шарообразную форму. Также внутри находится хрусталик — прозрачная двояковыпуклая линза, расположенная позади зрачка. Вы уже знаете, что изменения кривизны хрусталика обеспечивают аккомодацию — настройку глаза на наилучшее видение объекта.
Но благодаря каким именно механизмам происходит изменение его кривизны? Это возможно за счет сокращения ресничной мышцы. Попробуйте поднести к носу свой палец, постоянно смотря на него. Вы почувствуете в глазах напряжение — это связно с сокращением ресничной мышцы, благодаря чему хрусталик становится более выпуклым, чтобы мы могли рассмотреть близкорасположенный предмет.
Представьте другую картину. В кабинете врач говорит пациенту: «Расслабьтесь, посмотрите вдаль». При взгляде вдаль ресничная мышца расслабляется, хрусталик становится уплощенным. Я очень надеюсь, что приведенные мной примеры помогут вам мнемонически запомнить состояния ресничной мышцы при рассматривании объектов вблизи и вдали.
По мере прохождения света через прозрачные среды глаза: роговицу, жидкость передней камеры глаза, хрусталик, стекловидное тело — свет преломляется и оказывается на сетчатке. Запомните, что изображение на сетчатке:
- Действительное — соответствует тому, что на самом деле видим
- Обратное — перевернуто вверх ногами
- Уменьшенное — размеры отраженной «картинки» пропорционально уменьшены
Проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора
Мы с вами изучили периферический отдел зрительного анализатора. Теперь вы знаете, что палочки и колбочки, возбужденные световым воздействием, генерируют нервные импульсы. Отростки нервных клеток собираются в пучки, которые образуют зрительный нерв, выходящий из глазницы и направляющийся к корковому представительству зрительного анализатора.
Нервные импульсы по зрительному нерву (проводниковый отдел) достигают центрального отдела — затылочных долей коры больших полушарий. Именно здесь происходит обработка и анализ информации, полученной в виде нервных импульсов.
При падении на затылок в глазах может появиться белая вспышка — «искры из глаз». Это связано с тем, что при падении механически (вследствие удара) возбуждаются нейроны затылочной доли, зрительного анализатора, что и приводит к подобному явлению.
Заболевания
Конъюнктива — слизистая оболочка глаза, расположенная над роговицей, покрывающая глаз снаружи и выстилающая внутреннюю поверхность век. Главная функция конъюнктивы — выработка слезной жидкости, увлажняющей и смачивающей поверхность глаза.
В результате аллергических реакций или инфекций нередко происходит воспаление слизистой оболочки глаза — конъюнктивит, который сопровождается гиперемией (повышенным кровенаполнением) сосудов глаза — «красными глазами», а также светобоязнью, слезотечением и отеком век.
Нашего пристального внимания требуют такие состояния как близорукость и дальнозоркость, которые могут быть врожденными, и, в таком случае, связанными с изменением формы глазного яблока, либо приобретенными и связанными с нарушением аккомодации. В норме лучи собираются на сетчатке, но при этих заболеваниях все складывается иначе.
При близорукости (миопии) фокус лучей от отраженного предмета возникает впереди сетчатки. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму, из-за которой лучи не могут достичь сетчатки. Приобретенная близорукость развивается из-за чрезмерной преломляющей силы глаза, которая может возникать вследствие увеличения тонуса ресничной мышцы.
Близорукие люди плохо видят предметы, расположенные вдали. Для коррекции миопии им требуются очки с двояковогнутыми линзами.
При дальнозоркости (гиперметропии) фокус лучей, отраженных от предмета, собирается позади сетчатки. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Приобретенная форма характеризуется уплощением хрусталика и нередко сопутствует пожилому возрасту.
Дальнозоркие люди плохо видят близкорасположенные предметы. Им необходимы очки с двояковыпуклыми линзами для коррекции зрения.
Гигиена зрения
Для того, чтобы сохранить хорошее зрение на долгие годы, или же не допустить дальнейшего ухудшения зрения, следует придерживаться следующих правил гигиены зрения:
- Читать, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз
- При письме источник света (лампа) для правшей должен находиться с левой стороны, и, наоборот, для левшей — с правой стороны
- Следует избегать чтения лежа при слабом освещении
- Следует избегать чтения в транспорте, так как расстояние от текста до глаз постоянно меняется. Ресничная мышца то сокращается, то расслабляется — это приводит к ее слабости, снижению способности к аккомодации и ухудшению зрения
- Следует избегать травм глаза, так как повреждения роговицы вызывают нарушение преломляющей способности, что приводит к ухудшению зрения
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник
Урок на тему «Зрительный анализатор»
Дата урока: 17.04.2019 г.
Тема урока: Зрительный анализатор .
Орган зрения, его значение. Строение органа зрения.
Зрительный анализатор. Оптика глаза. Зрительные пути.
Лабораторная работа №6
«Изучение строения глаза и его аккомодация».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: углубить знания о строении и функции глаза, показать взаимосвязь строения и функции; раскрыть строение и значение зрительного анализатора; рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию.
1. Выяснить строение и функции вспомогательного аппарата (брови, веки с ресницами, слёзный аппарат, мышцы)
2. Отметить особенности строения глазного яблока (оболочки, оптическую систему, фоторецепторы).
3. Формирование понятий «оптическая система глаза», «оптические иллюзии», «бинокулярное зрение», «аккомодация»
1. Продолжить формирование навыков работы учащихся с ПК.
2. Развивать умения обобщения, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора
3. Развивать эмоции учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности.
1. Воспитывать у учащихся культуру общения в ходе беседы, просмотра презентаций и выполнения заданий.
2. Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основании взаимосвязи строения органа и выполняемой ими функции.
3. Учить учащихся объективно оценивать собственные знания и умения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные : Познакомиться с понятиями “зрительный анализатор ” , “близорукость” и “дальнозоркость”, “острота зрения”, “оптическая система глаза”.
А) Регулятивные : научиться оценивать предполагаемый результат в ходе проведения наблюдений и сравнений.развитие самостоятельности планирования учебной деятельности и организации учебного сотрудничества со сверстниками.
Б) Познавательные : умение перерабатывать информацию применять знания на практике, развитие стремления к познанию, умение работать с дополнительной литературой.
В) Коммуникативные : воспитание умения выслушивать товарища, чувства ответственности, развитие умения работать в группе, развитие речевых навыков, умение оценивать и присваивать совместный результат.
Личностные : умение проявлять интерес к информации и действиям (своим и чужим), умение выбирать информацию, умение отказываться от определенных действий, умение критично относиться к своему поведению (рефлексия).
Методы обучения: частично-поисковый, практическая деятельность.
Технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, моделирование (понятийное).
Приёмы: использование презентаций, рисунков, практической работы для снятия напряжения.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Результативность урока: индивидуальная работа: по ответам на листах контроля, оценка работы учащихся на уроке
Основные понятия: зрительная сенсорная система, глаз, сосудистая оболочка, сетчатка, желтое пятно, слепое пятно, зрачок, радужная оболочка, роговица, хрусталик, зрительный нерв.
Оборудование: учебник Биология 8 класс Л. Н. Сухорукова и др., презентация «Зрительный анализатор», рабочие листы, карточки для л. р, плакат для л. р, плакат для рефлексии.
Актуализация ранее изученного материала .
— Человек воспринимает окружающую среду при помощи органов чувств.
— Восприятие информации – результат деятельности системы анализаторов. Вспомните, что представляет собой анализатор.
(пожелание удачи в самостоятельной работе)
1. Р. Л.: Используя, данные таблицы, правильно составьте схему строения анализатора. Ответ записать на рабочем листе.
А. Чувствительный нерв
В.Специальная зона коры больших полушарий
Ответ: 1Б – 2А – 3В
— Назовите функции отделов анализатора.
Примерные ответы: Рецепторы получают информацию об окружающей среде в виде химических, световых, звуковых и др. раздражителей – сигналов; преобразуют сигналы в нервные импульсы. Проводящие пути (нервы) осуществляют передачу нервных импульсов.
В специальных зонах коры больших полушарий происходит анализ, классификация и опознание сигнала (фронтальная работа).
Определение темы и целевые установки:
Давайте с вами разгадаем пазл об органах чувств, чтобы узнать, какой будет сегодня тема урока.
Молодцы! Вы успешно разгадали пазл!
Тема нашего сегодняшнего урока «Зрительный анализатор».
Каковы задачи на урок?
(дети формулируют задачи урока)
Изучение нового материала.
2. Р. Л.: Назовите, что мы можем различать при помощи глаз.
Что воспринимает глаз?
1. Масса. 8. Особенности поверхности .
2 . Размеры . 9. Расположение тела в пространстве .
3. Температура. 10. Расстояние до предмета .
4 . Форма . 11. Прочность, хрупкость.
5. Окраска . 12. Характер звука.
6. Запах. 13. Направление движения .
Глаз – сложный орган, играющий важную роль в познании окружающего мира и правильной ориентации во внешней среде.
Практическое задание : закройте правый глаз и посмотрите на меня, а затем левый. Что заметили? (Ответ учащихся: происходит смещение )
Человек обладает бинокулярным (стереоскопическим) зрением – это видение двумя глазами, которое обеспечивает чёткое объёмное восприятие предмета и его местоположение в пространстве .
Орган зрения расположен в глазнице. Он состоит из глазного яблока со зрительным нервом и вспомогательных аппаратов.
Установка для учащихся: внимательно слушаем рассказ учителя, т.к. необходимо заполнить таблицу в ваших рабочих листах, используя § 52.
1. Брови – волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза. Отводят пот со лба.
2 . Веки – кожные складки с ресницами. Защищают глаза от ветра, пыли, ярких лучей, равномерно распределяют слёзную жидкость. Во время мигания глаз совершает от 2 до 5 движений веками в 1 мин, а за 16 ч бодрствования — 4800раз. Мигание продолжается 0,4с (изучение материала в форме беседы с учащимися).
3. Слёзный аппарат состоит из слёзной железы и слёзовыводящего пути, который открывается в носовую полость. Слёзы смачивают, очищают, дезинфицируют глаз (вещество – лизолим, способное убивать микробы). Со слезами из организма выводятся опасные вещества (токсины), которые вырабатываются в момент стресса. Поэтому считается: сдерживать слёзы – значит, медленно отравлять себя.
4. Глаз – самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Различные движения глаз обеспечивают глазодвигательные мышцы .
Всего их 6: 4-прямые, 2-косые.
Лабораторная работа №6.
Тема: «Изучение строения глаза и его аккомодация».
Цель: изучить строение и функции зрительного анализатора; выяснить адаптационные способности зрительного анализатора.
Оборудование и материалы: схема строения глаза; лист бумаги с отверстием и буквами, написанными вокруг отверстия, текст на доске.
Рассмотреть модель глазного яблока и, используя учебник , определить названия каждый из его частей.
Подписать названия частей глазного яблока на рисунке:
Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Диаметр у взрослого — 24мм.
1. Снаружи покрыто плотной белочной оболочкой – склерой (1мм). Она защищает глаз от механических, химических повреждений и проникновения микроорганизмов; обеспечивает форму. Передняя часть переходит в прозрачную роговицу.
2. Средняя оболочка – сосудистая (0,2-0,4мм), обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментами. Питает глаз, пигмент поглощает световые лучи. В переднем отделе переходит в ресничное тело и радужную оболочку . Радужка содержит пигмент, придающий цвет глазу.
3. Внутренняя оболочка глаза – сетчатка , состоящая из фоторецепторов: палочек и колбочек.
Воспринимает свет, преобразует его в нервные импульсы.
1. Палочки (120 млн.) – воспринимают чёрно-белое изображение, форму.
2. Колбочки (7 млн.) — различают цвета (синий, зелёный, красный). Все остальные цвета – смешанные.
Главная масса колбочек сосредоточена против зрачка, в центральной области сетчатки в жёлтом пятне – место наилучшего видения . По мере удаления от центра число колбочек уменьшается, а палочек возрастает. На периферии сетчатки имеются только палочки. Слепое пятно – место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света.
Как получается и воспринимается глазом изображение?
Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза и создают обратное и уменьшенное изображение на сетчатке
Учащиеся просматривают и прослушивают информацию видеоролика.
Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на далёком расстоянии называется аккомодацией (латинское слово – приспособление). Пронаблюдать аккомодацию хрусталика можно, если быстро перевести взгляд с предмета, расположенного близко, на предмет расположенный далеко (предлагается ученикам пронаблюдать явление).
Практическое задание – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (гимнастика для глаз)
Расположим лист бумаги с отверстием и буквами вокруг него на расстоянии 10-15 сантиметров напротив глаза так, чтобы через отверстие был виден написанный на доске текст. Второй глаз прикроем ладонью.
Прочитаем через отверстие текст на доске. При этом буквы вокруг отверстия кажутся _________________________________________________.
Переведем взгляд на буквы, расположенные вокруг отверстия на листе бумаги. При этом текст, написанный на доске, кажется ___________________________________________________________________.
Одновременно четко видеть предметы, расположенные вдали и предметы, расположенные вблизи, мы _________________________________. Это __________________________ потому, что при рассмотрении предметов,
находящихся от нас на разном расстоянии, кривизна хрусталика ____________________.
(изменяется, не изменяется).
За счет чего мы видим пространственные образы?
Аккомодация – это _________________________ _____________
Расстояние, при котором детали предмета можно рассматривать без напряжения – расстояние наилучшего видения. Оно равно 25см у глаза 100% зрением. Об этом надо помнить, когда читаете книгу или пишите в тетради.
Зрение 2 глазами имеет плюсы:
1) видим большее пространство, таким образом, увеличивается поле зрения.
2) позволяет различать какой предмет ближе, какой дальше. На сетчатке левого и правого глаза получаются отличные друг от друга изображения. Мы как бы видим предмет и слева и справа. Чем ближе предмет, тем больше это различие и оно создаёт впечатление разницы в расстояниях, изображения сливаются в сознание в одно. Предмет видим объёмным, не плоским.
Глаз – периферическая часть зрительного анализатора. Фоторецепторы воспринимают информацию и преобразуют её в нервный импульс. Далее информация по зрительному нерву передаётся в головной мозг – в кору больших полушарий. Здесь возникает зрительное ощущение, и мы видим и опознаём предметы. На сетчатке появляется уменьшенное обратное изображение, но мозг даёт нам верную информацию. Наряду со зрительной информацией от сетчатки идёт информация от зрительных мышц. Мышцы «обводят» контуры предметов. Мозг учитывает масштаб уменьшения и движения глазных мышц. Это даёт возможность получить прямое и натуральное восприятие объекта.
Итак, мы «смотрим глазом, а видим мозгом».
Найти соответствие и ответы выписать на рабочий лист (индивидуальная работа).
1. Преломляет проходящие через него лучи
Б. Оптическая система глаза
2. Периферическая часть зрительного анализатора.
3. Преломляет и фокусирует лучи света.
4. Рецептор света.
5. Место наилучшего видения на сетчатке.
6. Рецепторы цвета.
7. Придаёт цвет глазам.
Ответ : А — 2; Б — 1; В — 4; Г — 3; Д — 6; Е – 5; Ж – 7.
А всегда ли мы видим то, что видим? Можно ли глаз обмануть?
Глаз поддаётся многочисленным обманам, которые называются оптические иллюзии — неправильные представления о форме, размере, положении в пространстве предмета. Ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что воспринимаем фигуры в соотношение с другими окружающими их фигурами.
— Иллюзия неравности отрезков возникает оттого, что сходящиеся строчки вызывают движение глаз внутрь, а расходящиеся – наружу.
— Иллюзии, связанные с явлением контраста. Белые фигуры на чёрном фоне выглядят более светлыми. В безлунную ночь звёзды выглядят ярче.
Иллюзии используются в повседневной жизни. Так, платье с продольными полосами «суживает» фигуру, платье с поперечными полосами её «расширяет». Комната, оклеенная синими обоями, кажется более просторной, чем та же комната, оклеенная красными обоями.
Иллюзии это не правило, а исключение. Если бы органы чувств давали неверное представление о действительности, живые организмы были бы уничтожены естественным отбором. Анализаторы, в общем, правильно отражают окружающий мир, но они, как и другие органы, лишь относительно приспособлены к выполнению своих функций, и в некоторых, хотя и немногих, случаях работает с изъяном. В норме все анализаторы работают согласованно и проверяют друг друга в практике. Только правильное восприятие может привести к успеху.
Нарушения зрения. Болезни глаз.
Близорукость – изображение фокусируется перед сетчаткой.
Дальнозоркость – изображение фокусируется позади сетчатки.
Близорукие – двояковогнутые линзы
Дальнозоркие – двояковыпуклые линзы
Домашнее задание: учебник биологии § 56, заполнить таблицу «Строение и функции глаза» в рабочем листе (л/р задание 2);
Дополнительно (на выбор):
1) «Гигиена зрения»;
3) Что такое иллюзия и отчего они происходят?
4) Всегда ли правильно отражают наши анализаторы окружающую действительность?
Темп современной жизни таков, что каждый день мы получаем огромное количество информации, и прежде всего благодаря органам зрения, не задумываясь о том, как среда в которой мы находимся, влияет на наши глаза. А между тем, такие неблагоприятные факторы, как недостаточное освещение, наличие пыли и микроорганизмов в помещении, длительное пребывание за компьютером, чрезмерные использование мобильного телефона, просмотр телевизора, длительная зрительная нагрузка в школе, неполноценное питание, никотин и алкоголь, травмы и ушибы приводят к ослаблению зрения и развитию ряда заболеваний. Поэтому вопросы, связанные с сохранением зрения, предупреждением развития глазных болезней сегодня актуальны как никогда.
Прежде всего, мы должны ознакомиться с основными заболеваниями глаз: близорукостью и дальнозоркостью, узнаем, что такое дальтонизм, также мы постараемся осветить и другие вопросы.
Близорукость имеет научное название миопия ( от греч. “мио” – щурится и “опсис” – взгляд, зрение). Этим термином фиксируется свойственная близоруким манера прищуриваться при разглядывании отдаленных предметов. Близорукость весьма распространена. По данным Всемирной организации здравоохранения, 800 миллионов людей на нашей планете страдают этой болезнью. Она бывает как врожденная, унаследованная от родителей, так и приобретенная. Приобретенная близорукость развивается уже в детском возрасте и становится достаточно заметна в школьные годы. Дети начинают хуже видеть удалённые предметы, плохо различают буквы и цифры. При попытке рассмотреть удалённые предметы близорукие люди нередко прищуривают глаза. Кстати, миопия в переводе с греч. – щурящий глаз.
Итак, близорукость – это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, а удалённые – плохо. При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой .(рис.104, А на с. 250) Это может быть связано с удлиненной формой глазного яблока, или из-за увеличения кривизной хрусталика. При близорукости назначают очки с двояковогнутыми стёклами .
Состояние зрения, когда лучше видны предметы на удаленном расстоянии, нежели вблизи называется дальнозоркостью. Удальнозоркого человека укороченное глазное яблоко и изображение фокусируется за сетчаткой. (рис.104, В на с. 250)
Данный дефект устраняется путем ношения очков с двояковыпуклыми линзами .
С годами развивается возрастная дальнозоркость (обычно после 40 лет). Человеку становиться сложно различать мелкие предметы, читать. Это происходит из-за того, что хрусталик глаза со временем становится более плотным и менее эластичным.
«Правила сохранения зрения»
Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
Следи, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30-35 см. от глаз.
Книгу при чтении лучше ставить на наклонную подставку.
При письме свет должен падать слева.
Не читай лёжа или в движущемся транспорте.
Если долго читаешь, пишешь, через каждые 30 минут давай глазам отдохнуть.
Никогда не три глаза грязными руками. Пользуйся чистым носовым платком.
Не смотри долго телевизор.
Работать за компьютером не более 1,5-2 часа в день.
Делай гимнастику для глаз.
Не стесняйся носить очки, если их выписал врач.
Употреблять в пищу растительные продукты, содержащие витамины А, Е, С.
Цветовой фон рабочей комнаты и рабочего места должен быть спокойным (зелёного или жёлтого цвета).
Источник