Звуко-буквенный разбор: план, примеры
Содержание:
Фонетический разбор – это характеристика звукового состава и строения слова. Такой анализ позволяет видеть орфограмму, правила сочетаний звуков, орфоэпические нормы языка.
Как сделать звуко-буквенный разбор?
Перед фонетическим разбором необходимо вспомнить, что:
- все звуки и буквы делятся на гласные и согласные;
- существуют сильная и слабая позиции;
- есть йотированные гласные, обозначающие два звука;
- согласные разделяются по мягкости и твердости, глухости и звонкости;
- буквы Ь и Ъ не имеют звуков.
Порядок фонетического разбора:
- записать данное для разбора слово;
- разделить его на слоги, т.е. произнести части слова на одном выдохе;
- поставить ударение;
- составить транскрипцию в квадратных скобках, для чего несколько раз нужно произнести слово вслух и записать его так, как оно слышится;
- сравнить слово, написанное по правилам орфографии и в транскрипции, посчитать количество букв и звуков;
- выписать каждую букву отдельно столбиком;
- рядом с ней указать звук, который она обозначает;
- дать характеристику звука: гласный\согласный, глухой\звонкий, парный\непарный, твердый\мягкий, для Л, М, Н, Р, Й добавить, что они сонорные.
Пример устного фонетического разбора
Выполним фонетический разбор слова эксплуатация.
Слово состоит из шести слогов: экс-плу-а-та-ци-я, потому что в нем шесть гласных – Э, У, А, А, И, Я. Ударение падает на четвертый слог. Медленно проговорим слово по слогам. В слове 12 букв, 13 звуков. Количество букв и звуков не совпадает, т.к. Я обозначает два звука, потому что стоит после гласного. Охарактеризуем звуки по порядку их следования.
- Буква Э обозначает звук [э], гласный, безударный.
- Буква К (ка) обозначает звук [к], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
- Буква С (эс) обозначает звук [с], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
- Буква П (пэ) обозначает звук [п], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
- Буква Л (эл) обозначает звук [л], согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.
- Буква У обозначает звук [у], гласный безударный.
- Буква А обозначает звук [а], гласный, безударный.
- Буква Т (тэ) обозначает звук [т], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
- Буква А обозначает звук [а], гласный, ударный.
- Буква Ц (цэ) обозначает звук [ц], согласный, глухой, непарный, твердый, непарный.
- Буква И обозначает звук [ы], гласный, безударный.
- Буква Я обозначает два звука: [й`], согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный; звук [а], гласный, безударный.
Примеры письменного фонетического разбора
Эксплуатация – экс-плу-а-та’-ци-я [эксплуатацый`а], 6 слогов
э — [э] – гласный, безударный;
к — [к] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
с — [с] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
п — [п] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
л — [л] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;
у — [у] – гласный, безударный;
а — [а] – гласный, безударный;
т — [т] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
а — [а] – гласный, ударный;
ц — [ц] – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный;
и — [ы] – гласный, безударный;
я — [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;
[а] – гласный, безударный.
12 букв, 13 звуков
Яблочный – яб’-лоч-ный [й`аблач`ный`], 3 слога
я — [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;
[а] – гласный, ударный;
б — [б] – согласный, звонкий, парный, твердый, парный;
л — [л] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;
о — [а] – гласный, безударный;
ч — [ч`] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный;
н — [н] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;
ы — [ы] – гласный, безударный;
й — [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный.
8 букв, 9 звуков
Абстракционизм – аб-страк-ци-о-низм’ [апстракциыан`изм], 5 слогов
а — [а] – гласный, безударный;
б — [п] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
с — [с] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
т — [т] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
р — [р] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;
а — [а] – гласный, безударный;
к — [к] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;
ц — [ц] – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный;
и — [ы] – гласный, безударный;
о — [а] – гласный, безударный;
н — [н`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный, сонорный;
и — [и] – гласный, ударный;
з — [з] – согласный, звонкий, парный, твердый, парный;
м — [м] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный
Источник
Мастер-класс по изготовлению звуковых схем
Ольга Пономарева
Мастер-класс по изготовлению звуковых схем
Для изготовления звуковых схем нам потребуется белый картон, несколько листов, ножницы, линейка, карандаш, скотч.
Далее необходимо на белом картоне расчертить с помощью линейки и простого карандаша квадраты, размером 5см на 5см
Ножницами вырезать по контуру полоски, размером 15см на 5см
Для дальнейшей работы нам понадобиться фрагмент жёлтого картона и дырокол
С помощью дырокола сделать маленькие кружочки
С помощью клея пва наклеить кружочки жёлтого цвета на верхний левый угол каждой звуковой схемы, для определения начала слова, и об клеить каждую полоску, звуковую схему, скотчем, для прочности картона
Далее потребуется три цвета цветного картона, красный, зелёный, синий и ножницы
Вырезаем из картона цветные кружочки с помощью ножниц, в диаметре примерно около 3см, должно получиться примерно 50кружков красного цвета, 50кружков синего цвета и 50кружков зелёного цвета
Звуковые схемы и фишки готовы к работе!
Мастер-класс «Обучение старших дошкольников с нарушениями речи пересказу с использованием картинно-графических схем» Несформированность связной речи дошкольников с речевыми нарушениями отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности,.
Мастер-класс по изготовлению броши 8 марта — чудесный женский праздник! Все дети готовятся к празднику, чтобы поздравить своих мам, изготавливают поделки, стенгазеты. В преддверии.
Мастер-класс по изготовлению Мойдодыра Мастер-класс по изготовлению Мойдодыра Когда мы готовились к развлечению по сказкам Корнея Чуковского, нам понадобился макет Мойдодыра.
Мастер-класс по изготовлению «Павлина» Мастер — класс по изготовлению «Павлина» Как часто мы выбрасываем в мусорное ведро, то из чего можно сделать настоящий шедевр, а для детей.
Мастер-класс по изготовлению погремушки Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочется поделиться с вами опытом изготовления музыкального инструмента. Поскольку он шумовой, я отнесла.
Мастер-класс по изготовлению шкатулки Мастер – класс по изготовлению шкатулки. Тема:«Шкатулка. Цель:совершенствовать навыки конструирования; развивать эстетический вкус; воспитывать.
Мастер-класс по изготовлению «Травянчика» Введение В своей педагогической деятельности я стараюсь использовать как традиционные, так и нетрадиционные приемы декоративно-прикладного.
Мастер-класс по изготовлению веера Мастер – класс по изготовлению веера. Тема:«Веер».Цель:формировать умение аккуратно выполнять линии сгиба; развивать глазомер; воспитывать.
Мастер-класс по изготовлению «Звуковых конфет» Ефимова Тамара. Для изготовления «конфет» понадобиться: Пустые капсулы киндер-сурприз, обертка от букетов (это материал не мнется во время.
Мастер-класс по изготовлению колокольчиков для изготовления колокольчиков из цветного картона нам потребуется: цветной картон,желательно глянцевый, ножницы, линейка, клей-карандаш,.
Источник
Наглядное пособие «Звуковой анализ слов»
Надежда Лошакова
Наглядное пособие «Звуковой анализ слов»
Автор: Лошакова Надежда Александровна
Учитель-логопед, МОУ д/с № 294, г. Волгоград
Навык выделения звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. Без этого навыка овладение письменной речью невозможно.
Начинать обучение можно с четырёх лет, при условии достаточного речевого и интеллектуального развития. Необходимо учить детей не только слышать отдельные звуки в составе слога и слова, но и уметь определять их последовательность.
Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляюшие его звуки, а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). Потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами.
Цель: выполнять звуковой анализ слов
Развитие фонематического слуха
Автоматизация звуков
Развитие звукового анализа
Обогащение словарного запаса
Развитие восприятия, внимания, мышления
Развитие мелкой моторики
Прежде чем приступить к анализу
1) ребёнок должен познакомиться с понятиями «гласный звук» красный цвет, «согласный твёрдый» синий цвет, «согласный мягкий» зелёный цвет.
2) дети должны знать понятия «начало», «конец», «середина», «первый», «последний», «второй».
3) После того когда ребёнок научится определять первый звук, последний и середину, можно определять звуки по порядку.
Наглядное пособие «Звуковой анализ слов»
Материал: 1) Набор прищепок трёх цветов (красных, синих и зелёных). 2) Картонные карточки в форме круга 13 штук, каждая из которых поделена внутри на три части. Одна карточка соответствует одному звуку. Картинки пободраны на автоматизацию звуков в словах в разных позициях.
Перечень картинок: [С] –лес, собака, бусы. [С’] – семь, гусь, осьминог. [З] – замок, глаз, ваза. [З’] – земляника, зима, магазин. [Ц] – цыплята, пуговицы, цветы. [Ш] – шкаф, шишка, вишни. [Ж] – ножницы, жук, нож. [Ч] – свеча, бабочка, часы. [Щ] – щетки, овощи, щука. [Л] – лук, мел, акула. [Л’] – лимон, щавель, кольцо. [Р] – рак, топор, баран. [Р’] – репка, фонарь, гиря.
Инструкция: Берём карточку звука, который автоматизируем. Называем одну картинку и делаем прищепками последовательный звуковой анализ. Цвет прищепки должен соотноситься со звуком, которой он обозначает.
Наглядный материал
Карточка на звук [р]
Выполняем последовательный звуковой анализ слов
Заключение: Аналогичная работа проводится и с другими карточками
Звук [ш]
Звук [ж]
Звук [з]
Звук [з’]
Звук [л]
Звук [л’]
Звук [с]
Звук [с’]
Звук [ч]
Звук [щ]
Звук [ц]
Звук [р’]
Логопедия для учителей, психологов, родителей, Л. А. Барсукова, Ростов н/дону, 2010 г. Альбомы по автоматизации звуков для дошкольников, Л. А. Комарова, М 2008 г. Загадки звуков, букв, слогов, л. м. Козырева, ярославль, 2001 г.
Логопедическое занятие для младших школьников «Слоги. Слоговой анализ слов» Выполнила учитель-логопед Орлова Елена Викторовна. Цели и задачи: продолжать учить детей дифференцировать понятия «буква»-«слог»-«звук»;.
Конспект логопедического занятия «Звуко-буквенный анализ слов» Цели: 1. Повторить что такое звуки, буквы. 2. Упражнять в выделении гласных и согласных из слов. 3. Развивать навыки звукового анализа.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала» ЗАНЯТИЕ №13. Тема: «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала». Цель занятия: закрепить знание изученных тем путём тренировочных.
Наглядное дидактическое пособие Это пособие создано своими руками. В нем можно изучить как птиц так и домашних животных. Так же обратить внимание воспитанников на время.
Наглядное пособие «Круглый год» .
Наглядное пособие «Росписные дощечки» Я работаю педагогом дополнительного образования и моей темой самообразования является декоративно — прекладное искусство, и по этой теме.
Наглядное пособие «Составь предложения» Наглядное пособие «Составь предложения» Автор: Лошакова Н. А. Учитель-логопед, МОУ д/с № 294 г. Волгоград Актуальность: Учащиеся с общим.
Наглядное пособие своими руками «Части суток» Хочу с вами поделится идеей изготовления наглядного материала по математике на тему «Части суток». Этот материал поможет деткам быстрее.
Наглядное пособие «Времена года» .
Памятка для родителей «Звуковой анализ в детском саду» 1. Гласные звуки поются и во рту не встречают преграду: а,о,у,и,э, ы. Они могут быть ударными или безударными. Обозначаются красным цветом.
Источник