ПРЕДУСИЛИТЕЛИ-КОРРЕКТОРЫ ДЛЯ «ВИНИЛА»
Наличие некоторого количества знакомых-меломанов и музыкантов вынуждают постоянно заниматься ремонтом, восстановлением и доработкой разного рода чудо-техники как из «прошлых, ламповых» времён, так и настоящих, цифровых. Дело это не сильно прибыльное, а порой даже убыточное. зато вполне себе творческое и всегда грозит неожиданностями и даже новыми открытиями для себя)) Поскольку проигрывателями для винила я вынужден заниматься просто ВСЕГДА, то, соответственно, уже накопился некоторый опыт вмешательства во внутренности различных Арктуров, Грюндиков, Дуалов и т. д. И вполне себе можно поделиться некоторыми, не слишком секретными (!) моментами))
Схемы предусилителей-корректоров
Схем таких существует великое множество но все они одинаковые по принципу и схемотехнике и различаются лишь номиналами частотозадающих цепей и применяемой элементной базой. Далее приведу кусочек текста из справочной литературы «прошлых» времён:
«Качество воспроизведения механической записи сильно зависит от параметров магнитной головки звукоснимателя и характеристик предусилителя-корректора. Корректор, предназначенный для работы в составе высококачественной аппаратуры, должен иметь хорошие технические характеристики: низкий уровень собственных шумов и коэффициент гармоник, большой динамический диапазон и амплитудно-частотную характеристику (АЧХ), обратную АЧХ канала записи при «изготовлении» винилового диска. Входное и выходное сопротивления также должны обеспечивать нормальное согласование магнитной головки и основного усилителем 3Ч. По крайней мерее ранее, для большинства выпускаемых отечественной и зарубежной промышленностью магнитных головок звукоснимателей был унифицирован средний уровень выходного сигнала на частоте l000 Гц при амплитуде колебательной скорости иглы 10 см/с в пределах 2,5 мВ. Оптимальное сопротивление нагрузки — 47 кОм.
При таком сопротивлении для большинства головок гарантируется отсутствие заметных электрических резонансов в рабочем диапазоне частот и максимальное отношение сигнал-шум. Искажения и шумы, вносимые головкой звукоснимателя в общий тракт звуковоспроизведения, невелики, поэтому степень искажений и шумов в тракте в основном определяется характеристиками корректора. Поэтому «стандартными» считаются схемы предусилителей-корректоров, согласованных по входу с выходом магнитных звукоснимателей, работающих на нагрузку сопротивлением 47 кОм. Для всех корректоров номинальный уровень входных сигналов 2,5 мВ, выходное сопротивление 1 кОм.»
Самый простой корректор можно собрать всего на двух транзисторах, однако это не значит, что он «плохой» — такой усилитель при хорошо подобранных малошумящих транзисторах с высоким коэффициентом усиления обеспечивает вполне пристойное звучание. По субъективным оценкам «транзисторный» звук гораздо приятнее и «мягче» микросхемного. Технические характеристики такого усилителя:
- Максимальное входное напряжение. 40 мВ
- Максимальное выходное напряжение. 4 В
- Перегрузочная способность, не менее . 24 дБ
- Коэффициент усиления на частоте 1 кГц. 100
- Отклонение АЧХ от стандартной. ± 1 дБ
- Отношение сигнал-шум (не взвешенное). 65 дБ
- Коэффициент гармоник, не более. 0,1%
- Напряжение питания. 15 В
- Ток потребления. 1,5 мА
Схема ниже приведена для примера и взята из справочной литературы по схемотехнике усилителей:
Однако схемы корректоров на современных микросхемах-ОУ также имеют высокие технические параметры и при этом меньшее количество пассивных элементов, не нуждаются в тщательной настройке отдельных каскадов, то есть – проще в изготовлении. К тому же транзисторные схемы имеют тенденцию к росту нелинейных искажений с понижением частоты воспроизводимого сигнала и хоть это и устраняется введения глубокой обратной связи, но значительно снижает уровень выходного сигнала и требует применения дополнительных промежуточных каскадов усиления. Поэтому за основу изготовляемых мной предусилителей-корректоров была взята стандартная классическая схема на ОУ:
Микросхема включена по схеме неинвертирующего усилителя с корректирующей цепочкой R3C3R4C4 в цепи ООС. Входное сопротивление самого ОУ велико, а сопротивление входного каскада определяется практически резистором R1. Входной конденсатор С1 обеспечивает развязку по постоянному току и. Кроме того, вместе с резистором R1 образует фильтр нижних частот, ослабляющий нежелательные сигналы сверхнизкой частоты, создаваемые механическими движущимися частями электрофона. Резистор R2 определяет коэффициент усиления каскада и позволяет при необходимости его регулировать. При использовании деталей с номиналами, указанными на схеме, усиление корректора на частоте 1000 Гц составляет 80 (38 дБ).
«Родная» исходная схема собиралась в своё время ещё на «древних» ОУ К153УД2, К.140УД7, К140УД8, К140УД6, К153УД1, К153УДЗ, сейчас же можно с успехом применить любые современные микросхемы При подключении корректора к источнику питания (двуполярный, стабилизированный, напряжением ±12. 18 В) он, как правило, начинает нормально работать при условии исправности всех элементов и отсутствии ошибок монтажа. Никакой настройки не требуется, но можно, подбирая сопротивление резистора R2 регулировать коэффициент передачи усилителя. А подбором конденсаторов С3, С4 регулировать подъем либо подавление высоких и низких составляющих АЧХ. Коэффициент гармоник корректора на частоте 1 кГц не превышает 0,03%.
Подобная схема собиралась и в варианте с однополярным питанием (+15. 18 вольт):
Но всё же вариант с двуполярным питанием предпочтительнее для нормальной работы микросхемы.
Для желающих поэкспериментировать предлагаю ещё одну схему из справочной литературы — корректор на одном ОУ с малошумящим транзисторным каскадом на входе. В этом корректоре для уменьшения шума на входе установлен дифференциальный каскад на малошумящих транзисторах, чем позволяет сочетать простоту корректора на микросхеме с возможностью получения малого шума за счет использования такого входного каскада. Корректор имеет следующие основные технические характеристики:
- Максимальное входное напряжение . 120 мВ
- Максимальное выходное напряжение . . . . . 9,5 В
- Перегрузочная способность, не менее . 33 дБ
- Коэффициент усиления на частоте 1 кГц. 80
- Отклонение АЧХ от стандартной. ± 1 дБ
- Отношение сигнал-шум (не взвешенное). 66 дБ
- Коэффициент гармоник, не более . . . . 0,08%
- Напряжение питания. ±15 В
- Ток потребления. . 10 мА
Для получения минимального шума вход¬ного каскада коллекторный ток транзисторов VT1 и VT2 установлен также минимальным — около 50 мкА. Конденсатор С2 обеспечивает стабильность работы корректора по ВЧ. Других особенностей корректор не имеет и может быть собран на современной элементной базе без каких-либо изменений:
Основные трудности
Проигрыватели «солидных» и известных фирм, как правило, не содержат никаких предварительных усилителей, во всяком случае мне попадаются именно такие. Они имеют просто прямой выход со звукоснимателя. Некоторые объясняют это тем, что все предварительные каскады усиления следует располагать как можно дальше от источников сильных помех и наводок, таких, как например — электродвигатели и трансформаторы. В хороших проигрывателях часто используются малогабаритные низковольтные электродвигатели постоянного тока с блоком питания в виде выносного «адаптера».
В этом, видимо, есть смысл. Во всяком случае предварительный усилитель-корректор следует обязательно помещать в экранирующий металлический корпус, соединённый с «Общим» проводом схемы (!) и блок питания для него также желательно выносить наружу (делать в виде «адаптера»), либо также тщательно экранировать.
Примеры готовых конструкций
Все металлические детали следует соединять с «Общим» проводом (GND) в одной точке, как правило — на входе платы предварительного усилителя.
Специально для сайта Электрические Схемы — Барышев Андрей Владимирович
Источник
Простой фонокорректор для винила своими руками
Многие согласятся с тем, что в прослушивании музыки на виниловых пластинках есть свой шарм — для кого-то он заключается в самом величии аналогового звука, а кого-то винил погружает в ностальгическую атмосферу второй половины прошлого века, когда это был единственный актуальный способ записи и воспроизведения музыки. Практически каждый владелец винилового проигрывателя знаком с таким устройством, как фонокорректор, или просто предусилитель-корректор, часто они устанавливались внутри самих виниловых проигрывателей, либо могли быть в виде отдельных устройств. Задачей фонокорректоров была корректировка АЧХ сигнала до состояния максимально ровной горизонтальной прямой — в этом случае звук с винила будет именно таким, каким все привыкли его слышать. Довольно часто улучшить звук старого винилового проигрывателя можно, заменив штатный фонокорректор на свой, купленный отдельно в виде блока, или сделанный своими руками, поэтому в интернете пользуются популярностью схемы фонокорректоров. Одна из таких, очень простая, представлена ниже.
Схема не содержит никаких «наворотов» — всего лишь два каскада на транзисторах и пассивная корректировка АЧХ с помощью RC цепей, тем не менее, она справляется со своей задачей. Особенностью схемы можно назвать выбор транзисторов — здесь используются малощумящие JFET транзисторы 2SK170. Они стоят чуть дороже и встречаются чуть реже обычных биполярных, однако отлично зарекомендовали себя во многих аудиосхемах, так как позволяют создавать усилители с очень высоким входным сопротивлением. Так как схема очень проста, она не предполагает каких-либо регулировок: сигнал со звукоснимателя попадает на вход in, а с контакта out снимается готовый — его можно отправлять сразу в любой бытовой усилитель. Если проигрыватель винила стереофонический и имеет два отдельных выхода под правый и левый каналы, то схему нужно также собрать в двух экземплярах.
Для сборки можно вытравить свою печатную плату — это самый аккуратный и эстетически приятный вариант, но так как в дальнейшем плата будет помещена в корпус, подойдёт и монтаж на макетной плате, учитывая, что компонентов на схеме не так много.
Напряжение питания схемы составляет 24-30В, при этом оно обязательно должно быть стабилизированным. Для стабилизации можно использовать стабилитроны, либо микросхему 78L24 — учитывая мизерный ток потребления схемы, нагрева можно не бояться. Также не лишним в питании будет установка CLC фильтра — он позволит максимально отфильтровать питание от пульсаций, которые легко могли бы попасть в звуковой тракт.
При сборке схемы важно придерживаться указанных на схеме номиналов — ведь корректировка АЧХ формируется соотношением ёмкостей и сопротивлений в RC цепях, их изменение может повлечь за собой неправильную корректировку АЧХ. Конденсаторы желательно использовать плёночные, либо любые другие, которые рекомендуются для использования в аудиотехнике.
Плата устанавливается в просторный, красивый, и довольно аскетичный по внешнему виду металлический корпус. Металл корпуса соединяется с землёй схемы — это позволит корпусу работать в качестве экрана, защищая схему от влияния внешних наводок. На передней панели корпуса располагается кнопка для включения и выключения фонокорректора, сзади разъёмы для подключения аудиосигнала — два для входа (правый и левый), два для выхода. В качестве разъёмов используются RCA (тюльпаны) — удобные и надёжные. Таким образом, получилось качественное и визуально приятное устройство, которое позволит слушать виниловые пластинки с ещё большим наслаждением. Удачной сборки!
Источник
Звукосниматели для проигрывателя пластинок.Как они работают и что внутри
Наверняка еще многие помнят такие устройства под названием проигрыватель пластинок.Он представлял из себя усилитель низкой частоты с механизмом для вращения пластинок.Считывание информации с пластинок осуществляли звукосниматели,которые прижимаются к пластинке.В этой статье посмотрим,как они устроены и какие бывают два распространенных вида головок.
Самая дешевая и простая головка была типа ГЗП моно .Это монофонический звукосниматель,который использует пьезоэлектрический эффект.
Головка состоит из иглы на основе корунда(дорогая игла-с алмазом) с двумя сторонами и трубки-пьезоэлектрика.Эти иглы или головку можно переворачивать.На головке есть надпись «78»,если проигрывались пластинки на 78 оборотов в минуту,то головка должна быть перевернута на эту надпись.
Колебания иглы поступают на трубку-пьезоэлектрик,который при механических колебаниях вырабатывает электрический ток.Этот ток звуковой частоты снимается с трубки двумя проводками и поступает на вход усилителя низкой частоты.
На иголку пьезо-звукоснимателя может быть прикреплен прижимной грузик,для хорошего контакта с пластинкой.
Звукосниматели на пьезоэлементах производились и для стереофонического звучания.На примере головки ГЗП-302С можно увидеть,что пьезоэлектриков-трубок в головке две,они соединены с иглой.
В головках на пьезоэлектриках есть липкая смазка,ее нельзя убирать.Со временен эта смазка растекается внутри звукоснимателя.На головке есть надпись «Алмаз»,что говорит о том,что материалом для иголок служит алмаз и такая головка будет стоить дороже,чем корунд.
Второй вид звукоснимателей используют принцип электромагнитной индукции и называются они электромагнитная головка.
На разбор попалась польская головка Unitra fonica без иглы.
Головка представляет из себя постоянный магнит и катушки индуктивности с сердечником.Как работает именно эта головка мне неизвестно,так как не осталось иглы.Но игла по идее должна быть прикреплена к магниту,при проигрывании будет появляться переменное магнитное поле которое наводит в катушках ЭДС самоиндукции.Далее это напряжение поступает на вход УНЧ для усиления.
Катушек в головке четыре для воспроизведения стерео записи.
Источник