Мастер-класс для логопедов и родителей «Пособие «Артикуляционный кубик»
Елена Стаценко
Мастер-класс для логопедов и родителей «Пособие «Артикуляционный кубик»
Автор: учитель-логопед Стаценко Елена
Артикуляционную гимнастику детям с речевыми нарушениями необходимо выполнять каждый день, и, естественно, разнообразные формы подачи стимулируют детей на это. Хочу представить вам одну из таких форм. Данный комплекс предназначен для артикуляционного уклада речевого аппарата перед постановкой, а также закрепления звуков Л, Ль, Р, Рь.
Цель пособия: выработать полноценные движения и нормальное положение органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения. Тренировка мелкой моторики.
Оборудование,материал: игрушка-сортер, отслужившая свой срок ввиду взросления ребёнка. Картинки из дублирующихся игр. Скотч, или клей. Ножницы, канцелярский нож.
Шаг 1. Сначала устраняем все неровности с поверхности блоков (мне пригодился для этого канцелярский нож)
Шаг 2. Ламинируем картинки (можно просто обклеить скотчем).
Шаг 3. Приклеиваем картинки к блокам (я пользовалась скотчем, но, можно клеевым пистолетом)
Логопедическое пособие готово!
Инструкция: Ребята! Фея фонетики подарила нам блоки для упражнений! Чтобы речь стала правильной и красивой нужно собрать из них кубик (2 вариант — тропинку) верно и качественно исполнив все упражнения.
Пособие по ТРИЗ «Кубик-перевёртыш» Цель: Закрепить значение имен признаков. Формировать умение детей обосновывать свой ответ; Развивать внимание, логическое мышление, мелкую.
Игровое пособие «Кубик эмоций» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня я предоставляю вашему вниманию авторское игровое пособие «Кубик эмоций», который я изготовила.
Дидактическое игровое пособие «Кубик эмоций». Мастер-класс Представляю вашему вниманию пособие для развития эмоциональной сферы детей «Кубик эмоций». Цель «Кубика эмоций»: Развитие эмоциональной.
Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей 2–3 лет «Умный кубик» Цель: формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, развитие мелкой моторики рук. Предлагаю варианты организации дидактических.
Игровое пособие «Кубик эмоций и общения» Цель: Развитие эмоциональной сферы и социально-коммуникативных навыков дошкольников. Задачи: 1. Отработка мимической реакции. 2. Расширение.
Конспект аппликации «Кубик на кубик» в группе раннего развития Цель: Учить детей составлять композицию из деталей аппликации. Задачи: Образовательные: учить детей выкладывать кубики в определенной.
Конспект НОД по аппликации «Кубик — раз, кубик — два, вот и башенка» во второй младшей группе конспект НОД по аппликации во 2 младшей группе. Тема: «Кубик -раз, кубик-два, вот и башенка!» Цель: Познакомить детей с формой -квадрат,.
Конспект занятия по аппликации «Кубик на кубик» Программные задачи: Учить детей раскладывать кубики и квадраты в определенной последовательности (по размеру). Познакомить со способом.
Источник
Логопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуков
Ирина Гурова
Логопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуков
Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.
Также при их использовании решаются и другие важные задачи:
— Активизировать словарный запас.
— Закреплять навыки изменения числа существительных.
— Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде при составлении словосочетания «прилагательное + существительное».
— Закреплять навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
— Упражнять в умении составлять предложения разных типов.
— Развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза.
— Развивать восприятие цвета, закреплять умения правильно называть основные цвета и их оттенки.
— Развивать слухоречевую память.
— Способствовать развитию мышления, воображения.
Материал: Разноцветные кубики (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый, сиреневый, розовый, малиновый, серый, коричневый; кубик со сторонами разного цвета).
Цвет кубиков выбран не случайно. Название каждого цвета включает звук, оппозиционный общему звуку названий картинок. Это используется в игровых упражнениях на дифференциацию.
На каждом кубике – картинки, названия которых включают в себя определённый звук:
[С] – собака, мост, носок, космонавт, кактус, весы – на сиреневом кубике.
[С’] – лось, гусь, василёк, апельсин, велосипед, поросёнок – на зелёном кубике.
[З] – заяц, зонт, ваза, звезда, телевизор, коза – на жёлтом кубике.
[З’] – козёл, земляника, корзина, кузнечик, зебра, обезьяна – на синем кубике.
[Ц] – цветок, яйцо, заяц, курица, цыплёнок, огурец – на красном кубике.
[Ш] – шапка, шалаш, шишка, мышь, кошка, машина – на оранжевом кубике.
[Ж] – жук, ёжик, жёлудь, жаба, ножницы, ружьё – на розовом кубике.
[Щ] – щенок, плащ, ящик, овощи, щётка, щука – на чёрном кубике.
[Ч] – чайник, часы, туча, свеча, мяч, бабочка – на сером кубике.
[Л] – лошадь, белка, платье, слон, юла, стол – на малиновом кубике.
[Л’] – лиса, лист, лев, улитка, хлеб, телефон – на коричневом кубике.
[Р] – забор, помидор, кукуруза, рыба, ведро, арбуз – на белом кубике
[Р’] – гриб, курица, фонарь, орех, редиска, дерево– на фиолетовом кубике.
На разноцветном кубике (названия цвета включают звуки [р] и [р’]) – рябина, якорь, гриб, тигр, горох, орех.
Варианты игровых упражнений с кубиками разнообразны. Их выбор может зависеть от этапа работы и от возможностей ребёнка.
Упражнения на автоматизацию звуков:
* «Назови все картинки на кубике». Ребёнок берёт кубик, рассматривает картинки, называет их, чётко произнося автоматизируемый звук.
* «Один-много». Взрослый называет предмет, изображённый на кубике, а ребёнок – много таких предметов, то есть то же слово во множественном числе (в именительном и/или родительном падежах): «забор – заборы» или «забор – много заборов».
* «Назови ласково» или «Большой – маленький». Взрослый называет предмет, а ребёнок – уменьшительно-ласкательную форму соответствующего слова: «помидор – помидорчик», «собака – собачка». Для упражнения используются только те существительные, от которых можно образовать уменьшительно-ласкательную форму.
* «Угадай предмет по названному признаку». Кубик у ребёнка в руках. Взрослый называет признак предмета, а ребёнок догадывается, о каком предмете загадка и называет словосочетание. Желательно, чтобы прилагательное тоже включало в себя автоматизируемый звук, но иногда сложно подобрать такое слово: «шерстяная шапка», «жёлтое платье», «сердитый тигр».
* «Ты словечко доскажи, и полностью повтори».Взрослый называет первый слог слова или два слога, а ребёнок подсказывает последний слог, и повторяет слово целиком: «цыплё… (нок) – цыплёнок», цып (лёнок) – цыплёнок» и т. д.
* «Ты словечко подскажи, и всё вместе повтори». Взрослый составляет предложение, а ребёнку нужно догадаться, какое слово нужно подсказать. Ребёнок находит нужную картинку и произносит сначала слово, а потом предложение целиком: «По лесу бежит колючий…ёжик», «Над цветком порхает красивая жёлтая….бабочка», «Мама купила Тане большой надувной…. мяч». Выбранный педагогом тип предложения зависит от возможностей ребёнка.
* «Угадай слово» Взрослый произносит слова необычно – каждый слог повторяет два или три раза. Ребёнок находит на кубике нужную картинку и называет это слово: «ще-ще-ще, нок-нок-нок» – щенок; «ку-ку, ри-ри, ца-ца» – курица.
* «Найди и назови картинку, в названии которой столько слогов, сколько (палочек на столе, звуков ты услышишь, подсказывает цифра и т. д. …»
* «Звуко-слоговые загадки». Взрослый загадывает ребёнку загадки, например: «В этом слове первый звук [щ], а последний [к]» (щенок). «В этом слове два слога: второй – «ба», а первый «жа» (жаба). «В этом слове три слога, а звук [с] третий по счёту» (космонавт).
Упражнение на дифференциацию звуков:
* «Весёлые превращения». Каждый кубик имеет цвет, название которого включает звук, оппозиционный общему звуку названий картинок. Взрослый предлагает ребёнку необычное задание: представить, что все предметы на кубике становятся такого же цвета, как сам кубик. Задача ребёнка – составить соответствующие словосочетания. Так, например, при дифференциации звуков [ж]- [ш] проводится игровое упражнение с оранжевым кубиком. Ребёнок составляет словосочетания: «оранжевая шапка, оранжевая мышь, оранжевый шалаш, оранжевая кошка, оранжевая машина». После этого целесообразно побеседовать о том, что на самом деле правильно, а что является небылицей. В данном случае, например, оранжевой мыши быть не может.
Затем можно предложить ребёнку придумать предложения с составленными словосочетаниями, например, «Бабушка связала Мише шерстяную оранжевую шапку», «Оранжевая машина стоит около нашего дома» и т. д.
Важно отметить, что подобные задания повышают мыслительную активность ребёнка, развивают чувство юмора. Они всегда проходят весело и интересно.
«Слова в стихах» для автоматизации и дифференциации звуков Логопед живёт в мире звуков. Часто это неправильные, «корявые» звуки ребятишек, с которыми он «борется». Работая с детьми не первый год,.
Дидактическое пособие для автоматизации поставленных звуков «Городок звуковичков» Не секрет, что для того, чтобы закрепить поставленный звук, его надо произнести в разных позициях много-много раз. Чтобы это занятие не.
Игра для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Игра «Поможем ёжику собрать яблочки» Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, развивать мелкую моторику. Оборудование:.
Игры для автоматизации и дифференциации трудных звуков Игры на автоматизацию и дифференциацию трудных звуков. Основной целью логопедической работы является коррекция звукопроизношения (постановка,.
Использование камешков Марблс в логопедической работе по постановке и автоматизации поставленных звуков Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной,.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] и дифференциации звуков [С]-[С’] Тема: звук Л, звуки С-СЬ. Задачи: I—автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях; –развивать фонематическое восприятие в работе.
Логопедическое занятие по дифференциации звуков [С]-[Ш] «Путешествие в осень» Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» село Турочак. Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной.
Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации и дифференциации звуков [л], [л’] Цель занятия: • Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [л], [л’] изолированно, в слогах, словах, фразах, рассказе.
Тактильные звуковые дорожки в автоматизации звуков Учеными доказано, речь и мелкая моторика взаимосвязаны между собой. Зоны, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики находятся рядом.
Звуковая дорожка для автоматизации поставленных звуков «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма.
Источник